ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 416

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.









Глава I


1.1 История возникновения услуги Private Banking


Первые банки, ориентированные на частных лиц, были созданы более 500 лет назад в Италии. Однако в связи с их быстрой переориентацией на финансирование торговой и коммерческой предпринимательской деятельности они послужили лишь прототипом идеологии Private Banking (частного банкинга). Обслуживание же состоятельных клиентов как система индивидуального банковского сервиса появилась чуть более трех столетий назад.

Эталоном этого вида банковского обслуживания сегодня могут служить швейцарские банки. Классические частные банки в Швейцарии возникли в середине XVIII века. При этом само понятие "частный банк" появилось вовсе не потому, что такой банк обслуживал только частных клиентов, а потому, что он принадлежал частным лицам, и те несли полную солидарную ответственность, отвечая за деньги клиентов всем своим имуществом. Сегодня швейцарские частные банки, организованные, как правило, в виде клубных структур с ежегодными членскими взносами, конечно, не несут неограниченной ответственности по своим обязательствам, однако они по-прежнему занимаются семейными финансовыми делами лиц с крупным состоянием. При этом в большинстве своем подобные кредитные организации имеют богатейшие традиции, и порой в одном и том же банке могут обслуживаться несколько поколений семьи.

Private Banking зародился на рубеже 18-19 вв. вначале в Швейцарии, а затем в Англии. Именно швейцарские банкиры первыми предложили клиентам размещать средства в банки не под твёрдый процент, а в рамках прообраза современной инвестиционной декларации, подразумевающей определение уровня риска и целевой доходности. Основной причиной формирования Private Banking принято считать возникновение спроса со стороны французских аристократов, вынужденных иммигрировать в эти страны во времена Французской революции и искавших применение своим капиталам. Существовавших на рынке форм привлечения средств было уже явно недостаточно, что привело к данной модели обслуживания VIP-клиентов. Дополнительным фактором стали растущие потребности в доходном вложении средств, возникающие у представителей английской буржуазии.

За прошедшие столетия многое изменилось в формах и методах обслуживания состоятельных частных клиентов. Единственное, что продолжает оставаться неизменным вот уже в течение трёх веков, - это принципы построения отношений с клиентом на основе компетентности и надёжности. В современном виде Private Banking сформировался в начале XX века в США в период активного образования крупных частных инвестиций.

Российский рынок банковских услуг для состоятельных лиц начал формироваться в конце 1980-х гг., причём исключительно на локальных рынках. Однако в то время данные услуги нельзя было назвать Private Banking в том смысле, как это понимается сейчас. Клиентами Private Banking на западе всегда были физические лица, обладающие большими средствами. В нашей стране развитие VIP – обслуживания в банках проходило несколько по-иному, нежели в европейских государствах. Всё это привело к тому, что к 2003г. в России наконец сформировался рынок услуг Private Banking, характеризующийся следующими особенностями.


Во-первых, развивается данный рынок не только в столице, но и в регионах. Московский рынок – рынок очень состоятельных людей, который сильно сегментирован. Кроме того в российских условиях всегда необходимо учитывать специфику работы в конкретных регионах. Таким образом, выглядит логичным, если хотя бы некоторые услуги, характерные для конкретного направления, будут оказываться "на местах". В результате одним из направлений российской специфики Private Banking (для крупных банков) является дробление предоставляемых услуг: одни клиенты обслуживаются у иностранных контрагентов, другие – в регионах, а третьи – в центральном офисе.

Во-вторых, в России имеется несколько групп финансовых институтов, осуществляющих Private Banking, конкуренция между которыми со временем начнёт ощущаться. Число российских миллионеров постоянно растёт, появление новых тысяч миллионеров в основном можно ожидать в регионах. За них и развернётся конкуренция среди учреждений, предоставляющих в нашей стране услуги Private Banking.

Здесь можно рассматривать несколько групп организаций. Первая – западные банки. Вторую группу составляют крупные российские банки с устоявшейся состоятельной клиентурой, которые работают с западными банками, вбирая для своих постоянных клиентов контрагентов из их числа ("Уралсиб", "МДМ", "Зенит", "Альфа-Банк" и др.). Третья группа – крупные отечественные инвестиционные компании ("Атон", "Антанта Капитал", "Troyka" и др.), а четвёртая – банки "клубной системы". Это небольшие банки, ориентированные на обслуживание малого круга клиентов.

В настоящее время у каждой из рассмотренных групп на рынке есть своя ниша, и они почти не пересекаются. Это подтверждается и практически полным отсутствием оттока VIP-клиентов, чему способствует также активная работа банков по их удержанию.

Наконец, третьим фактором, определяющим состояние Private Banking в России, является то, что "всё больше "нерыночных" клиентов становятся "рыночными". Учитывая ужесточение в российском законодательстве, легализация крупного дохода стала совершенно необходимой.

Процесс развития был связан, с одной стороны, с формированием личных капиталов, а с другой – с возникновением необходимости передачи средств в управление профессионалам. Финансовый кризис конца 1990-х гг. подтвердил необходимость следовать проверенным временем концепциям управления частным капиталом.

Количество состоятельных людей в России увеличивается с каждым годом, следовательно, число потенциальных клиентов услуг Private Banking также постоянно растёт. Если на рубеже 2003-2004гг. количество российских миллионеров составляло 84 тыс. человека, то за прошедшие годы, согласно оценкам представителей ряда ведущих финансовых институтов, оказывающих услуги Private Banking в России, увеличилось до 110-130 тыс. человек. Таким образом, число российских миллионеров ежегодно увеличивается на 5%. .


Следует отметить, что на заре развития отечественного Private Banking западные банки выступали, фактически как рекламные агенты, предлагая состоятельным россиянам обслуживание за рубежом. В настоящее время ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Так, летом 2006г. услуги в сфере управления крупным частным капиталом в России предложил крупный швейцарский банк UBS AG. В сентябре другой банк "Кредит Свисс" объявил об открытии отделения персонального банковского обслуживания в Москве. Пока сложно сказать, насколько приход "Кредит Свисс" изменит рынок Private Banking, однако подстегнуть его развитие такой крупный игрок вполне способен.

Российский Private Banking зарождался как особая категория услуг некоторых универсальных банков для VIP-клиентов. Однако буквально за последние 5 лет эта практика развилась в обособленное направление банковской деятельности. Среди российских банков, предлагающих услуги элитного банковского обслуживания, - Банк Москвы, МДМ-Банк, ВТБ-24, Сити Банк, Альфа-Банк и некоторые другие финансовые структуры.

При рассмотрении что же представляет из себя элитное частное банковское обслуживание, прежде всего, следует отметить, что данное понятие достаточно широкое и в нем выделяются непосредственно сам Private Banking, а также VIP-обслуживание и Family Office («семейный офис»).

Private Banking - это не просто VIP-обслуживание. Следует понимать разницу между таким видом банковского обслуживания, как Private Banking, и VIP-обслуживанием. VIP-клиентом банка может стать любой из топ-менеджеров компаний, обслуживающихся в нем. Такому клиенту, естественно, доступны все продукты и услуги банка, но этот сервис все равно не сравним с услугой Private Banking. Довольно часто VIP-обслуживание заключается всего лишь в более высоком должностном уровне сотрудника банка, общающегося с клиентом. Под термином "Private Banking" (индивидуальное обслуживание банком состоятельных частных лиц - владельцев крупных капиталов) как в России, так и за рубежом понимается комплексное управление личными средствами клиента.

Private Banking - это право клиента иметь своего личного банкира и доступ к лучшим технологиям российского финансового рынка, одновременное получение в одном месте и из одних рук банковских, инвестиционных и страховых услуг, программ обучения детей и накопительных пенсионных программ для родителей и многого другого.

Специфика Private Banking в том, что каждая услуга должна быть сформирована индивидуально под потребности конкретного клиента. Основная задача банка, ориентированного на индивидуальное обслуживание, - стать для своих клиентов партнером в вопросах управления их личными средствами, организации обслуживания средств и расходов как самого клиента, так и членов его семьи. При этом клиент получает своего персонального менеджера, и тот, исходя из круга проблем, в решении которых нуждается клиент, предлагает ему ряд индивидуальных схем, из которых клиент выбирает наиболее подходящую для них.