ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2021
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
-
Качество - это сложное, многоаспектное и одновременно универсальное категория любого объекта.
Качество - это не абстрактная категория, а осязаемая каждым человеком, конкретный измеритель полезности, целесобразности и эффективности любого труда.
Аспекты качества:
- философский аспект (качество - существует определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от другого объекта).
Пример: Аристотель вкладывал в понятие качество - различие между предметами по признаку "плохой-хороший".
Уонтер Шупер - качество - это объективные физические свойства объекта, а с другой стороны это субъективная категория, которая говорит о том, на сколько предмет хорош. Качество - целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта.
- социальный аспект качества (субъективное отношение потребителя к данному объекту: личностные предпочтения, ментальность, группа общения, религиозные предпочтения.
- технические аспекты качества (количественные значения, их изменения, которые предают качественный характер).
- экономический аспект качества (потребительная стоимость объекта, сколько клиентов готов отдать)
- правовой аспект (характеризуется нормативным управлением качеством: нормативы, стандарты, международные стандарты, ISO 9000, ГОСТИСО (русский аналог)
2. Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.
Система менеджмента качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.
СТРУКТУРА СТАНДАРТА ИСО 9000:2005
Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения – определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.
Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества – приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.
Раздел 3 Термины и определения – приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.
Приложение А – приводится методология, использованная при разработке стандарта.
Приложение B – содержит алфавитный указатель терминов.
Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000:2005.
По сравнению с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000:2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000. Новый стандарт ИСО 9000:2005 также содержит термины, позволяющие учитывать совместную работу ИСО и МЭК в области надежности.
3. Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
К группе показателей назначения относят следующие подгруппы:
Классификационные, Показатели функциональные и технической эффективности, Конструктивные показатели, Показатели состава и структуры, Надежность, Безотказность, Долговечность, Ремонтопригодность, Сохраняемость,
4. управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
5.
I. Первая
звезда соответствует
начальным этапам системного подхода,
когда появилась первая система - система
Тейлора (1905
г). Она устанавливала требования к
качеству изделий (деталей) в виде полей
допусков или определенных шаблонов,
настроенных на верхнюю и нижнюю границы
допусков, - проходные и непроходные
калибры.
Для обеспечения успешного
функционирования системы Тейлора были
введены первые профессионалы в области
качества - инспекторы (в России -
технические контролеры).
Система
мотивации предусматривала штрафы за
дефекты и брак, а также увольнение.
Система
обучения сводилась к профессиональному
обучению и обучению работать с
измерительным и контрольным
оборудованием.
Взаимоотношения с
поставщиками и потребителями строились
на основе требований, установленных в
технических условиях (ТУ), выполнение
которых проверялось при приемочном
контроле (входном и выходном).
Все
отмеченные выше особенности системы
Тейлора делали ее системой управления
качеством каждого отдельно взятого
изделия.
II. Вторая
звезда.
Система
Тейлора дала великолепный механизм
управления качеством каждого конкретного
изделия (деталь, сборочная единица),
однако производство - это процессы. И
вскоре стало ясно, что управлять надо
процессами.
В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун
Лэборэтриз (ныне корпорация AT&Т) была
создана группа под руководством д-ра
Р.Л.Джонса, которая заложила
основыстатистического
управления качеством.
Это были разработки контрольных карт,
выполненные Вальтером Шухартом, первые
понятия и таблицы выборочного контроля
качества, разработанные Х.Доджем и
Х.Ромигом.
Эти работы послужили
началом статистических методов управления
качеством, которые впоследствии,
благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень
широкое распространение в Японии и
оказали весьма существенное влияние
на экономическую революцию в этой
стране.
Системы
качества усложнились, так как в них были
включены службы, использующие
статистические методы. Усложнились
задачи в области качества, решаемые
конструкторами, технологами и рабочими,
потому что они должны были понимать,
что такое вариации и изменчивость, а
также знать, какими методами можно
достигнуть их уменьшения. Появилась
специальность - инженер по качеству,
который должен анализировать качество
и дефекты изделий, строить контрольные
карты и т. п.
В
целом, акцент с инспекции и выявления
дефектов был перенесен на их предупреждение
путем выявления причин дефектов и их
устранения на основе изучения процессов
и управления ими.
Более
сложной стала мотивация труда, так как
теперь учитывалось, как точно настроен
процесс, как анализируются те или иные
контрольные карты, карты регулирования
и контроля.
К профессиональному
обучению добавилось обучение статистическим
методам анализа, регулирования и
контроля.
Стали более сложными и
отношения поставщик - потребитель. В
них большую роль начали играть стандартные
таблицы на статистический приемочный
контроль.
III. Третья звезда.
В
50-е годы была выдвинута концепция
тотального управления качеством - TQC.
[8]. Ее автором был американский ученый
А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в
Японии с большим акцентом на применение
статистических методов и вовлечение
персонала в работу кружков качества.
Сами японцы долгое время подчеркивали,
что они используют подход TQSC, где S -
Statistical (статистический).
На этом этапе,
обозначенном третьей звездой, появились
документированные системы качества,
устанавливающие ответственность и
полномочия, а также взаимодействие в
области качества всего руководства
предприятия, а не только специалистов
служб качества.
Системы мотивации
стали смещаться в сторону человеческого
фактора. Материальное стимулирование
уменьшалось, моральное увеличивалось.
Главными
мотивами качественного труда стали
работа в коллективе, признание достижений
коллегами и руководством, забота фирмы
о будущем работника, его страхование и
поддержка его семьи.
Все большее
внимание уделяется учебе. В Японии и
Корее работники учатся в среднем от
нескольких недель до месяца, используя
в том числе и самообучение.
Конечно,
внедрение и развитие концепции TQC в
разных странах мира осуществлялись
неравномерно. Явным лидером в этом деле
стала Япония, хотя все основные идеи
TQC были рождены в США и в Европе. В
результате американцам и европейцам
пришлось учиться у японцев. Однако это
обучение сопровождалось и нововведениями.
В
Европе стали уделять большое внимание
документированию систем обеспечения
качества и их регистрации или сертификации
третьей (независимой) стороной. Особенно
следует отметить британский стандарт
BS 7750, значительно поднявший интерес
европейцев к проблеме обеспечения
качества и сертификации систем
качества.
Системы взаимоотношений
поставщик - потребитель также начинают
предусматривать сертификацию продукции
третьей стороной. При этом более
серьезными стали требования к качеству
в контрактах, более ответственными
гарантии их выполнения.
Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших - система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям. Справедливо считать Т. Ф. Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством, и его имя должно стоять рядом с такими именами, как А. Фейгенбаум, Г. Тагути, Э. Шиллинг, Х. Вадсвордт.
IV. Четвёртая
звезда.
В
70-80 годы начался переход от тотального
управления качеством к тотальному
менеджменту качества (TQM). В это время
появилась серия новых международных
стандартов на системы качества ИСО 9000
(1987 г.), оказавшие весьма существенное
влияние на менеджмент и обеспечение
качества. Если
TQC - это управление качеством с целью
выполнения установленных требований,
тo TQM - этo еще и управление целями и самими
требованиями.
В
TQM включается также и обеспечение
качества, которое трактуется как система
мер, обеспечивающая уверенность у
потребителя в качестве продукции.
Премечание:
TQC
- Всеобщее управление качеством;
QA -
Обеспечение качества;
QPolicy - Политика
качества;
QPIanning - Планирование
качества;
QI - Улучшение качества.
Система
ТQМ является комплексной системой,
ориентированной на постоянное улучшение
качества, минимизацию производственных
затрат и поставки точно в срок. Основная
философия ТQМ базируется на принципе
- улучшению
нет предела.
Применительно к качеству действует
целевая установка - стремление к 0
дефектов, к затратам - 0 непроизводительных
затрат, к поставкам - точно в срок.
При
этом осознается, что достичь этих
пределов невозможно, но к этому надо
постоянно стремиться и не останавливаться
на достигнутых результатах. Эта философия
имеет специальный термин - "постоянное
улучшение качества" (quality improvement).
В системе ТQМ используются адекватные
целям методы управления качеством.
Одной из ключевых особенностей системы
является использование коллективных
форм и методов поиска, анализа и решения
проблем, постоянное участие в улучшении
качества всего коллектива.
В
TQM существенно возрастает роль человека
и обучения персонала. Мотивация достигает
состояния, когда люди настолько увлечены
работой, что отказываются от части
отпуска, задерживаются на работе,
продолжают работать и дома. Появился
новый тип работников - трудоголики.
Обучение
становится тотальным и непрерывным,
сопровождающим работников в течение
всей их трудовой деятельности. Существенно
изменяются формы обучения, становясь
все более активными. Так, используются
деловые игры, специальные тесты,
компьютерные методы и т. п.
Обучение
превращается и в часть мотивации. Ибо
хорошо обученный человек увереннее
чувствует себя в коллективе, способен
на роль лидера, имеет преимущества в
карьере. Разрабатываются и используются
специальные приемы развития творческих
способностей работников.
Во
взаимоотношения поставщиков и потребителей
весьма основательно включилась
сертификация систем качества на
соответствие стандартам ИСО 9000.
6. В истории философии качества существуют 4 перекрывающиеся и продолжающиеся фазы, которые, в полном соответствии с законами диалектики, развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя - обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли компании (внутренняя цель). Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось. Эволюция методов обеспечения качества приведена на Рис.4.
Рис.4. Эволюция методов обеспечения качества
Фаза отбраковки
Она началась вместе с ремеслом и вошла в практику отдельных мастеров, которые проверяли свою собственную работу, мастеров, которые наблюдали за работой подмастерьев, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку. Не следует забывать цеховые организации средневековых городов, которые, если выражаться современным языком, сертифицировали мастеров - присуждали звание мастера после серьезных испытаний качества изделия. Каждое изделий было индивидуальным.
В 70х гг. XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюэля Кольта) родилась идея стандартного качества - изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров, и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.
Выдающийся вклад в развитие этой фазы внесли американские автомобилестроители - Генри Мартин Леланд (основатель фирмы "Кадиллак") и Генри Форд. Леланд впервые применил в автомобильном производстве работу по калибрам и придумал пару "проходной" и "непроходной" калибр. В марте 1908 г. эксперты Британского автомотоклуба отобрали случайным образом 3 экземпляра из экспортной партии автомобилей "Кадиллак", прибывшей в Англию, и разобрал их до последнего винтика. Все детали свалили в кучу, а затем кое- какие детали из этой кучи изъяли и заменили запчастями, позаимствованными опять же наугад в местном агенстве по продаже и обслуживанию автомобилей "Кадиллак". Потом группа механиков, вооруженная только отвертками и гаечными ключами, собрала машины заново и запустила моторы. Две машины завелись с первой попытки, а одна - со второй, и все они отправились на длительную обкатку по только что сданному в эксплуатацию автодрому Бруклэндс. И когда вновь собранные машины подтвердили полную идентичность своих ходовых характеристик параметрам автомобилей заводской сборки, Британский автомотоклуб выдал фирме "Кадиллак" диплом и серебряный кубок с надписью "За стандартизацию". После этого на табличке с гербом фирмы на автомобилях "Кадиллак" появилась надпись "Standart of the world" - образец для подражания для всего мира.