Файл: Расстройства поведения и психики собак и коррекция поведения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[114]. В результате обследования На основании проведенного исследования Николькая предлагает следующее описание отклоняющегося поведения у собак:
Наибольший интерес, с точки зрения обнаружения связи девиантного поведения собаки с нарушением нее привязанности к хозяину, представляет третья группа расстройств поведения. А именно: «Реакция на неблагоприятное окружение», поскольку остальные нарушения, включаю идиопатическую агрессию, имеют органическую природу. По результатам вышеупомянутого исследования, эта группа расстройство является самой многочисленной. В результате исследования было выявлено следующее процентное соотношение девиантных животных:
Как видно из проведенной таблицы, основная доля отклоняющегося поведения приходится на отклонения в поведении, не имеющие органической природы. Именно они, возможно, связаны с нарушениями привязанности у собак к хозяевам.
Часть вторая: Исследование взаимосвязи нарушений привязанности с поведенческими расстройствами у домашней собаки.
1. Нарушение привязанности, как детерминанта поведенческих расстройств домашних собак.
Теория привязанности была разработана Дж. Боулби, на основе открытия феномена импринтинга Конрадом Лоренцем. Боулби намеренно использовал в своих трудах этологические термины: «инстинкт» и «импринтинг», показываю, тем самым, что к поведению человека приложимы понятия и они дают надежное объяснения тем феноменом, которые он описывал. С точки зрения Боулби, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с объектом привязанности, на который у него выработался импринтинг.
В дальнейшем, теория привязанности получила развитие в работах Мэри Эйнсворд. В серии экспериментов «Незнакомая ситуация» Эйнсворд выделила три типа привязанности: надежный, избегающий и сопротивляющийся.
Надежный тип привязанности выражается в том, что ребенок ведет себя уверенно и проявляет исследовательскую активность, быстро успокаивается при разлуке с матерью (антиципирует ее возвращение), и радуется воссоединению с матерью, после чего возвращается к исследовательскому поведению.
Избегающий тип привязанности выражается в безразличии к присутствию матери, ее уходу и возвращению.
Сопротивляющийся или амбивалентный выражается в том, что ребенок испытывает тревогу даже в присутствии мамы, при ее уходе — тревога ребенка возрастает, а при возвращении ребенок проявляет к маме агрессию.
К типам привязанности описанным Эйнсворд, добавился дезорганизованный тип (характерный для детей с опытом жесткого обращения с ними в анамнезе, который выражается в том, что при разлуке с матерью ребенок застывает, а при ее возвращении — убегает или прячется от нее) и симбиотическая (характерная для детей с тревожными мамами, которая выражается в том, что ребенок не отходит от матери и не проявляет исследовательскую активность).
В ходе исследования привязанности, было выдвинуто предположение, что ее типы строятся на двух переменных: самооценки и оценки объекта привязанности.
Г. Ньюфелд разработал свою теорию шестиметровой привязанности, на основе которой была написана работа О. Писарик: «Привязанность. Жизненно важная связь» (137). В работе раскрывается связь проблем в поведении детей с нарушениями их привязанности к родителям. И, напротив, устойчивая привязанность приводит к тому что дети с удовольствием и охотно слушаются родителей, поскольку уверены в том, что родители всегда действуют в интересах детей, всегда на стороне ребенка.
Исследования привязанности выделяют в качестве детерминант ее нарушений стиль воспитания и наличие ограничений. К нарушениям привязанности приводят два противоположных по сути стиля воспитания: гиперопека и гиперкнтоль. При этом оба стиля воспитания — это две стороны одной медали, которые отражают недоверие родителя как к ребенку, так и к самому себе, как к лидеру и подрывают чувство безопасности и самоуверенность в самом ребенке. Ребенок чувствует, что родитель (лидер) ненадежен, а так же не получает собственный опыт успешного решения задач адаптации и положительную обратную связь от объекта привязанности в ответ на собственную активность
Кроме того, во многих работах показано, что ребенок нуждается в системе четких и стабильных запретов и ограничений со стороны родителей (лидера). Непоследовательность в предъявлении требований и запретов или их отсутствие приводят к нарушениям привязанности, тревожности и восприятию мира как нестабильного и небезопасного. Разумные ограничения (понятные границы) дают ребенку ощущение стабильности и уверенности.
В настоящее время привязанность рассматривается как биологическая основа для развития ребенка и его познавательной деятельности. Объект привязанности — это некая «База безопасности», которая позволяет ребенку активно познавать мир, развивать уверенность устойчивость и ресурсность. Привязанность, в свою очередь, формируется на основе заботы родителей о ребенке. Забота — биологический фундамент привязанности, на основе которого формируются главные ее компоненты: доверие и чувство безопасности.
В 1998 году предпринимается попытка «вернуть» теорию привязанности в этологию. Венгерскими учеными проводится серия исследований привязанности собак к человеку. Исследование показало, что большинство собак способно привязываться к человеку довольно быстро. Для этого достаточно, чтобы человек три дня брал собаку из приюта на 10-минутную прогулку [209].
Так же четыре исследования на тему привязанности собаки к человеку провели итальянские ученые.
В 2005 году, на биологическом факультете МГУ С. Баскина, под руководствам д.б.н. Е.П Крученковой, проводит тест из семи эпизодов, которые в целом, воспроизводит сценарий эксперимента «Неопределенная ситуация», проводимого с детьми М Эйнсворд, только с участием собак и их хозяев.
В исследовании выяснилось, что поведение щенков оказалось более похожим на поведение годовалых детей человека, чем на поведение взрослых собак в том, что касается признаков привязанности. Щенки, как и дети, стоило «объекту привязанности» выйти за дверь, переставали осматривать комнату и интересоваться игрушками, независимо от того, был ли незнакомый человек в комнате или нет. Когда хозяин, в случае с собаками, или мама, в случае с детьми, возвращались, то щенки и дети начинали снова интересоваться своим окружением.
Гипотеза настоящей работы основана на следующих посылках:
Гипотеза исследования: Вероятно, ряд поведенческих отклонений и непослушание собак связано с нарушениями у них привязанности.
Если такая связь обнаружится, следующим шагом будет разработка технологии психокоррекции отклоняющегося поведения собак через терапию привязанности.
2. Исследование связи отклоняющегося поведения собаки с типом привязанности к хозяину.
Методики исследования.
Для определения стиля воспитания собаки и способа установления для нее границ дозволенного, в исследовании использовалась методика Журавлева в модификации Никольской «Определение характера взаимоотношение хозяина с собакой». Этот тест представляет собой модификацию опросника А. Л. Журавлева (Журавлев, 1977) [114].
(Приложение 8)
Директивный компонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного.
Разрешительный компонент означает снисходительность к собаке, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, последовательного контроля, либеральность, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент означает, что требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом и осознанием причин нежелательного поведения собаки, а также принятием вины за свои ошибки и осознанным стремлением их исправить.
В результате обработки теста по тому, каких компонентов будет больше в результате (д, р или к), можно определить стиль взаимоотношений хозяина с собакой (директивный, разрешительный или коллегиальный) и в зависимости от этого давать рекомендации по поведенческой терапии.
Предположительно, директивный стиль (шкала Д) отражает гиперконтроль в отношениях хозяина и собаки, а нестабильная система ограничений и требований отражается в значениях шкалы Р (разрешительный компонент) в отношениях хозяина с собакой.
Для оценки степени неудовлетворенности хозяина поведением собаки применялась модификация
Наибольший интерес, с точки зрения обнаружения связи девиантного поведения собаки с нарушением нее привязанности к хозяину, представляет третья группа расстройств поведения. А именно: «Реакция на неблагоприятное окружение», поскольку остальные нарушения, включаю идиопатическую агрессию, имеют органическую природу. По результатам вышеупомянутого исследования, эта группа расстройство является самой многочисленной. В результате исследования было выявлено следующее процентное соотношение девиантных животных:
Как видно из проведенной таблицы, основная доля отклоняющегося поведения приходится на отклонения в поведении, не имеющие органической природы. Именно они, возможно, связаны с нарушениями привязанности у собак к хозяевам.
Часть вторая: Исследование взаимосвязи нарушений привязанности с поведенческими расстройствами у домашней собаки.
1. Нарушение привязанности, как детерминанта поведенческих расстройств домашних собак.
Теория привязанности была разработана Дж. Боулби, на основе открытия феномена импринтинга Конрадом Лоренцем. Боулби намеренно использовал в своих трудах этологические термины: «инстинкт» и «импринтинг», показываю, тем самым, что к поведению человека приложимы понятия и они дают надежное объяснения тем феноменом, которые он описывал. С точки зрения Боулби, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с объектом привязанности, на который у него выработался импринтинг.
В дальнейшем, теория привязанности получила развитие в работах Мэри Эйнсворд. В серии экспериментов «Незнакомая ситуация» Эйнсворд выделила три типа привязанности: надежный, избегающий и сопротивляющийся.
Надежный тип привязанности выражается в том, что ребенок ведет себя уверенно и проявляет исследовательскую активность, быстро успокаивается при разлуке с матерью (антиципирует ее возвращение), и радуется воссоединению с матерью, после чего возвращается к исследовательскому поведению.
Избегающий тип привязанности выражается в безразличии к присутствию матери, ее уходу и возвращению.
Сопротивляющийся или амбивалентный выражается в том, что ребенок испытывает тревогу даже в присутствии мамы, при ее уходе — тревога ребенка возрастает, а при возвращении ребенок проявляет к маме агрессию.
К типам привязанности описанным Эйнсворд, добавился дезорганизованный тип (характерный для детей с опытом жесткого обращения с ними в анамнезе, который выражается в том, что при разлуке с матерью ребенок застывает, а при ее возвращении — убегает или прячется от нее) и симбиотическая (характерная для детей с тревожными мамами, которая выражается в том, что ребенок не отходит от матери и не проявляет исследовательскую активность).
В ходе исследования привязанности, было выдвинуто предположение, что ее типы строятся на двух переменных: самооценки и оценки объекта привязанности.
Г. Ньюфелд разработал свою теорию шестиметровой привязанности, на основе которой была написана работа О. Писарик: «Привязанность. Жизненно важная связь» (137). В работе раскрывается связь проблем в поведении детей с нарушениями их привязанности к родителям. И, напротив, устойчивая привязанность приводит к тому что дети с удовольствием и охотно слушаются родителей, поскольку уверены в том, что родители всегда действуют в интересах детей, всегда на стороне ребенка.
Исследования привязанности выделяют в качестве детерминант ее нарушений стиль воспитания и наличие ограничений. К нарушениям привязанности приводят два противоположных по сути стиля воспитания: гиперопека и гиперкнтоль. При этом оба стиля воспитания — это две стороны одной медали, которые отражают недоверие родителя как к ребенку, так и к самому себе, как к лидеру и подрывают чувство безопасности и самоуверенность в самом ребенке. Ребенок чувствует, что родитель (лидер) ненадежен, а так же не получает собственный опыт успешного решения задач адаптации и положительную обратную связь от объекта привязанности в ответ на собственную активность
Кроме того, во многих работах показано, что ребенок нуждается в системе четких и стабильных запретов и ограничений со стороны родителей (лидера). Непоследовательность в предъявлении требований и запретов или их отсутствие приводят к нарушениям привязанности, тревожности и восприятию мира как нестабильного и небезопасного. Разумные ограничения (понятные границы) дают ребенку ощущение стабильности и уверенности.
В настоящее время привязанность рассматривается как биологическая основа для развития ребенка и его познавательной деятельности. Объект привязанности — это некая «База безопасности», которая позволяет ребенку активно познавать мир, развивать уверенность устойчивость и ресурсность. Привязанность, в свою очередь, формируется на основе заботы родителей о ребенке. Забота — биологический фундамент привязанности, на основе которого формируются главные ее компоненты: доверие и чувство безопасности.
В 1998 году предпринимается попытка «вернуть» теорию привязанности в этологию. Венгерскими учеными проводится серия исследований привязанности собак к человеку. Исследование показало, что большинство собак способно привязываться к человеку довольно быстро. Для этого достаточно, чтобы человек три дня брал собаку из приюта на 10-минутную прогулку [209].
Так же четыре исследования на тему привязанности собаки к человеку провели итальянские ученые.
В 2005 году, на биологическом факультете МГУ С. Баскина, под руководствам д.б.н. Е.П Крученковой, проводит тест из семи эпизодов, которые в целом, воспроизводит сценарий эксперимента «Неопределенная ситуация», проводимого с детьми М Эйнсворд, только с участием собак и их хозяев.
В исследовании выяснилось, что поведение щенков оказалось более похожим на поведение годовалых детей человека, чем на поведение взрослых собак в том, что касается признаков привязанности. Щенки, как и дети, стоило «объекту привязанности» выйти за дверь, переставали осматривать комнату и интересоваться игрушками, независимо от того, был ли незнакомый человек в комнате или нет. Когда хозяин, в случае с собаками, или мама, в случае с детьми, возвращались, то щенки и дети начинали снова интересоваться своим окружением.
Гипотеза настоящей работы основана на следующих посылках:
-
Привязанность ребенка к родителям является «Базой безопасности», позволяющей ему активно развиваться и проявлять познавательную активность. -
Биологической основой привязанности является забота родителей о ребенке (одного субъекта о другом). -
Некоторые нарушение в поведении детей и проблемы с их воспитанием и социализацией связаны с нарушением привязанности. -
Детерминантами нарушений привязанности являются такие стили воспитания как гиперопека или гиперконтроль, а так же нестабильная система ограничений и требований к ребенку. -
При коррекции привязанности у детей, восстановлении чувства доверия к родителям и чувства безопасности, поведение ребенка выравнивается. -
Привязанность собак к человеку аналогична привязанности детей к их родителям.
Гипотеза исследования: Вероятно, ряд поведенческих отклонений и непослушание собак связано с нарушениями у них привязанности.
Если такая связь обнаружится, следующим шагом будет разработка технологии психокоррекции отклоняющегося поведения собак через терапию привязанности.
2. Исследование связи отклоняющегося поведения собаки с типом привязанности к хозяину.
Методики исследования.
Для определения стиля воспитания собаки и способа установления для нее границ дозволенного, в исследовании использовалась методика Журавлева в модификации Никольской «Определение характера взаимоотношение хозяина с собакой». Этот тест представляет собой модификацию опросника А. Л. Журавлева (Журавлев, 1977) [114].
(Приложение 8)
Директивный компонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного.
Разрешительный компонент означает снисходительность к собаке, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, последовательного контроля, либеральность, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент означает, что требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом и осознанием причин нежелательного поведения собаки, а также принятием вины за свои ошибки и осознанным стремлением их исправить.
В результате обработки теста по тому, каких компонентов будет больше в результате (д, р или к), можно определить стиль взаимоотношений хозяина с собакой (директивный, разрешительный или коллегиальный) и в зависимости от этого давать рекомендации по поведенческой терапии.
Предположительно, директивный стиль (шкала Д) отражает гиперконтроль в отношениях хозяина и собаки, а нестабильная система ограничений и требований отражается в значениях шкалы Р (разрешительный компонент) в отношениях хозяина с собакой.
Для оценки степени неудовлетворенности хозяина поведением собаки применялась модификация