Файл: Расстройства поведения и психики собак и коррекция поведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Идиопатическая (немотивированная) агрессия.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство

4. Неврастенический статус

5. Реактивные состояния

6. Синдром разрыва связей

7. Породные и особенности, составляющие проблему для владельца.

8. Здоровое поведение собаки, составляющее проблему для владельца.

Из данной классификации очевидно, что коррекция аномалий поведения, имеющих органическую природу, является компетенцией ветеринаров и такая собака, скорее всего, требует пожизненной медикаментозной поддержки. В то время как породные особенности и здоровое поведение собаки, составляющие проблему для владельца, вообще не требуют коррекции поведения собаки. Необходима работа с хозяином, с тем чтобы он изменил свои ожидания от питомца и адаптировал образ жизни семьи и самой собаки к ее естественным и природным потребностям.

Остальные нарушения, расположенные на данном континууме, могут быть скомпенсированы сочетанием разных подходов: медикаментозной терапии и психокоррекции, психокоррекции и обучения собаки, психокоррекции собаки и обучения хозяина и так далее.

По модальности нарушений поведения можно выделить следующие типы нарушений:

1. Нарушения агрессивного спектра

2. Нарушение фобического спектра

3 Нарушения, связанные с нечистоплотностью

5. Нарушения характера

6. Нарушения настроения

7. Нарушение стереотипных форм поведения

8. Отклоняющееся половое поведение

9. Нарушения материнского инстинкта

10. Нарушения мышления и принятия решений

По причинам поведенческие нарушения можно разделить на:

1. Нарушения связанные с аномалиями развития и или поражениями ЦНС

2. Нарушения связанные с психротавмами

3. Нарушения связанные с социальной средой развития

4. Нарушения связанные с плохим выращиванием (запущенностью)

5. Нарушения связанные с неправильным обучением и дрессировкой
Для изучения общественного мнения относительно причин нарушений поведения у собаки был проведен опрос в сети интернет на ресурсе не специализирующемся на вопросах содержания собак. Респондентам предлагалось ответить на вопрос:

Что является основной причиной нарушения поведения собак-компаньонов

путем выбора одного варианта ответа из предложенных, с пояснениями в комментариях:


1. поведение хозяина (какое)

2. психотравмы (переживание экстремальных ситуаций, ужаса связанного с угрозой жизни и здоровью)

3. врожденные аномалии нервной системы и эндогенные психические расстройства

4. характеристики породы (каких пород, какие нарушения)

5. нарушение привязанности

6. избалованность

7. тип контакта собаки и хозяина

8. нарушение в семейной системе владельца

9. другая причина (какая)

В опросе приняло участие 17 человек. Ответы распределились следующим образом.

1. Плохое выращивание и воспитание 8(47%)

2. Нарушение иерархии в семейной системе 3(18%)

3. Неопытность владельца 2(12%)

4. Врожденные аномалии психики 1(6%)

5. Жестокое обращение с собакой 1(6%)

6. неадекватные требования к поведению собаки 1(6%)

7. Свой вариант 1(6%)

Приложение 7

Итак, для решения проблем, связанных с поведением собаки, необходимо выяснить причину их породившую и подбирать методы коррекции исходя из детерминант поведенческих аномалий.
Новизна: Проблема коррекции поведения собак рассматривается преимущественно в рамках ветеринарии и дрессировки и обучения собак. Коррекция аномального поведения собак имеющего органическую природу осуществляется за счет медицинской психотерапии и психфармакологи. Немедицинская коррекция поведения собак осуществляется за счет формирования угасания неадаптивнх условнях рефлексов и формирования желаемых. Психотерапевтический подход, подразумевающие исцеление диады отношений собака-хозяин, в настоящее время не нашел широкого распространения. Проблема отношений собаки с человеком рассматривается преимущественно со стороны психотерапевтического воздействия на человека и активно разрабатывается в рамках канистерапии. В настоящей работе отношения собаки и человека и тип возникающей между ними привязанность рассматриваются как детерминанта некоторых видов поведенческих нарушений с одной стороны, и как психотерапевтический фактор — с другой.
Практическая значимость:

В данной работе уточняются и формируются новые гипотезы о влиянии типа привязанности собаки к человеку на поведение собаки. Таким образом, данная работа является пилотажным исследованием.

Объект исследования:

Проблемное поведение и нарушения поведения домашних собак canis familiaris
Предмет исследования:


Нарушение типа привязанности, как детерминанта отклоняющегося и проблемного поведения домашних собак.
Проблема исследования:

Взаимосвязь типа привязанности и поведения домашней собаки.
Гипотеза исследования:

Нарушения поведения собаки, отклоняющееся и проблемное поведение не имеющие органическую или психотравмвтическую природу, связаны с нарушениями в семейной системе и расстройством привязанности у собаки.
Цели и задачи исследования;

Целью исследования является:

- обнаружение связи расстройства привязанности с расстройствами поведения у домашних собак.

Задачи исследования:

1. Анализ актуальных представлений о здоровом поведении собаки.

2. Анализ актуальных представлений о типах нарушения поведения у домашней собаки.

3. Выявление типов взаимоотношений собаки с хозяином и расстройства привязанности (проведение опроса у владельцев домашних собак).

4. Выявление нарушений поведения у домашних собак (проведение опроса у владельцев домашних собак)

5. Выявление связи расстройства привязанности с нарушениями поведения у домашних собак (корреляционное исследование).
Проблема исследования

Взаимосвязь типа привязанности домашней собаки-компканьона к хозяину с отклоняющимся повдением собаки.
Гипотеза исследования:

Отклоняющееся повдение домашней собаки свлязано с нарушениями у нее привязанности к хозяину.
Методы исследования:

В работе применялся метод анализа литературы и корреляционный анализ.
Методики исследования:

В работе применялись методика Журавлева в модификации Никольской «Определение характера взаимоотношение хозяина с собакой».

И модификация методики Дембо-Рубинштейн.
Структура исследования :

Работа состоит из введения, двух частей: (анализа литературы и практической части исследования), заключения списка литературы и девять приложений. Первая часть состоит из семи глав, вторая содержит три главы, включая выводы из проведенного исследования. При написании работы проанализировано 209 источников.


Часть первая. Актуальные представления о здоровом и отклоняющемся поведении домашней собаки (canis familiaris)

1. Здоровое поведение собаки (canis familiaris)

1. 1. Развитие психики собаки филогенезе и видоспецифические свойства психики canis familiaris

Собака является уникальным животным, с точки зрения формирования ее психики в процессе филогенеза. Собака на протяжении многих лет формируется под влиянием взаимоотношений вида-лидера, то есть человека. Эволюцию собаки можно описать через эволюцию ее взаимоотношений с человеком. Первой формой сосуществования собаки и человека, с точки зрения современных биологов, является комменсализм. Вид сожительства организмов разного вида, при котором один организм живет за счет другого не причиняя ему при этом никакого вреда [2].

Впоследствии, взаимоотношения собаки и человека приобретают форму мутализма, одной из форм симбиоза, при которой оба вида приносят какую-то пользу друг другу. Такое изменение взаимодействия видов, произошло при домистикации диких прародителей собаки. В процессе симбиоза с человеком, меняется, прежде всего, пищедобывательное поведение животного. В отличие от диких сородичей, одомашненная собака получает пищу преимущественно от человека и преимущественно за желательное, полезное человеку поведение. Таким образом, человек подкрепляет определенное поведение собаки. В свою очередь собака эмоционально реагирует на заботу со стороны человека, пожалуй более эмоционально, чем большинство других домашних животных, чем в свою очередь, подкрепляет поведение человека, направленное на заботу о ней. На основе заботы о собаке и ее эмоционального отклика, между человеком и собакой формируется привязанность. Именно забота является биологической основой формирования привязанности. Польза получаемая от собаки со временем отступает на второй план, а на первый план выходит ценность эмоционального общения с собакой. Собака становится для человека членом семьи. Известно, что статус члена семьи получают некоторые домашние животные, в том числе выращиваемые для сельскохозяйственных нужд, о которых человек вынужден усиленно заботиться в силу каких либо причин. Так, например, известен феномен особого статуса одомашненных северных оленей распространенный у северных народов (у таких, например, как коряки, ханты, манси), оленята, которые родились слишком рано весной, во избежание их гибели от еще не отступивших морозов, допускаются в жилище человека. В последствии такие олени не возвращаются в стада, а живут поблизости с чумом. Таких животных не забивают на мясо и шкуры, олени погибают от старости и их захоранивают. Такие олени называются Авки.


Статус членов семьи выделяют собак и кошек среди других домашних животных. Мутализм человека с собакой и кошкой со временем приобретает асимметричный характер. Человек все меньше и меньше руководствуется соображениями пользы и выгоды при заботе о собаке и кошке, и все больше переносит внимание на эмоциональное взаимодействие с ними. Польза от содержания таких домашних животных, как кошка и собака сдвигается в сферу общения, а не экономики[2]/ Забота о собаке и кошке и восприятие их как членов семьи приводит к тому, что обращение человека со своими питомцами аналогично обращению родителей со своими детьми. Отношении кошек и, особенно, собак человек, как правило, реализует родительское поведение.

В результате взаимоотношений собаки с видом-лидером (человеком), с точки зрения Генри Аскью, «речь вполне может идти об эволюционном процессе, напоминающем классический случай мимикрии в животом мире» [2]. Своим поведением собака имитирует поведение ребенка.

В своем исследовании Цимен сравнивает поведение волков и собак и приходит к выводу о соответствии некоторых форм поведения взрослых собак и молодых волков. Это доказывает, что следствие домистикации волков и превращения их в собаку является неотония - сохранение ювенильных черт и компонентов поведния свойственных молодым особям во взрослом возрасте.

Еще одной из важнейшей особенностей филогенеза собаки является то, что в отличие от диких животных, собака на протяжении многих тысяч лет подвергалась искусственному отбору. При выведении новых пород учитывались не только экстерьерные и рабочие качества собаки, о и другие особенности психики, в том числе эмоциональность, ориентация на человека, обучаемость и так далее.

Таким образом, развитие психики собаки в филогенезе можно описать через эволюцию ее взаимоотношений с человеком. Способность устанавливать особые, эмоционально окрашенные отношения с видом-лидером являются основным видоспецифическим свойством психики современной собаки.
1.2. Развитие психики собаки в онтогенезе и сенситивные периоды развития

Развитие психики собаки в онтогенезе интересно, в первую очередь, с точки зрения сенситивных периодов развития. То есть периодов особой чувствительности к освоению тех или иных навыков или развитию тех или иных функций психики. Американский бихевиорист Генри Бейтсон описывает суть сенситивных периодов развития через образную модель открывающихся и закрывающихся окон поезда. Эта модель получила название «Поезд Бейтсона». «Если пассажир, едущий в таком поезде, не взглянул вовремя в открывшееся окошко, он никогда больше не увидит промелькнувшего за ним пейзажа. При следующем открытии этого окна (если оно вообще откроется повторно) вид за окном уже изменится, а полученная пассажиром информация будет неточной, измененной или неполной. Точно так же и мозг животного получает возможность эффективного усвоения той или иной информации об окружающем мире только на определенной стадии своего развития. Упущенные возможности в дальнейшем уже не восполняются в полной мере.»