Файл: Задание Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого на Ваш выбор)..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого – на Ваш выбор). Начните со схемы проведения исследования, если Вы считаете целесообразным что-либо добавить / скорректировать в приведенной нами схеме - делайте это. Оформите задание в виде таблицы. Методики не описывайте, указывайте только названия и цель.
Схема проведения исследования- Нейропсихологическая диагностика – исследование психических процессов с помощью набора специальных проб, имеющее своей целью качественную и количественную квалификацию нарушений (состояний) ВПФ и устанавливающее связь выявленных дефектов (особенностей) с патологией (состоянием) определенных отделов мозга или же с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом.
В этой процедуре важно, что сама по себе процедура не является жесткой: мы вправе начинать и заканчивать любой пробой и проводить их все. Проба – некий инструмент, который позволяет нам проверить свою гипотезу (гипотезы). Мы знакомимся с историей болезни, беседуем с больным, родственниками, врачом, и у нас складывается некоторая картина зоны поражения и формируется некоторая гипотеза. И мы ее можем начинать проверять и начинаем с той пробы, с которой мы хотим начать. Если проба не приносит результата, то мы меняем гипотезу. Это как движение по минному полю – что сработает. Процедура очень гибкая.
Бланк протокола нейропсихологического обследования
Фамилия, имя, отчество Кондратьев В.А
Возраст __11 лет
Место учёбы школа № 1 г. Санкт-Петербург
Диагноз: Гиперкинетическое расстройство
методика название | Цель |
| |
Опросник латерального предпочтения | пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты. |
Проба Чернашека. | Одна из проб на функциональную асимметрию рук и выявление скрытого левшества, использующаяся у детей. |
3. Функциональная асимметрия ног и тела | В основном применяется для выявления у спортсменов активная-ведущая нога |
| |
1. Исследование памяти | |
1.1. Исследование слухоречевой памяти по А. Р. Лурия | исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым |
1.1.2. Запоминание двух групп слов | материалом исследование скорости и |
| объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала |
1.2. Исследование зрительной памяти Методика Пьерона-Рузера | исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти. |
2. Исследование внимания | |
2.1. Исследование устойчивости, переключения внимания Методика Пьерона-Рузера | исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения детей 6,5 - 9 лет. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков. |
2.1.2. Корректурная проба - 1 | исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления и пресыщения детей 8-11 лет. |
2.1.3. Корректурная проба - 2 | исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления и пресыщения детей 8-11 лет. |
2.2. Исследование объема динамического внимания Таблицы Шульте | исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания, объема внимания, выявления инертности психических процессов в целом. |
2.3. Исследование переключаемости внимания Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте | исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и «врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати. |
3. Исследование мышления | |
3.1. Исследование вербально-логического мышления Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров | Определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций |
3.1.1. Подбор парных аналогий предложена В.П. Критской (Критская, Савина, 19X2) на основе метода парных ассоциаций М. Калкинс (9, 20]. | исследование операции установления логической связи и отношения между понятиями, обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). |
3.1.2. Подбор простых аналогий У. Гордон | возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти |
3.1.3. Выделение двух существенных признаков С.Я. Рубинштейн. | выявление способности выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также оценка последовательности рассуждений ребенка. Для исследования детей 7 - 11 лет. |
3.1.4. Исключение понятий С.Х. Сафонова | исследование уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух. |
3.1.5. Последовательные картинки Бернштейн А.Н | изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, объединение отдельных частей смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Дополнительным параметром, выявленным тестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий |
3.2. Исследование невербального мышления 3.2.1. Кубики Косса | выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением. |
3.2.2. Продолжи ряд | выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений |
Тест «Точки» (III функциональный блок мозга по А.Р. Лурия) | предназначена для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности (I функциональный блок мозга) у детей 6-10 лет. |
Двухцветные таблицы Шульте – Горобова | предназначены для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности. |
Тест «Руки-ноги-голова» | направлен на оценку функций программирования и контроля, рабочей памяти у школьников. |
Тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена» | предназначен для оценки невербального интеллекта и функций переработки зрительно-пространственной информации. |
Тест «Понимание близких по звучанию слов» | предназначен для оценки состояния функций переработки слуховой информации. |
Тест «Стрелы» Батарея тестов реализована на базе системы «Практика-МГУ» в рамках гранта РФФИ № 17-06-12026 и включает в себя набор методик, предназначенных для оценки состояния различных компонентов высших психических функций у детей. В настоящее время батарея включает в себя 11 методик. | направлен на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций у школьников. |
Тест «Ориентация линии» А. Бентоном | Версия пробы Бентона, направлена на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций |
Задание 2. Кейс. К Вам поступил пациент А., 28 лет, после автомобильной аварии (прошло 2 месяца).Из анамнеза болезни Вам стало известно о том, что основной удар пришелся на область затылка. В течение часа А. не приходил в сознание, а, очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре офтальмолог и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из-за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.
Какая симптоматика наблюдается у больного?
Ответ : Миопия, зрительная агнозия, оптико-пространственная агнозия
С чем связана данная симптоматика?
Корковая слепота. Она связана с билатеральным поражением первичных полей зрительного анализатора Локализация очага поражения находится в полюсах обеих затылочных долей 17 поля
Задание 3. Кейс. У Вас на приеме пациент В. сорганическим поражением головного мозга. При копировании конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица Вы выяснили, что пациент изобразил оба изображения повернутыми на 90°. Укажите, где локализован патологический очаг при данном феномене.
У взрослых поворот изображения на 90° может являться признаком локализации патологического очага в пределах мосто-мозжечковой системы.
Задание 4. Кейс. В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…». Составьте план работы с ребенком и семьей.
Прежде всего следует активно выслушать клиента. Необходимо сфокусироваться на чувствах клиента, отзеркалить их. В данной ситуации возможно несколько вариантов ответов. Например, можно уточнить, правильно ли вы поняли клиента («Правильно ли я Вас поняла, что Вы обеспокоены вспышками агрессии
, возникающими периодически у Вашего сына?»), или эмпатически откликнуться на рассказ клиента («Я прекрасно понимаю Вас, Вы сейчас находитесь в тяжёлой жизненной ситуации»). Затем можно порекомендовать проводить терапевтическую работу с обоими членами семьи в индивидуальном порядке.
Работа с матерью | Работа с сыном |
Понять, что клиентка хочет изменить (выяснение проблемы). Уточнить запрос клиентки (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). Если клиентка обеспокоена своей реакцией на поведение сына, то с ней следует вести терапевтическую работу. Если же её тревожит лишь поведение сына, тогда мы работаем с сыном, а с матерью общаемся только лишь как с членом семьи мальчика. | Психологу следует рассказать мальчику, по какой причине его попросили прийти. Попросить мальчика описать ситуацию, изложив своё видение. Спросить, всё ли ему нравится в его поведении. (Клиенту не нравится, тогда работаем по следующей схеме). Понять, что клиент хочет изменить (выяснение проблемы). Уточнить запрос клиента (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). |
Необходима работа в нескольких направлениях: 1) Сбор информации о психологическом климате в семье: взаимоотношения родителей с сыном, взаимоотношения между собой, желанным ли был ребёнок, сколько детей в семье, какого они возраста; часто ли семья проводит досуг вместе. 2) Необходимо узнать, как давно начались вспышки агрессии у сына, что могло послужить пусковым механизмом. 3) Такое поведение наблюдается в ответ на любые внешние раздражения или на специфические. 4) По ходу выяснения новых обстоятельств могут возникать и подтверждаться следующие гипотезы: - непринятие сына в семье; - он нежеланный ребёнок; - отсутствие или нехватка - враждебные семейные отношения; - разрушение эмоциональных связей в семье (например, в результате ссор, развода родителей и т.д.); - неуважение к личности ребёнка; - избыток или недостаток внимания со стороны родителей. | Необходимо в первую очередь определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. Возможно, потребуется вмешательство психиатра и медикаментозное лечение. Собираем информацию по плану, аналогичному тому, что применялся в беседе с матерью. Делаем упор на чувства и эмоции мальчика. Для облегчения определения причин и форм проявления агрессии можно предложить опросник Басса- Дарки. Здесь могут появиться следующие гипотезы: - ощущение беспомощности; - низкая самооценка; - чувство вины; - невозможность удовлетворения каких-либо желаний; - отсутствие или нехватка социальных контактов; - сложная обстановка в классе. |
По итогам диагностики мы подтверждаем некоторую гипотезу.
Причина агрессии может корениться либо в семейных отношениях (тогда следует провести общесемейную консультацию, тренинг для родителей, просветительскую беседу для родителей), либо в самоотношении мальчика (пониженная самооценка, чувство вины, неудовлетворённость каких-либо желаний). В этом случае работа ведётся преимущественно с мальчиком, а для родителей следует провести просветительскую беседу с целью ознакомления их с ситуацией, и чтобы дать рекомендации по общению с ребёнком в этот сложный период. Далее работаем на устранение причины агрессии у мальчика.
Также причиной данной проблемы могут быть социальные факторы: например, неблагополучный психологический климат в классе, издевательства со стороны одноклассников и т.д. В этом случае необходима комплексная работа с педагогами, учениками класса и самим мальчиком. Необходимы просветительские беседы с учениками и педагогами и индивидуальная работа с мальчиком. После исчерпания инцидента, возможно, следует регулярно проводить диагностику психологического климата в данном классе.
Через некоторое время следует снова пригласить на приём мальчика с матерью (на этот раз возможна совместная консультация), чтобы удостовериться в благополучном разрешении проблемы.