Файл: Отчет по производственной практике преддипломная практика.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У женщин-руководителей средний показатель интернальности в области межличностных отношений составляет стал составлять 7,3 балла. Разница с констатирующим этапом исследования составляет 1,5 балла, является значительной (больше 10% от исходных значений). Это означает, что руководители стали проявляют интернальность в области межличностных отношений (склонность считать себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию).
У женщин-руководителей средний показатель интернальности в отношении к здоровью и болезням стал составлять 6,0 балла. Разница с констатирующим этапом исследования составляет 1,3 балла, является значительной (больше 10% от исходных значений). Это означает, что руководители стали в меньшей степени проявляют интернальность в отношении к здоровью и болезням (склонность считать себя в немалой степени ответственным за свое здоровье: в случае болезни – склонность обвинять в этом самого себя и полагать, что выздоровление во всем зависит от его действий).
При повторном исследовании особенностей стиля руководства по методике «Стиль руководства» получены данные, представленные на рис. 10.
Рисунок 10. Результаты исследования особенностей стиля руководства по методике «Стиль руководства» у женщин-руководителей
Как видно из представленного рисунка, у женщин-руководителей средний показатель представленности директивного компонента в стиле руководства стал составлять 4,8 балла. Разница с констатирующим этапом исследования составляет 3,2 балла, является значительной (больше 10% от исходных значений). Это означает, что у женщин-руководителей стал реже проявляться директивный компонент в стиле руководства (ориентация на собственное мнение и оценки; стремление к власти; уверенность в себе; склонность к жесткой формальной дисциплине; большая дистанция с подчиненными; единоличное принятие решений; контроль за действиями подчиненных) представлен в большей степени.
У женщин-руководителей средний показатель представленности попустительского компонента в стиле руководства стал составлять 5 баллов. Разница с констатирующим этапом исследования составляет 1,2 балла, является значительной (больше 10% от исходных значений). Это означает, что у женщин-руководителей попустительский компонент в стиле руководства (снисходительность к подчиненным; отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность; панибратство с подчиненными; склонность перекладывать ответственность в принятии решений) стал представлен в меньшей степени.
У женщин-руководителей средний показатель представленности коллегиального компонента в стиле руководства стал составлять 6,2 балла. Разница с констатирующим этапом исследования составляет 2,0 балла, является значительной (больше 10% от исходных значений).
Это означает, что у женщин-руководителей, в сравнении с результатами констатирующего этапа, коллегиальный компонент в стиле руководства (стремление делегировать полномочия и разделить ответственность; демократичность в принятии решения) представлен в большей степени.
Для определения эффективности проведения тренинговых мероприятий, направленных на развитие лидерских качеств руководителей была проведена статистическая обработка данных при использовании критерия Стьюдента.
Представим результаты использования критерия в таблице 1.
Таблица 1
Критические значения t-критерия Стьюдента
№ п/п | Шкала | t-критерий Стьюдента |
1 | Феномен лидерства женщин-руководителей | 3,1 |
2 | Фактор А | 0,1 |
3 | Фактор В | 0,2 |
4 | Фактор C | 2,1* |
5 | Фактор E | 0,6 |
6 | Фактор F | 0,4 |
7 | Фактор G | 1,7 |
8 | Фактор H | 0,6 |
9 | Фактор I | 1,1 |
10 | Фактор L | 2,08* |
11 | Фактор M | 0,5 |
12 | Фактор N | 0,5 |
13 | Фактор O | 2,04* |
14 | Фактор Q1 | 1,4 |
15 | Фактор Q2 | 2,5* |
16 | Фактор Q3 | 0,3 |
17 | Фактор Q4 | 0,4 |
18 | направленность на себя | 1 |
19 | направленность на общение | 0,6 |
20 | направленность на деятельность | 2,5* |
21 | общая интернальность | 1,7 |
22 | интернальность в области достижений | 2,8* |
23 | интернальность в области неудач | 1,2 |
24 | интернальность в семейных отношениях | 0,8 |
25 | интернальность в производственных отношениях | 1,4 |
26 | интернальность в межличностных отношениях | 2,3* |
27 | интернальность в области здоровья и болезни | 2,2* |
28 | директивный | 3,8** |
29 | попустительский | 2,3* |
30 | коллегиальный | 2,4* |
*tКр =2,02, p≤0,05, ** tКр = 2,71, p≤0,01
Показано, что в ходе статистической обработки данных значимых различий в проявлении лидерских качеств особенностей женщин-руководителей установлено, что в ходе использования тренинга руководители организации стали значимо чаще проявлять феномен лидерства. Им стало свойственно проявление надежности, они стали держать слово, на них можно положиться; стали более выносливыми, могут работать даже в условиях перегрузок; восприимчивы к новому, склонны решать нетрадиционные задачи оригинальными метода; решительны, способны самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способны менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
- руководители стали в большей степени проявлять эмоциональную стабильность (фактор С); реже демонстрируют подозрительность (фактор L); не склонны к чувству вины (фактор О); стали проявлять самостоятельность (фактор Q2);
- руководители стали в большей степени проявлять направленность на деятельность.
- руководители стали чаще демонстрировать интернальность в области достижений, интернальность в области межличностных отношений; и реже переживать о своем здоровье, показывая сниженную интернальность в отношении к здоровью и болезни.
- у женщин-руководителей стал менее выражен директивный и попустительский компонент стиля руководства; коллегиальный компонент, напротив, стал присутствовать чаще.
Лидерство представляет собой процесс реализации волевых ориентаций субъектов различных уровней - индивида, социальной группы, социума в целом. Человек или социальная группа с большей или меньшей энергией и настойчивостью стремятся к собственной самореализации, тем самым превращая свою волю в наиболее значимую и авторитетную среди всех окружающих их людей. Лидерство по своей сущности едино и однородно безотносительно к любым индивидуальным, групповым, гендерным и иным своим проявлениям. Другими словами, оно направлено на установление устойчивых отношений доминирования в мире или регионе, в группе или в рамках семьи, в национально-этническом пространстве и т. д. Это доминирование представляет собой закрепление в рамках данного общественного континуума господствующей воли какого-либо субъекта. При этом важно, чтобы это доминирование было направлено на решение общественно-значимых и позитивных задач, а не на разрушение общества или личности.
Объективная реальность такова, что заметно возросло число женщин на руководящих позициях в бизнесе, экономике, политике, общественных движениях. Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых ас е<тов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
Всякая социальная роль, в данном случае - руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе.
-
Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в Первую очередь - общение с людьми. -
Прежде чем приступить к подбору, расстановке и обучению Персонала, необходимо изучить характер и особенности предстоящей деятельности и, исходя из этого, сформулировать соответствующие требования к индивидуально - психологическим качествам Персонала и, в Первую очередь, руководителя. -
Существует объективная совокупность личностных психологических черт руководителя.
Можно сказать, что развитые качества из этой совокупности являются необходимым (пусть пока и недостаточным) условием успешности деятельности руководителя по формированию положительного морально - психологического климата в коллективе.
-
Создание условий для сохранения психического здоровья, создание и поддержание благоприятного морально - психологического климата в коллективе - забота руководителя любого ранга. -
Характер психологического климата зависит от всех членов коллектива. Но решающую роль в его создании играют руководители.
Женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, в современной России женщины руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе - с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу первых. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает.
На современном этапе можно сделать несколько выводов по поводу женщины-руководителя:
-
Женщина в бизнесе - не исключение, а закономерность развития предпринимательства в современной России; -
Женщина имеет возможность выступать в роли субъекта предпринимательских отношений наравне с мужчинами; -
Для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является основным; -
Бизнес-леди имеет ряд существенных психофизиологических преимуществ перед мужчиной-предпринимателем, позволяющих более эффективно выстраивать стратегию и тактику ведения бизнеса в отдельных отраслях коммерции; -
На сегодняшний день в обществе сохраняются социальные предрассудки и дискриминационные аспекты, ограничивающие возможности женщин в коммерции по сравнению с мужчинами.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что развитие лидерских качеств у женщин-руководителей будет более эффективным, если:
а) всестороннее осмысление сущности и содержания лидерских качеств женщин-руководителей, тщательное и правильное их изучение и интерпретация для разработки действенных программ развития и совершенствования этих качеств;
б) в ходе социально-психологического тренинга актуализируется лидерский потенциал личности руководителя организации, на него оказывается специальное, целенаправленное психологическое воздействие, с помощью которого и развиваются его феномен лидерства.
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно знакомиться с работой психолога. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Проанализировав сделанную мной работу в период практики, можно сделать вывод, что я выполнила поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в работе: