ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
82
ваш мозг, вы сами
Циклы сна и бодрствования при таком диагнозе сохраняются, но с виду бодрствующие пациенты не выказывают никаких признаков сознания.
Новые методы оценки деятельности мозга выявили: по меньшей мере каждый пятый пациент с диагнозом «вегетативное состояние» на самом деле сохраняет некоторую долю осознанности.
Минимальное сознание. Минимально сознательное состояние стали считать самостоятельной разновидностью расстройства сознания лишь недавно. Пациенты в минимальном сознании выказывают перемежающиеся признаки осознанности себя и окружающей среды. Они не могут общаться, но иногда выполняют простые команды, могут тянуться к предметам и хвататься за них, а также улыбаться или плакать в ответ на эмоциональ- ные раздражители. И хотя шансов на поправку у них больше, чем у пациен- тов в вегетативном состоянии, некоторые остаются в минимальном созна- нии насовсем.
Устанавливаем контакт
Устанавливаем контакт
Несколько лет назад исследователи изобрели метод общения с вегетативными пациентами. Ученые помещали пациентов в томограф и последовательно задавали им простые вопросы вроде таких:
«У вас есть брат?» и просили пациентов представлять, как те играют в теннис, если ответ утвердительный, а если отрицательный, то вообра- жать, как они гуляют вокруг дома.
Терри Шайво
Трагическая история Терри Шайво особенно ярко являет нравственные трудности ухода за пациентами в минимальном сознании. Шайво пережила обширный инфаркт, в результате чего мозг понес серьез- ный ущерб, и через несколько месяцев ей диагностировали устойчивое вегетативное состояние. Последовало жестокое судебное разбирательство между мужем Шайво, считавшим, что
Терри не пожелала бы так жить и ее искусственное жизнеобеспечение должно быть прекращено, и ее родителями, убежденными, что она выказывает признаки сознания и поэтому должна жить дальше.
Эта тяжба продлилась семь лет, за это время система жизнеобес- печения Терри Шайво была дважды перезапущена; в 2003 году губернатор штата Флорида Джеб Буш подписал специальный новый указ, требовав- ший продолжать жизнь пациентки.
Все закончилось в 2005 году, когда федеральный суд поддержал исходное решение прекратить питание Шайво.
расстройства сознания
83
83
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 24
В сухом остатке
Осознанное понимание
серьезно страдает
при расстройствах
самосознания
Эти умственные картинки вызывают разную последовательность работы мозга: первая активирует премоторную кору, занятую планированием движений, а вторая — гиппокамп и прилежащие области, связанные с пространственной памятью.
Поначалу исследователи не представляли, осознают ли пациенты выданные им инструкции и поставленные вопросы. К своему удивлению, ученые обнаружили, что некоторые пациенты откликались на вопросы и отвечали на них правильно — их ответы потом сверяли с медицинскими записями и показаниями родственников. Сейчас на основе первых экспериментов разрабатывается батарея нейропсихологических тестов, которые помогут врачам точнее оценивать состояние пациентов и определять их текущие умственные способности.
Возможность общаться с такими пациентами затрагивает важные нрав- ственные вопросы. Можно ли их спрашивать, желают ли они жить дальше или предпочли бы умереть? Исследователи, занятые этой темой, считают, что этот вопрос неэтичен, и не в последнюю очередь потому, что в большин- стве стран законодательство, касающееся эвтаназии, не позволяет выклю- чать систему жизнеобеспечения, если пациент выражает желание умереть.
Напротив, считается, что пациента надо спрашивать про то, что облегчит сиделкам уход за ним и сделает его жизнь как можно удобнее (например,
«Что-то болит?») или про его пищевые и досуговые предпочтения.
СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
84
мыслительный процесс
Внимание — деятельность мозга, в процессе которой мы
сосредоточиваемся на одних предметах и оставляем в стороне
другие. Это привратник нашей осознанности: то, на что
не обратили внимания, мы не воспринимаем, а емкость
нашего внимания жестко ограничена четырьмя предметами,
и механизмы внимания мозга чрезвычайно избирательны.
21
Слово «внимание» — понятие из нашей повседневности; у него много смыслов, однако в нейробиологии оно обозначает механизмы, при помощи которых мозг позволяет нам перерабатывать наиболее отвечающие ситуации входящие сигналы, мысли или действия и игно- рировать не относящиеся к делу. Различают «произвольное внимание», т. е. нашу способность сосредоточиваться на чем-либо по собственному желанию, и «пассивное внимание» — процесс «захвата» нашего внима- ния чем-либо извне.
Внимание интересовало исследователей уже более ста лет. Великий американский психолог Уильям Джеймз рассматривал его ключевые черты еще в 1890-х годах, отмечая, что мы можем сознательно контролировать фокус своего внимания, однако пределы этой возможности жестко ограничены. Примерно тогда же немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц произвел первые экспери менты с этим явлением.
Гельмгольц смотрел на экран с изображениями букв, освещая при этом лишь небольшую его часть при помощи электрической искры. Уперев взгляд в центр экрана и заранее решив, на какой его части сосредото- чить внимание, он смог воспринять буквы именно там, но более нигде.
Гельмгольц также наткнулся на то, что мы теперь называем «скрытым
Внимание
1890
Уильям Джеймз в книге
«Принципы психологии» определяет понятие внимания
1894
Герман фон Гельмгольц производит первые исследования зрительного внимания
1953
Колин Черри публикует статью об эффекте вечеринки
внимание
85
вниманием» — оно позволяет нам видеть что-либо «краем глаза». Оно отличается от открытого, действующего путем перемещения взгляда в определенном направлении.
Эффект вечеринки с коктейлем
Эффект вечеринки с коктейлем
Лишь через 50 лет исследователи начали собирать экспериментальные объяснения механизмов внимания.
В 1953 году британский психолог Колин Черри изучил так называемый
«эффект вечеринки» — нашу способность сосредоточиваться на одном разговоре в шумной хаотической внешней среде и игнорировать все остальное.
С помощью наушников Черри транслировал два разных речевых потока в уши испытуемых и просил их сразу повторять все, что они услышат в каком-нибудь одном ухе. Он обнаружил, что участники эксперимента не могут повторить ни слова, прозвучавшего в другое ухо, из чего сделал вывод, что, обращая внимание на слова, поступаю- щие в одно ухо, испытуемые лучше обрабатывают эту информацию — в ущерб той, что поступила им через другое ухо. Черри также отметил, однако, что участники эксперимента воспринимали информа- цию высокой приоритетности — например, свое имя, — даже если она поступила им в то ухо, на кото- рое они не обращали внимания. Это наблюдение,
«вторжение неконтролируемых сигналов», привело к предположению, что мозг обрабатывает всю входящую информацию, независимо от того, обратили на нее внимание или нет.
Через несколько лет другой британский психолог,
Дональд Бродбент, выдвинул для объяснения этого явления важную теорию избирательности внимания — бутылочного горлышка. Согласно теории Бродбента, система обработки информации мозгом — это канал с ограниченной пропускной способностью, и через него может пройти лишь определенное количество данных.
Этот канал действует на манер ворот: он открыт для информации, на кото- рую обратили внимание, и та попадает на обработку в мозг, но закрыт для данных проигнорированных. Бродбент также отметил, что работа этих ворот — под сознательным контролем.
‘
Внимание —
способность ума
завладевать чем-то
одним из, казалось
бы, нескольких
одновременно
доступных предметов
или мыслительных
цепочек
’
Уильям Джеймз
(1842–1910), американский философ, психолог
1957
Доналд Бродбент выдвигает теорию бутылочного горлышка
1999
Дэниэл Саймонз и Кристофер Шебри публикуют результаты экспериментов с невидимой гориллой
2011
Нилли Лави с коллегами публикуют первое исследование глухоты невнимания
85
вниманием» — оно позволяет нам видеть что-либо «краем глаза». Оно отличается от открытого, действующего путем перемещения взгляда в определенном направлении.
Эффект вечеринки с коктейлем
Эффект вечеринки с коктейлем
Лишь через 50 лет исследователи начали собирать экспериментальные объяснения механизмов внимания.
В 1953 году британский психолог Колин Черри изучил так называемый
«эффект вечеринки» — нашу способность сосредоточиваться на одном разговоре в шумной хаотической внешней среде и игнорировать все остальное.
С помощью наушников Черри транслировал два разных речевых потока в уши испытуемых и просил их сразу повторять все, что они услышат в каком-нибудь одном ухе. Он обнаружил, что участники эксперимента не могут повторить ни слова, прозвучавшего в другое ухо, из чего сделал вывод, что, обращая внимание на слова, поступаю- щие в одно ухо, испытуемые лучше обрабатывают эту информацию — в ущерб той, что поступила им через другое ухо. Черри также отметил, однако, что участники эксперимента воспринимали информа- цию высокой приоритетности — например, свое имя, — даже если она поступила им в то ухо, на кото- рое они не обращали внимания. Это наблюдение,
«вторжение неконтролируемых сигналов», привело к предположению, что мозг обрабатывает всю входящую информацию, независимо от того, обратили на нее внимание или нет.
Через несколько лет другой британский психолог,
Дональд Бродбент, выдвинул для объяснения этого явления важную теорию избирательности внимания — бутылочного горлышка. Согласно теории Бродбента, система обработки информации мозгом — это канал с ограниченной пропускной способностью, и через него может пройти лишь определенное количество данных.
Этот канал действует на манер ворот: он открыт для информации, на кото- рую обратили внимание, и та попадает на обработку в мозг, но закрыт для данных проигнорированных. Бродбент также отметил, что работа этих ворот — под сознательным контролем.
‘
Внимание —
способность ума
завладевать чем-то
одним из, казалось
бы, нескольких
одновременно
доступных предметов
или мыслительных
цепочек
’
Уильям Джеймз
(1842–1910), американский философ, психолог
1957
Доналд Бродбент выдвигает теорию бутылочного горлышка
1999
Дэниэл Саймонз и Кристофер Шебри публикуют результаты экспериментов с невидимой гориллой
2011
Нилли Лави с коллегами публикуют первое исследование глухоты невнимания
86
мыслительный процесс
Невидимая горилла
Невидимая горилла
Внимание и осознанность близко связаны друг с другом, поскольку мы обычно не воспринимаем ничего, на что не обрати- ли внимания сознательно. И хотя уже более столетия известно, что внима- ние чрезвычайно избирательно, мы лишь недавно оценили, до какой степени. Из исследований, опубликованных за последние десять лет, стало понятно, что сосредоточение внимания на чем-то оставляет нас полностью неосведомленными о картинах и звуках, кои в противном случае были бы вопиюще очевидными.
Эксперимент «невидимая горилла», впервые проведенный в 1999 году, — самое поразительное подтверждение сказанному. Исследователи попро- сили участников эксперимента посмотреть небольшой видеофрагмент про две баскетбольные «команды» и велели обратить пристальное вни- мание на игроков и посчитать, сколько сделано пасов мячом. Примерно к середине фрагмента на экране появился человек в костюме гориллы, встал среди шести игроков и несколько раз стукнул себя кулаками в грудь, после чего покинул экран.
Занятно вот что: исследователи обнаружили, что многие испытуемые не заметили человека в костюме гориллы, потому что полностью сосредото- чились на действиях игроков.
Эта неспособность замечать нечто совершенно очевидное носит название
«слепоты невнимания». В 2012 году другая группа исследователей продемон- стрировала слуховой эквивалент этого явления — «глухоту невнимания».
Они показывали участникам своего эксперимента крестообразные фигуры на экране. У каждого креста был один зеленый и один синий луч, и один луч чуть длиннее другого. Участников попросили указать, какой луч синий или
Ловкость рук, ловкость ума
Фокусники прекрасно знают, что внимание крайне избирательно, и мастерски владеют вниманием аудитории, дабы усилить впечатление от своих трюков. Им, к примеру, известно, что люди обычно склонны направлять взгляд туда же, куда смотрят другие вокруг; это явление называется
«совместным вниманием». Фокусники используют это явление, вынуждая зрителей смотреть туда же, куда смотрит артист на сцене, и тем самым отвлекая их от скры- тых маневров, на которых и зиждется трюк.
Знают они и то, что внезапное появление неожиданного предмета очень отвлекает внимание, и оно будет мгновенно приковано к этому предмету. Появление кролика из шляпы или летящего голубя — типичные тактики отвлечения внимания публики, и под этим прикрытием можно произвести тайные манипуляции.
внимание
87
какой длиннее. Вторую задачу поставили посложнее: нужно было внима- тельно разглядывать кресты, чтобы понять мелкие различия в длинах разных лучей.
На участников на все время эксперимента надели наушники. При выполне- нии задачи участники то и дело слышали некий звук. По окончании у них спросили, слышали ли они его. Оказалось, что испытуемые гораздо реже слышали звук, когда выполняли более сложную задачу, а это означает, что эффект невнимания возникает и между разными органами чувств. Иными словами, сосредоточивая внимание на зрительной задаче, мы упускаем звуки, и наоборот. У этого явления есть очевидные последствия в повсе- дневной жизни. К примеру, набирая текстовое сообщение в телефоне и переходя при этом проезжую часть, мы рискуем не обратить внимание на звук подъезжающего автомобиля. Однако есть в этой особенности внимания и преимущества: мы умеем игнорировать отвлекающие факторы и сосредоточиваться на работе.
В сухом остатке
Внимание — узко
сфокусированный луч
87
какой длиннее. Вторую задачу поставили посложнее: нужно было внима- тельно разглядывать кресты, чтобы понять мелкие различия в длинах разных лучей.
На участников на все время эксперимента надели наушники. При выполне- нии задачи участники то и дело слышали некий звук. По окончании у них спросили, слышали ли они его. Оказалось, что испытуемые гораздо реже слышали звук, когда выполняли более сложную задачу, а это означает, что эффект невнимания возникает и между разными органами чувств. Иными словами, сосредоточивая внимание на зрительной задаче, мы упускаем звуки, и наоборот. У этого явления есть очевидные последствия в повсе- дневной жизни. К примеру, набирая текстовое сообщение в телефоне и переходя при этом проезжую часть, мы рискуем не обратить внимание на звук подъезжающего автомобиля. Однако есть в этой особенности внимания и преимущества: мы умеем игнорировать отвлекающие факторы и сосредоточиваться на работе.
В сухом остатке
Внимание — узко
сфокусированный луч
СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
88
мыслительный процесс
Рабочую память, необходимую для мыслительных процессов
человека, можно представить как умственное рабочее место
или записную книжку мозга; это нейронная система хранения
и применения небольшого объема полезной информации.
Рабочая память тесно связана с вниманием и тоже имеет огра-
ниченную емкость.
22
Понятие «рабочая память» описывает механизмы мозга, занятые временным хранением и работой с информацией, имеющей отно- шение к текущей задаче. Эта способность позволяет нам эффективно планировать и производить повседневные действия. Рабочая память необходима при чтении и выполнении арифметических вычислений в уме, например, или при наборе телефонного номера: до повсемест- ного распространения мобильных телефонов для того, чтобы по- звонить кому-нибудь, необходимо было посмотреть номер в теле- фонной книжке, а затем несколько раз повторить его в процессе набора. После того как вы набрали нужный номер, эта информация больше не требуется, вы перестаете ее повторять про себя и быстро забываете.
Двухуровневое хранение
Двухуровневое хранение
В конце 1960-х годов британские психологи предложили одну важную модель, которая устроена так: память состоит из двух отдельных, но взаимосвязанных систем хранения — кратко- и долговременной. Согласно этой модели память есть результат потока информации, проходящего через три ящика — три системы запоминания. Первым делом информация из окружающего мира поступает в сенсорную память, далее те блоки данных, на которые мы обращаем внимание, перемещаются в кратковре менную память. Они, в свою очередь, могут дальше
Рабочая память
1885
Герман Эббингауз исследует свою способность запоминать последовательности бессмыс- ленных слогов
1949
Дональд Хебб обозначает различие между кратко- и долговременной памятью
1956
Опубликована классическая работа
Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два»