ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После включения привода электродвигателя набор гирь, находящийся на гребенках подвижного каркаса, начинает движение вниз. При этом нижние гири, снимаясь с «крючков» гребенок, ложатся на платформу весов. Разместив требуемое количество грузов на платформе, микропроцессор весов проводит измерение частоты вибрационно- частотного датчика для данной реперной точки и, после фиксирования успокоения, записывает значение частоты в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). При переходе к очередному шагу градуировки, последующая гиря ложится на предыдущую и т.д. Зарегистрировав данные для предыдущей реперной точки, весы запрашивают данные следующей, и процесс нагружения платформы повторяется.
Работой стенда управляет оператор, включая и выключая электродвигатель. При этом трудность состоит в том, что оператор вынужден визуально контролировать полноту опускания очередной гири на платформу весов. В результате нередки случаи, когда платформа весов бывает недогружена (из-за неполного опускания гири) или перегружена (вследствие воздействия гири, которая должна была бы быть опущена на платформу весов при нагружении в следующей реперной точке).
Проверка горизонтальности положения весов
Рис. 3.8. Поточная диаграмма процесса градуировки электронных весов
После подробного изучения сложившейся ситуации команда, занимающаяся анализом форм и последствий отказов (FMEA-команда), выделила в рассматриваемом процессе четыре подпроцесса, корректность выполнения которых наиболее сильно влияет на качество процесса градуировки в целом:
-
транспортировка и установка весов на столешницу стенда; -
контроль установки весов по уровню; -
нагружение платформы весов в реперных точках; -
регистрация частотных сигналов датчика.
Анализ этих подпроцессов выявил возможные формы отказов:
-
повреждение весов в результате падения; -
весы не выверены по уровню; -
несоответствие веса нагружения реперной точке; -
выход из строя стенда; -
потеря вносимой в ПЗУ весов информации.
На следующем этапе работы члены FMEA-команды для каждого подпроцесса:
-
выявили основные причины и вероятные последствия неудач, среди которых были выделены возможные задержки и приостановки производства; -
количественно оценили узкие места рассматриваемых под- процессов и вычислили приоритетные числа рисков ПЧР возможных отказов.
Остановимся подробнее на количественной оценке факторов S, О и D. Оценка указанных факторов была произведена по квалиметрическим шкалам, представленным в табл. 3.1.
Наибольший практический интерес представляет количественная оценка фактора S – значимости потенциального отказа. По итогам проведенного анализа члены FMEA-команды для каждого проявления отказа, указанного в табл. 3.2, назначили данному фактору S следующие значения:
«2» – он не влечет тяжелых последствий;
«4» – последствием отказа является необходимость повторной градуировки весов;
«6» – присутствует опасность не только повторной градуировки, но и появления новых скрытых отказов;
«8» – отказ ведет к переделке (ремонту) весов, т.е. к увеличению бесполезных («непроизводительных») расходов;
«9» – высокая степень серьезности последствий (при использовании изношенных гирь процесс градуировки становится невозможным);
«10» – травматизм персонала является возможным последствием в случае проявления отказа.
Результаты работы членов FMEA-команды при назначении числовых значений других факторов:
О – вероятности возникновения дефекта, D – вероятности обнаружения дефекта, а также вычисленные значения приоритетных чисел рисков ПЧР возможных отказов приведены в табл. 3.2.
-
Результаты работы FMEA-команды
Дата: 25 апреля 2019 г. | Сборочный цех. Изучаемый процесс: Градуировка весов | Руководитель: директор по качеству и надежности продукции А.Н. Жмаев; Члены FMEA-команды: инженер-конструктор А.А. Прокошев, инженер-метролог С.Т. Мартыненко, студенты-практиканты: С.В. Миронов, А.А. Бушков | |||||||||
Этап процесса | Проявление отказа | Причины отка- зов | Последствия отказов | S | O | D | ПЧР | Средства реше- ния проблемы | Ответствен- ный | Дата | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Транспортиров- ка весов и уста- новка весов на столешницу стенда | Тяжело доставлять весы. Опас- ность паде- ния весов | Нет соответст- вующего транспортного средства | Поврежде- ние или поломка весов | 8 | 2 | 1 | 16 | Внедрить роликовый конвейер | Технический директор В.И. Еремин | 31.10.19 | |
Контроль гори- зонтальной установки весов по уровню | Погрешность градуировки из-за того, что весы не выверены по уровню | Положение столешницы не выверено по уровню | Возврат весов ОТК из-за несоот- ветствия по метрологии | 6 | 3 | 1 | 18 | Доработать конструкцию столешницы | А.А. Проко- шев | 15.08.19 | |
Невыполнение рабочих инст- рукций персо- налом | 6 | 4 | 3 | 72 | Провести дополнитель- ное обучение, инструктаж персонала | С.Т. Марты- ненко | 30.06.19 | ||||
Нагружение платформы весов в репер- ных точках | Несоответ- ствие веса нагружения реперной точке | Используются изношенные гири | Возврат весов ОТК из-за несоот- ветствия по метрологии | 9 | 2 | 3 | 54 | Провести внеплановую калибровку гирь | С.Т. Марты- ненко | 31.05.19 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | Нечеткий контроль про- цесса нагру- жения плат- формы весов | | 6 | 7 | 7 | 252 | Разработать и внедрить АСК и У стендом для градуи- ровки весов | Начальник бюро метро- логии П.В. Платов | 30.11.19 |
Выход из строя стенда | Перекос гре- бенок подвиж- ного каркаса друг относи- тельно друга | Износ гирь за счет вза- имного тре- ния | 6 | 2 | 8 | 96 | Внести изме- нения в конст- рукцию стенда | А.А. Проко- шев | 31.10.19 | |
Обрыв троса | Задержка и приостанов- ка производ- ства | 10 | 1 | 1 | 10 | Составить график более частого техни- ческого об- служивания, ввести кон- троль выпол- нения графика ППР | С.Т. Марты- ненко | 31.05.19 | ||
Отказ мотор – редуктора | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||
Не соблюде- ние графика ППР | 6 | 1 | 2 | 12 | ||||||
Регистрация частотных сиг- налов датчика для целей про- граммирования | Потеря вно- симой ин- формации | Сбой в подаче электроэнер- гии | Необходи- мость осу- ществления процесса градуировки весов по- вторно | 4 | 2 | 3 | 24 | Внедрить блок бесперебойно- го питания стенда | П.В. Платов | 31.08.19 |
На последнем этапе проводимого FMEA-анализа были разработаны рекомендации о том, что следует сделать для предотвращения тяжелых последствий при наиболее рискованных случаях:
-
провести дополнительное обучение персонала; -
внедрить роликовый конвейер для транспортировки весов; -
доработать конструкцию столешницы и, тем самым, упростить процесс установки весов в горизонтальное положение по уровню; -
разработать и внедрить автоматизированную систему контроля и управления (АСКиУ) стенда, которая с помощью частотного датчика весов будет контролировать полноту опускания гири на платформу весов и управлять процессом градуировки весов; -
предусмотреть более частое проведение работ по калибровке используемых гирь; -
составить график более частого технического обслуживания, ввести контроль выполнения планово-предупредительных работ (ППР); -
внедрить блок бесперебойного питания стенда, чтобы исключить возможный сбой в подаче электроэнергии.
После завершения работы FMEA-команды, результаты которой представлены в табл. 3.2, был составлен письменный отчет по выполненному анализу форм и последствий отказов. Этот отчет был передан руководителям организации, которые верифицировали и оценили результаты работы FMEA-команды. Эти результаты вместе с рекомендациями по улучшению процесса градуировки весов приняты для использования в практической деятельности предприятия. Часть рекомендаций (дополнительное обучение и инструктаж персонала, более частая калибровка используемых гирь) уже учтены. Принимая во внимание наибольшее значение вероятного числа риска ПЧР = 252, специалисты завода приступили к проектированию и разработке АСКиУ полнотой опускания гири на платформу весов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
FMEA-МЕТОДОЛОГИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОДУКЦИИ
Анализ форм и последствий отказов является инструментом управления качеством, который наиболее часто применяют на этапе проектирования продукции. При выполнении этого анализа стараются определить скрытые (неочевидные) формы возможных отказов, а также суровость возможных последствий (риск) для потребителей или пользователей продукции. В связи с этим особо большое значение приобретают вопросы обеспечения надежности продукции, т.е. решение вопросов, связанных с возникновением проблем, симптомы которых могут развиваться только после того, когда продукция попала к пользователю.
Обращаем внимание, что в рамках FMEA-методологии используется термин «форма отказа», а не механизм отказа. При использовании этой методологии управления качеством не предполагается осуществление прямого анализа причин отказа. Предполагается лишь прогнозирование результатов появления этого симптома (отказа), в частности, того, насколько серьезны (суровы) будут последствия этого отказа. По этой причине в некоторых книгах, опубликованных на английском языке, этот инструмент называют Failure Mode Effect and Criticality Analysis (FMECA), что обычно переводится как «Анализ форм, последствий и критичности отказов».
Рассмотрим конкретный пример, вносящий ясность в только что сказанное. Объектом исследования в этом примере является кардиостимулятор, который имеет в своей конструкции определенный транзистор, посредством которого сначала усиливаются, а затем в тело пациента подаются электрические импульсы, стимулирующие и задающие ритм работы сердца. Кардиостимулятор хирургическим путем имплантируется в тело пациента в области грудной клетки. FMEA- и FMECA-методологии не рассматривают непосредственные механизмы возможных отказов транзистора, а принимают во внимание только возможные формы отказов, т.е. возникающие при этом симптомы (проявления) отказов.
Механизмы отказа транзистора могут быть связаны, например
-
с отрывом проводника; -
с попаданием влаги внутрь кардиостимулятора; -
с локальным перегревом транзистора; -
со старением транзистора и т.п.
Однако независимо от механизма отказа, возможны только три формы отказа транзистора, а именно:
-
обрыв цепи; -
короткое замыкание; -
снижение коэффициента усиления.
В задачу FMEСA-методологии входит выяснение последствий и критичности каждой из этих трех возможных форм отказа транзистора. Анализ форм, последствий и критичности отказов должен дать оценку потенциальной опасности каждой из возможных форм и последствий, в частности:
-
третья форма отказа, связанная с изменением частоты и амплитуды импульсов (из-за изменения коэффициента усиления), может
ухудшить состояние пациента и потребовать дополнительного хирургического вмешательства для замены кардиостимулятора;
-
первая и вторая формы отказов (обрыв цепи или короткое замыкание) могут иметь фатальные (катастрофические) последствия.
В результате анализа форм и последствий отказов может возникнуть необходимость в перепроектировании продукции или изделия с целью повышения надежности, например, за счет включения в конструкцию кардиостимулятора дублирующего транзистора.
* * *
Задание № 1. Рассмотрите работу будильника с точки зрения FMEA-методологии. Составьте список возможных форм отказов, определите их последствия и критичность.
Дайте ответы на вопросы:
-
Будут ли одни формы отказов более критичны, чем другие? -
Что вы можете предпринять для предотвращения критических последствий различных форм отказов будильника?