ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2021
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
49.Принципы налогообложения.
1)
Принцип эффективности или нейтральности
- налоги как можно меньше должны искажать
сложившиеся на рынке отношения,
соответствующие условиям совершенной
конкуренции.
2)
Принцип гибкости
- реакция системы налогообложения на
изменение экономической конъюнктуры.
3)
Принцип административной простоты
- налоговая система характеризуется
низкими административными издержками,
прозрачностью, трудностью ухода от
налогов.
4)
Принцип приоритета личности
- налоговая система должна быть направлена
на формирование равных возможностей,
а не на создание равных условий для
каждого гражданина.
5)
Принцип политической ответственности
- налогоплательщики должны осознавать
за что они платят налоги
6)
Принцип справедливости
- налоговое бремя не должно быть достаточно
тяжелым для одних групп людей и легким
для других.
Поэтому
в экономической теории принято говорить
о горизонтальной и вертикальном
равенстве.
Горизонтальное
- люди,во всех отношениях облагаются
налогами одинаково т, е должен наблюдаться
принцип не дискриминации
налогообложения.
Вертикальная
- некоторые люди по своему положению
должны платить более высокие налоги.
Формируются
таким принципы:
А)
Принцип платежеспособности -
означает, что налоги должны зависеть
от размера получаемого дохода, в тоже
время это подрывает инициативу и
предприимчивость, поэтому в большинстве
стран с рыночной экономикой преобладает
именно данный принцип, хотя на практике
часто применяется и второй.
Б)
Принцип получаемых выгод
- согласно этому принципу физические и
юридические лица должны уплачивать
налог, пропорционально тем выгодам,
которые они получают от государства.
Система
налогообложения
- это совокупность норм, правил и
занимающихся их реализацией институтов,
которые обеспечивают взимание налогов
в стране.
50.Кривая Лаффера.
Вопрос
о том, какой же быть налоговой ставке?
Этот вопрос дискуссионный. Об этом
говорит кривая Лаффера.
Согласно
его концепции стремление правительства
пополнить казну ( государственный
бюджет), увеличивая налоговый пресс,
может привести к противоположному
результату.
Кривая
Лаффера показывает связь между налоговыми
ставками и объемами налоговых поступлений.
Выявляет такую налоговую ставку, от
нулевой до 100%, при которой налоговые
поступления максимальные.
R-
налоговые ставки;
Y-
поступление в государственный бюджет.
Из
графика видно, что по мере роста налоговых
ставок от 0 до 100% доходы государственных
бюджетов в начале растут от 0 до некой
точки М , а затем опять снижаются.
В
итоге при 100% налоговой ставки поступления
в государственный бюджет нулевые.
Лаффер
считал, что если экономика находится в
промежутке от К до М , то налоговую ставку
можно понижать, приближаясь к точке М,
а если налоговая ставка находится в
диапазоне от L до М, то ее можно повышать.
Это
связано с тем, что более низкие налоговые
ставки повышают стимулы к труду,
сбережениям и инвестициям, что приводит
к расширению налоговой базы.
Кроме
того, снижение налоговых ставок
стимулирует в конечном итоге инвестиции,
приводит к расширению производства и
занятости, уменьшает необходимость
трансфертных выплат, что приводит к
росту доходов государственного
бюджета.
Повышение
же налоговых ставок действует
противоположно.
Критики
Лаффера выдвигают ряд положений, которые
критикуют его позицию:
1)
Они считают, что предложение труда не
настолько эластично, что автоматически
приводит к повышению деловой активности
при снижении налоговых ставок.
2)
Снижение налоговых ставок имеет
продолжительный временной лак, при
росте совокупного предложения.
3)
Снижение налоговых ставок может вызвать
не увеличение совокупного предложения,
а увеличение совокупного спроса, что
на промежуточном и классическом отрезке
приводит к росту цен.
4)
Снижение налоговых ставок неизбежно
приведет и к снижению поступления в
государственный бюджет.
Идеи
Лаффера широко использовались в США в
период правления администрации Регера.
В
итоге был накоплен колоссальный дефицит
государственного бюджета и суммарный
государственный долг превысил величину,
которая накопилась за предшествующие
200 лет. В тоже время считают, что гипотеза
Лаффера применима и важна для того,
чтобы налоговая система функционирования
оптимальна и были бы выбраны оптимальные
налоговые ставки.
50.Государственный бюджет и его структура.
Государственный
бюджет
- ведущее звено финансового государства,
смета его доходов и расходов за
определенный период времени, чаще всего
за год, составленная с указанием
источников поступления государственных
доходов и направлений каналов расходования
средств.
С
помощью государственного бюджета
осуществляется распределение и
перераспределение ВВП между территориями,
отраслями, видами деятельности,
экономическими субъектами.
Государственный
бюджет составляется правительством,
утверждается и принимается высшими
законодательными органами.
В
процессе исполнения бюджета может иметь
место его частичный пересмотр. В РФ
государственный бюджет разделяется на
федеральный и бюджеты субъектов
федерации.
Кроме
федерального государственного бюджета
существуют внебюджетные формы социальной
сферы ( пенсионный фонд, фонд социального
страхования, федеральный фонд занятости
населения, федеральный фонд обязательного
медицинского страхования).
В
российской статистике при рассмотрении
государственных финансов принято
использовать такую терминологию:
1)
Консолидированный ( региональный,
федеральный, муниципальный);
2)
Расширенный ( бюджет " расширенного
правительства") федеральный бюджет
+ внебюджетные фонды.
Через
государственный бюджет перераспределяется
порядка 50% национального дохода и данные
о государственных расходах свидетельствуют
о степени вмешательства государства в
рыночную экономику.
За
счет государственного бюджета содержится:
армия, полиция, значительная часть
здравоохранения, с его помощью государство
оказывает воздействие на экономические
процессы.
В
силу своего особого положения
государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
оказывая при этом им необходимую помощь.
Помощь производится путем передачи
денежных средств из центрального
государственного фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий, и специальным правительственным
фондам.
Государственный
бюджет состоит из двух взаимосвязанных
и взаимодополняющих частей: доходной
и расходной.
Доходы
государственного бюджета - это денежные
средства, которые поступают в безвозвратном
и безвозмездным порядке, в соответствии
с действующей классификации и существующим
законодательством. В процессе образования
дохода в государственном бюджете
происходит принудительное изъятие в
пользу государства части ВВП, созданного
в процессе общественного воспроизводства.
На
этой основе возникают финансовые
взаимоотношения государства с
налогоплательщиками.
Доходы
бюджета могут носить налоговый и не
налоговый характер .
1)
Налоговая
часть
формируется в основном из налогов,
ведущее место среди налоговых доходов
федерального бюджета занимает НДС
вместе с таможенными пошлинами и налогом
на прибыль. Этот платеж превышает порядка
2/3 доходов.
Значительная
доля поступлений приходится также на
акцизы и платежи за пользование природными
ресурсами, налог на покупку иностранных
денежных знаков.
2)
Неналоговые
доходы
образуются в результате либо экономической
деятельности самого государства, либо
перераспределения уже полученных
доходов по уровню бюджетной системы.
Среди
не налоговых доходов выделяют доходы
от продаж имущества, находящегося в
государственной собственности, доходы
от реализации государственных запасов
и от внешнеэкономической деятельности,
а так же прибыль ЦБ России. Кроме того
в доходах федерального бюджета учитываются
средства целевых бюджетных фондов.
Расходы
- это денежные средства, которые направлены
на финансовое обеспечение задач и
функций государственного, регионального
и местного самоуправления. Так как
государству необходимо обеспечить
стабильность в обществе, то основными
направлениями расходов являются:
1)
Правоохранительные органы, государственный
аппарат, социальные цели;
Все
расходы можно подразделить на следующие
группы:
1)
Военные;
2)
Экономические;
3)
На социальные нужды;
4)
На внешнеполитическую деятельность;
5)
На содержание аппарата управления.
Различают
2 вида расходов:
1)
Текущие
( на обеспечение текущих
потребностей);
2)Капитальные
( на инвестиционные нужды) или бюджет
развития.
Текущие
расходы бюджетов
- это часть их расходов, обеспечивающие
текущее функционирование органов
государственной власти, местного
самоуправления, бюджетных учреждений,
оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий, и
субвенций.
52.Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Бюджетный
дефицит – это когда расходы больше
доходов.
Противоположная ситуация
- это профицит или излишек.
Различают
следующие виды
дефицита:
1)
Первичный
дефицит
- сумма процентных выплат по государственному
долгу;
2) Общий
дефицит
- в связи с проблемами дефицита в России
появился стабилизационный
фонд ( СФ)
- это специальный государственный фонд
РФ, создается ( используется) в целях
стабилизации экономики.
Выполняет
такие функции:
1)
Является как бы встроенным стабилизатором
( когда применяется прогрессивное
налогообложение, начисляется пособие
по безработице);
2)
Обеспечивает дополнительную устойчивость
государственных финансов;
3)
Может быть источником финансирования
инвестиционных программ.
С
2008 года СФ ( стабилизационный фонд)
разделили на 2 части:
1)
Резервный фонд;
2)
Фонд национального благосостояния.
Различают
еще такие виды дефицита ГБ( государственного
бюджета):
1)
Фактический дефицит
- это отрицательная разница между
фактическими доходами и расходами
правительства;
2)
Структурный дефицит
- это разность между доходами и расходами
ГБ, рассчитанная по уровню национального
дохода в условиях полной занятости;
3)
Циклический дефицит -
разница между первым и вторым, обусловленная
циклическими колебаниями в
экономике.
Анализируя налогово -
бюджетную политику, нужно учитывать
такой подход как "
утечки - инъекции".
Ранее
было нам известно, что S
( сбережения) это утечки, а
I
( инвестиции) - инъекции.
Инъекции
= утечкам,
однако здесь не учитывают те утечки и
инъекции, которые связаны с налогово-
бюджетной политикой государства.
Известно,
что государство осуществляет расходы
(G) и собирает налоги (Т). И тогда S и T -
трансферты = утечкам, а инвестиции I
и
G
( государственные
расходы).............................................., отсюда
S+
T= I+G.
Преобразуем,
получим: S-I
= G-T
Положительная
разница равна дефициту государственного
бюджета.
S=
I+ ( G-T),
т. е увеличение дефицита при неизменном
объеме сбережений должны вести снижение
инвестиций.
Данное
уравнение показывает,
если в экономике есть дефицит ГБ, то S
не равно I,
т. е государство будет использовать
часть сбережения для финансирования
дефицита государственного бюджета.
Способы
финансирования дефицита государственного
бюджета:
1)
Эмиссионный способ
- выпуск новых денег;
2)
Займы ( внутренние или внешние) -
это неэмиссионный способ финансирования
государственного бюджета.
При
первом
растет денежная масса, в частности
денежный агрегат М1,
это приводит
к эффекту монетизации государственного
долго,
а в условиях полной занятости возникает
опасность инфляционного роста цен,
поэтому первый
способ называют ИНФЛЯЦИОННЫМ.
Второй
способ:
для этого нужно занять на кредитном
рынке средства нужно занимать у КБ и у
населения, в итоге к спросу на кредит
со стороны частных инвесторов добавляется
спрос со стороны государства.
Денежная
масса const , но при этом растут процентные
ставки, что приводит к уменьшению частных
инвестиций. Кроме того сокращаются
потребительские расходы (C), которые
связаны с покупкой товаров длительного
пользования, так как выросли процентные
ставки на потребительский кредит.
В
итоге государство вытесняет с кредитного
рынка частных заемщиков.
Расходы
государства (G) при таком дефиците
государства растут, но сокращаются
частные инвестиции.
В
этом суть ЭФФЕКТА
ВЫТЕСНЕНИЯ.
Налогово-
бюджетная экспансия приводит к росту
процентных ставок и вытеснению
государственными расходами частных
инвестиций.
Дефицит государственного
бюджета в РФ финансировался разными
способами, до 1998 предпочтение отдавалось
внутреннему финансированию, а до 1995
преобладали прямые кредиты ЦБ РФ.
С
1995 этот способ был прекращен, правительство
стало размещать свои государственные
краткосрочные обязательства, чтобы
избежать монетизации государственного
долга.
В 1996-1997 доля ГКО
( государственные краткосрочные
обязательства)
в общем объеме внутренних займов
превысило 50%.
После финансового
кризиса 98 года преимущества стали
отдавать внешнему финансированию, а
начиная с 2000 года федеральный бюджет
стали сводить с профицитом.
53.Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.
Существует
такое понятие как финансовая
политика
- это мероприятие государства по
мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе
финансового законодательства.
Она
складывается из 2-х взаимосвязанных
элементов:
1)
В области налогообложения и регулировании
государственных расходов (фискальная
политика);
2)
В области регулирования бюджета
(бюджетная политика).
Фискальная
включает 2 элемента:
1)
Дискреционная фискальная политика
- это сознательное регулирование
государством в налогообложении и
государственных расходов с целью
изменения реального ВВП и занятости,
влияние на инфляцию и ускорение
экономического роста.
Осуществляется
через изменение величины налогов и
государственных закупок товаров и
услуг.
Существует мультипликатор
государственных расходов.
показывает
как растет ( падает) ВВП в связи с ростом
( падением) G
(государственных расходов).
Тогда
=
Отсюда
=
*
Формула
такая же как и мультипликатор инвестиций.
В
тоже время существует понятие "
временных лагов"
( промежутков),
поэтому принимая решение о проведении
дискреционной фискальной политики
правительство должно ясно представлять
на каком из отрезков циклического
развития находится экономика.
Действительно
ли в экономике начался спад и нужно ли
осуществлять стимулирующую фискальную
политику?
Следующий вид фискальной
политики - автоматическая
фискальная политика
- это автоматические изменения в уровне
налоговых поступлений, которые не
зависят от принятия решений
правительства.
Законодательный орган
определяет только налоговые ставки, но
не размер налоговых поступлений.
Автоматическая
фискальная политика
- это результат действия автоматических
или встроенных стабилизаторов, а именно
таких механизмов в экономике, которые
уменьшают реакцию реального ВВП на
изменение AD ( совокупный спрос) , т. е это
пособие по безработице и прогрессивное
налогообложение.
При спаде производства
реальный выпуск падает и налоговые
поступления автоматически снижаются.
Если
во время спада падают доходы, то
уменьшается и налоговое бремя, что
смягчает экономический спад.
При
спаде растет безработица, поэтому растут
пособия по безработице, другие социальные
выплаты, т . е государственные
расходы.
Благодаря встроенным
стабилизаторам колебание AD оказывается
не настолько сильным - фаза
спада.
В
фазе подъема( бума)
- налоговые поступления автоматически
растут, а пособия по безработице
уменьшаются, поэтому колебание AD также
оказываются меньшими.
Значит
бюджетные дефициты оказывают стимулирующее
воздействие, а бюджетные профициты -
сдерживающее.
Т.
е дефицит помогает бороться со спадом,
а бюджетный дефицит с перегревом
экономики.
На
практике промышленно развитые страны
проводят комбинированную бюджетно-налоговую
политику.
54.Мультипликатор сбалансированного бюджета (теорема Хаавельмо).
Рост
налогов (T
)и государственных расходов (G
)
действуют на экономическую конъюнктуру
разнонаправленно:
Рост
налогов приводит к уменьшению реального
ВВП или дохода.
Рост
государственных расходов приводит к
росту
Что
произойдет, если одновременно вырастут
налоги и государственные расходы на
одну и ту же величину?
Пусть
государственные расходы вырастут на
20, налоги выросли на 20.
Пусть MPC = 0,8 ,
тогда ∆G
благодаря мультипликатору составит
пятикратный прирост выпуска.
∆G*K=
∆Y.
Изменение
налогов действует на изменение ∆Y
по- другому.
Мультипликатор тоже
равен 5.
И потребление сократится на
16 единиц.
20*0,8=16
А реальный выпуск
сократится на 80 единиц
16*5= 80.
При
увеличении налогов доход уменьшается
на -80.
А отношение ∆Y
/ ∆ Т = налоговые мультипликатор.
Формула:
-
MPC*K, т. Е -MPC/1-MPC= - MPC/MPS.
-0,8/0,2=
-4
Т. е налоговый мультипликатор
сократил доход: 20 *(-4) = -80
Таким образом
общий результат одновременный рост ∆G
и ∆T таков: прирост ∆G
на 20, увеличил ∆Y
на 100.
Теорема
Хаавельмо:
Рост
∆G
, сопровождаемый увеличением ∆Т , для
балансирования государственного
бюджета, вызовет рост дохода на туже
самую величину.
Мультипликатор
сбалансированного бюджета будет равен
1, независимо от величины предельной
скорости потребления MPC.
У нас
=5
M T
=4
5-4=1
55.Проблема балансирования государственного бюджета.
Существовала
дискуссия, связанная с разными взглядами,
по поводу проблемы государственного
бюджета.
3
подхода:
1)
Бюджет надо балансировать ежегодно,
т.е дефицит государственного бюджета
должен быть равен 0.
Вплоть до выхода
работы Кейнса ( 1936 г " общая теория
занятости процента и денег") этот
подход считался основным.
Такая мера
как СЕКВЕСТР
- приведение текущих расходов в
соответствии с текущими доходами.
Секвестр мера не популярная, так как
сокращение расходов государства - это
сокращение чьих- то доходов.
Заработная
плата государственных служащих различных
дотаций, льгот по налогообложению и т.
д.
Многие экономисты этот подход
критиковали.
2)
Бюджет нужно балансировать на циклической
основе, а не ежегодно.
Так в годы
рецессии ( небольшой спад объема
производства) противодействуя спаду,
государство будет сталкиваться с
дефицитом государственного бюджета,
но он будет компенсироваться бюджетным
излишком в годы подъема.
3)
Функциональный подход балансирования
государственного бюджета ( Теория
функциональных финансов).
Главная
задача макроэкономики не балансирование
государственного бюджета, а балансирование
самой экономики, т.е макроэкономическое
равновесие, а оно может существовать и
при дефиците государственного бюджета.
Не
нужно путать экономику с " жизнью в
долг", потому что и в этих условиях
достижимо макроэкономическое
равновесие(МЭР).
Высокоразвитые
рыночные экономики " жизнь в долг"-
нормальное состояние экономики.
Вопрос
в другом: какова
величина долга?
Поэтому
в последние 5-10 лет вновь стала популярна
идея балансирования государственного
бюджета, тем более этого требует и МВФ
как один из крупнейших кредиторов нашей
страны.