ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2021

Просмотров: 447

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





49.Принципы налогообложения.

1) Принцип эффективности или нейтральности - налоги как можно меньше должны искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям совершенной конкуренции.
2) Принцип гибкости - реакция системы налогообложения на изменение экономической конъюнктуры.
3) Принцип административной простоты - налоговая система характеризуется низкими административными издержками, прозрачностью, трудностью ухода от налогов.
4) Принцип приоритета личности - налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина.
5) Принцип политической ответственности - налогоплательщики должны осознавать за что они платят налоги
6) Принцип справедливости - налоговое бремя не должно быть достаточно тяжелым для одних групп людей и легким для других.
Поэтому в экономической теории принято говорить о горизонтальной и вертикальном равенстве.
Горизонтальное - люди,во всех отношениях облагаются налогами одинаково т, е должен наблюдаться принцип не дискриминации налогообложения.
Вертикальная - некоторые люди по своему положению должны платить более высокие налоги. Формируются таким принципы:
А) Принцип платежеспособности - означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода, в тоже время это подрывает инициативу и предприимчивость, поэтому в большинстве стран с рыночной экономикой преобладает именно данный принцип, хотя на практике часто применяется и второй. 
Б) Принцип получаемых выгод - согласно этому принципу физические и юридические лица должны уплачивать налог, пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. 
Система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

50.Кривая Лаффера.

Вопрос о том, какой же быть налоговой ставке? Этот вопрос дискуссионный. Об этом говорит кривая Лаффера. 
Согласно его концепции стремление правительства пополнить казну ( государственный бюджет), увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположному результату.

Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений. Выявляет такую налоговую ставку, от нулевой до 100%, при которой налоговые поступления максимальные.


R- налоговые ставки;
Y- поступление в государственный бюджет.
Из графика видно, что по мере роста налоговых ставок от 0 до 100% доходы государственных бюджетов в начале растут от 0 до некой точки М , а затем опять снижаются.
В итоге при 100% налоговой ставки поступления в государственный бюджет нулевые.
Лаффер считал, что если экономика находится в промежутке от К до М , то налоговую ставку можно понижать, приближаясь к точке М, а если налоговая ставка находится в диапазоне от L до М, то ее можно повышать.
Это связано с тем, что более низкие налоговые ставки повышают стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, что приводит к расширению налоговой базы.
Кроме того, снижение налоговых ставок стимулирует в конечном итоге инвестиции, приводит к расширению производства и занятости, уменьшает необходимость трансфертных выплат, что приводит к росту доходов государственного бюджета.
Повышение же налоговых ставок действует противоположно.
Критики Лаффера выдвигают ряд положений, которые критикуют его позицию:
1) Они считают, что предложение труда не настолько эластично, что автоматически приводит к повышению деловой активности при снижении налоговых ставок.
2) Снижение налоговых ставок имеет продолжительный временной лак, при росте совокупного предложения.
3) Снижение налоговых ставок может вызвать не увеличение совокупного предложения, а увеличение совокупного спроса, что на промежуточном и классическом отрезке приводит к росту цен. 
4) Снижение налоговых ставок неизбежно приведет и к снижению поступления в государственный бюджет.
Идеи Лаффера широко использовались в США в период правления администрации Регера.
В итоге был накоплен колоссальный дефицит государственного бюджета и суммарный государственный долг превысил величину, которая накопилась за предшествующие 200 лет. В тоже время считают, что гипотеза Лаффера применима и важна для того, чтобы налоговая система функционирования оптимальна и были бы выбраны оптимальные налоговые ставки.


50.Государственный бюджет и его структура.

Государственный бюджет - ведущее звено финансового государства, смета его доходов и расходов за определенный период времени, чаще всего за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств.
С помощью государственного бюджета осуществляется распределение и перераспределение ВВП между территориями, отраслями, видами деятельности, экономическими субъектами. 
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов федерации.
Кроме федерального государственного бюджета существуют внебюджетные формы социальной сферы ( пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
В российской статистике при рассмотрении государственных финансов принято использовать такую терминологию:
1) Консолидированный ( региональный, федеральный, муниципальный);
2) Расширенный ( бюджет " расширенного правительства") федеральный бюджет + внебюджетные фонды.
Через государственный бюджет перераспределяется порядка 50% национального дохода и данные о государственных расходах свидетельствуют о степени вмешательства государства в рыночную экономику.

За счет государственного бюджета содержится: армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. 
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая при этом им необходимую помощь. Помощь производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий, и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.
Доходы государственного бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозвратном и безвозмездным порядке, в соответствии с действующей классификации и существующим законодательством. В процессе образования дохода в государственном бюджете происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.
На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. 
Доходы бюджета могут носить налоговый и не налоговый характер .
1) Налоговая часть формируется в основном из налогов, ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль. Этот платеж превышает порядка 2/3 доходов.
Значительная доля поступлений приходится также на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков. 
2) Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровню бюджетной системы.
Среди не налоговых доходов выделяют доходы от продаж имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а так же прибыль ЦБ России. Кроме того в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.
Расходы - это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государственного, регионального и местного самоуправления. Так как государству необходимо обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются:
1) Правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели;
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
1) Военные;
2) Экономические;
3) На социальные нужды;
4) На внешнеполитическую деятельность;
5) На содержание аппарата управления.
Различают 2 вида расходов:
1) Текущие ( на обеспечение текущих потребностей);
2)Капитальные ( на инвестиционные нужды) или бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов - это часть их расходов, обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, и субвенций.


52.Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

Бюджетный дефицит – это когда расходы больше доходов.
Противоположная ситуация - это профицит или излишек.
Различают следующие виды дефицита:
1)
Первичный дефицит - сумма процентных выплат по государственному долгу;
2)
Общий дефицит - в связи с проблемами дефицита в России появился стабилизационный фонд ( СФ) - это специальный государственный фонд РФ, создается ( используется) в целях стабилизации экономики.
Выполняет такие функции:
1) Является как бы встроенным стабилизатором ( когда применяется прогрессивное налогообложение, начисляется пособие по безработице);
2) Обеспечивает дополнительную устойчивость государственных финансов;
3) Может быть источником финансирования инвестиционных программ.
С 2008 года СФ ( стабилизационный фонд) разделили на 2 части:
1) Резервный фонд;
2) Фонд национального благосостояния.


Различают еще такие виды дефицита ГБ( государственного бюджета):
1) Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства;
2) Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами ГБ, рассчитанная по уровню национального дохода в условиях полной занятости;
3) Циклический дефицит - разница между первым и вторым, обусловленная циклическими колебаниями в экономике.
Анализируя налогово - бюджетную политику, нужно учитывать такой подход как
" утечки - инъекции".
Ранее было нам известно, что
S ( сбережения) это утечки, а I ( инвестиции) - инъекции.
Инъекции = утечкам, однако здесь не учитывают те утечки и инъекции, которые связаны с налогово- бюджетной политикой государства.
Известно, что государство осуществляет расходы (G) и собирает налоги (Т). И тогда S и T - трансферты = утечкам, а инвестиции
I и G ( государственные расходы).............................................., отсюда S+ T= I+G.
Преобразуем, получим:
S-I = G-T
Положительная разница равна дефициту государственного бюджета.
S= I+ ( G-T), т. е увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должны вести снижение инвестиций.
Данное уравнение показывает, если в экономике есть дефицит ГБ, то S не равно I, т. е государство будет использовать часть сбережения для финансирования дефицита государственного бюджета.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета:
1) Эмиссионный способ - выпуск новых денег;
2) Займы ( внутренние или внешние) - это неэмиссионный способ финансирования государственного бюджета.
При первом растет денежная масса, в частности денежный агрегат М1, это приводит к эффекту монетизации государственного долго, а в условиях полной занятости возникает опасность инфляционного роста цен, поэтому первый способ называют ИНФЛЯЦИОННЫМ.
Второй способ: для этого нужно занять на кредитном рынке средства нужно занимать у КБ и у населения, в итоге к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавляется спрос со стороны государства.
Денежная масса const , но при этом растут процентные ставки, что приводит к уменьшению частных инвестиций. Кроме того сокращаются потребительские расходы (C), которые связаны с покупкой товаров длительного пользования, так как выросли процентные ставки на потребительский кредит.
В итоге государство вытесняет с кредитного рынка частных заемщиков.
Расходы государства (G) при таком дефиците государства растут, но сокращаются частные инвестиции.
В этом суть
ЭФФЕКТА ВЫТЕСНЕНИЯ.
Налогово- бюджетная экспансия приводит к росту процентных ставок и вытеснению государственными расходами частных инвестиций.
Дефицит государственного бюджета в РФ финансировался разными способами, до 1998 предпочтение отдавалось внутреннему финансированию, а до 1995 преобладали прямые кредиты ЦБ РФ.
С 1995 этот способ был прекращен, правительство стало размещать свои государственные краткосрочные обязательства, чтобы избежать монетизации государственного долга.
В 1996-1997 доля
ГКО ( государственные краткосрочные обязательства) в общем объеме внутренних займов превысило 50%.
После финансового кризиса 98 года преимущества стали отдавать внешнему финансированию, а начиная с 2000 года федеральный бюджет стали сводить с профицитом.


53.Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Существует такое понятие как финансовая политика - это мероприятие государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.
Она складывается из 2-х взаимосвязанных элементов:
1) В области налогообложения и регулировании государственных расходов (фискальная политика);
2) В области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная включает 2 элемента:
1) Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством в налогообложении и государственных расходов с целью изменения реального ВВП и занятости, влияние на инфляцию и ускорение экономического роста.
Осуществляется через изменение величины налогов и государственных закупок товаров и услуг.
Существует мультипликатор государственных расходов.
показывает как растет ( падает) ВВП в связи с ростом ( падением) G (государственных расходов).

Тогда =
Отсюда
= *
Формула
такая же как и мультипликатор инвестиций.

В тоже время существует понятие " временных лагов" ( промежутков), поэтому принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики правительство должно ясно представлять на каком из отрезков циклического развития находится экономика.
Действительно ли в экономике начался спад и нужно ли осуществлять стимулирующую фискальную политику?
Следующий вид фискальной политики -
автоматическая фискальная политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от принятия решений правительства.
Законодательный орган определяет только налоговые ставки, но не размер налоговых поступлений.
Автоматическая фискальная политика - это результат действия автоматических или встроенных стабилизаторов, а именно таких механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение AD ( совокупный спрос) , т. е это пособие по безработице и прогрессивное налогообложение.
При спаде производства реальный выпуск падает и налоговые поступления автоматически снижаются.
Если во время спада падают доходы, то уменьшается и налоговое бремя, что смягчает экономический спад.
При спаде растет безработица, поэтому растут пособия по безработице, другие социальные выплаты, т . е государственные расходы.
Благодаря встроенным стабилизаторам колебание AD оказывается не настолько сильным -
фаза спада.
В фазе подъема( бума) - налоговые поступления автоматически растут, а пособия по безработице уменьшаются, поэтому колебание AD также оказываются меньшими.
Значит бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты - сдерживающее.
Т. е дефицит помогает бороться со спадом, а бюджетный дефицит с перегревом экономики.
На практике промышленно развитые страны проводят комбинированную бюджетно-налоговую политику.


54.Мультипликатор сбалансированного бюджета (теорема Хаавельмо).

Рост налогов (T )и государственных расходов (G ) действуют на экономическую конъюнктуру разнонаправленно:
Рост налогов приводит к уменьшению реального ВВП или дохода.
Рост государственных расходов приводит к росту
Что произойдет, если одновременно вырастут налоги и государственные расходы на одну и ту же величину?
Пусть государственные расходы вырастут на 20, налоги выросли на 20.
Пусть MPC = 0,8 , тогда ∆
G благодаря мультипликатору составит пятикратный прирост выпуска.
G*K= ∆Y.
Изменение налогов действует на изменение ∆
Y по- другому.
Мультипликатор тоже равен 5.
И потребление сократится на 16 единиц.
20*0,8=16
А реальный выпуск сократится на 80 единиц
16*5= 80.

При увеличении налогов доход уменьшается на -80.
А отношение ∆
Y / ∆ Т = налоговые мультипликатор.
Формула:
- MPC*K, т. Е -MPC/1-MPC= - MPC/MPS.
-0,8/0,2= -4
Т. е налоговый мультипликатор сократил доход: 20 *(-4) = -80
Таким образом общий результат одновременный рост ∆
G и ∆T таков: прирост ∆G на 20, увеличил ∆Y на 100.
Теорема Хаавельмо:
Рост ∆
G , сопровождаемый увеличением ∆Т , для балансирования государственного бюджета, вызовет рост дохода на туже самую величину.
Мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен 1, независимо от величины предельной скорости потребления MPC.
У нас
=5
M
T =4
5-4=1

55.Проблема балансирования государственного бюджета.

Существовала дискуссия, связанная с разными взглядами, по поводу проблемы государственного бюджета.
3 подхода:
1) Бюджет надо балансировать ежегодно, т.е дефицит государственного бюджета должен быть равен 0.
Вплоть до выхода работы Кейнса ( 1936 г " общая теория занятости процента и денег") этот подход считался основным.
Такая мера как
СЕКВЕСТР - приведение текущих расходов в соответствии с текущими доходами. Секвестр мера не популярная, так как сокращение расходов государства - это сокращение чьих- то доходов.
Заработная плата государственных служащих различных дотаций, льгот по налогообложению и т. д.
Многие экономисты этот подход критиковали.
2) Бюджет нужно балансировать на циклической основе, а не ежегодно.
Так в годы рецессии ( небольшой спад объема производства) противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с дефицитом государственного бюджета, но он будет компенсироваться бюджетным излишком в годы подъема.
3) Функциональный подход балансирования государственного бюджета ( Теория функциональных финансов).
Главная задача макроэкономики не балансирование государственного бюджета, а балансирование самой экономики, т.е макроэкономическое равновесие, а оно может существовать и при дефиците государственного бюджета.
Не нужно путать экономику с " жизнью в долг", потому что и в этих условиях достижимо макроэкономическое равновесие(МЭР).
Высокоразвитые рыночные экономики " жизнь в долг"- нормальное состояние экономики.
Вопрос в другом:
какова величина долга?
Поэтому в последние 5-10 лет вновь стала популярна идея балансирования государственного бюджета, тем более этого требует и МВФ как один из крупнейших кредиторов нашей страны.