ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2021
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
Тема №15 Цель, задачи и нормативное регулирование аудита расчетов с подотчетными лицами.
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учёта и налогообложения операций по расчётам с подотчётными лицами, включая операции в иностранной валюте нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности.
Основными задачами аудита являются:
-Проверка правильности документального оформления операций по расчётам с подотчётными лицами;
-Оценка состояния синтетического и аналитического учёта расчётов с подотчётными лицами;
-Оценка полноты и правильности отражения расчётов с подотчётными лицами в учётных регистрах и отчётности;
-Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчётами с подотчётными лицами.
Исходя из целей, стоящих перед аудитором, и задач, решаемых им в ходе проверки, объектами аудита в операциях по расчётам с подотчётными лицами, включая расчёты в иностранной валюте являются:
-дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами;
-кредиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами.
Нормативные акты, регламентирующие порядок учета расчетов с подотчетными лицами, можно подразделить на четыре уровня. Первый уровень - это законы, указы президента, постановления правительства, второй уровень представлен ПБУ, разработанными Министерством Финансов, и определяющими базовые правила и принципы ведения бухгалтерского учета. Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими рекомендациями по ведению бухгалтерского учета (инструкциями, указаниями и т.п.). Наконец, четвертый уровень - это документы предприятия (в первую очередь, учетная политика и рабочий план счетов), которые принимаются для обеспечения ведения учета и составления отчетности, принимая во внимание специфику деятельности фирмы. Рабочая документация предприятия не может противоречить требованиям нормативных актов.
К действующим в настоящее время нормативным документам для расчетов с подотчетными лицами является:
I уровень:
1. Трудовой Кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в ред. от 11.07.2011 № 200 - ФЗ).
4.Федеральный закон « О бухгалтерском учёте» N 402-ФЗ от 06.12.2011 (вступ. в силу с 01.01.2013).
II уровень:
-ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
III уровень:
-Положение о ведении кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденное Банком России 12.10.2011 №373-П;
-Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749;
-Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 №55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №АО-1 «Авансовый отчет»;
IV уровень:
-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденный приказам Минфина России от 31.10.2000 №94н (комментарий к счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);
-учетная политика.
Вопросник аудитора для оценки состояния системы внутреннего контроля.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация использует не менее трех градаций: высокую, среднюю, низкую. Результатом аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего контроля.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор выполняет три важных этапа: описание действующей системы внутреннего контроля; оценка целесообразности контрольных механизмов; проверка эффективности системы внутреннего контроля.
Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или открытой (описание ответа) формах.
Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором.
Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то обоснуйте его»). Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
Представленный вопросник в таблице 1 позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной выводы при аудиторской проверке.
Таблица 1
№ п/п |
Вопрос |
Ответы |
Примечание |
||
|
|
Нет ответа |
Да |
Нет |
|
|
Всегда ли вовремя возвращается аванс по командировкам? |
|
V |
|
Уточнить имеются ли санкции за несвоевременность возврата |
|
Имеется ли приказ об утверждении списка подотчетных лиц? |
|
V |
|
|
|
Проверяются ли авансовые отчеты по форме и по существу отраженных операций, осуществляется ли арифметическая проверка отчетов и прилагаемых к ним документов? |
|
V |
|
Произвести выборочную проверку |
|
Правильно отражаются на счетах бухгалтерского учета по расчетам с подотчетными лицами? |
|
V |
|
Произвести выборочную проверку |
|
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки? |
|
V |
|
|
|
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам? |
|
V |
|
|
|
Правильно ли оформлены оправдательные документы, подкрепленные к авансовому отчету? |
|
V |
|
Проверить выборочно |
|
Имеется ли заявление от работников о выдаче денежных средств под отчет на определенные цели? |
|
V |
|
|
|
Имеется ли в организации приказ о утверждении суточных сверх нормы? |
V |
|
|
|
|
Производит ли организация налоговые вычеты по НДС при оприходовании оправдательных документов подотчетных сумм? |
|
V |
|
|
Тема № 16 План и программа аудита расчетов с подотчетными лицами.
Расчет уровня существенности ЗАО «Экодор» за 1 полугодие 2013г.
Таблица 2
Наименование
базового |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Критерий уровня существенности, % |
Значение уровня существенности, тыс. руб. |
Основные средства |
6 805,71 |
1,74 |
118, 42 |
Запасы |
4 858,36 |
1,24 |
60, 24 |
Дебиторская задолженность |
266 712,49 |
68,32 |
182 217,97 |
Денежные средства |
23 065,92 |
5,91 |
1 363,20 |
Финансовые вложения |
15 |
0,004 |
0,0006 |
Отложенные налоговые активы |
11 527,68 |
2,95 |
340,07 |
Прочие внеоборотные активы |
650 |
0,17 |
1, 12 |
Финансовые вложения |
1 500 |
0,38 |
5,7 |
Прочие оборотные активы |
75 261,64 |
19,28 |
14 510,44 |
Валюта баланса |
390 396,81 |
100 |
- |
Поскольку значение 182 217,97 тыс.руб. является наибольшим значением аудитор принимает решение отбросить его при расчетах, а наименьшее оставить (0,0006 тыс.руб.).
Расчет уровня существенности показателей составляет: средние арифметические показатели уровня существенности: (118, 42+ 60, 24+ 1 363,20 +0,0006+340,07+1, 12+5,7+14 510,44) / 8=2 049, 90тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 2 050,00 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения существенности.
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет: (2 050 ,00– 2 049,9): 2 049,9 * 100% = 0,005%, что находится в пределах 2% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).
Аудиторский риск принятый индивидуальным аудитором составляет 2%.
Объем аудита проводимого на организации определяется произведением количества рабочих дней аудитора, продолжительности рабочего дня, количества аудиторов: Объем аудита = 7 дней * 8 часов * 1 аудитор = 56 часов.
Общий план аудита расчетов с подотчетными лицами в ЗАО «Экодор».
Проверяемая организация ЗАО «Экодор»
Период аудита- 1 полугодие 2013 года
Количество человеко-часов -56
Руководитель аудиторской организации –Иванова М.Е.
Состав аудиторской группы –аудитор-Иванова М.Е.
Планируемый аудиторский риск –2%
Планируемый уровень существенности -0,005%
Таблица 3
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечание |
Сбор общей информации и подтверждение прав на деятельность организации |
01.07.2013 |
Иванова М.Е. |
|
Аудит расчетов с подотчетными лицами |
02.07.2013-06.07.2013 |
Иванова М.Е. |
|
Заключение о проверке расчетов с подотчетными лицами |
07.07.2013 |
Иванова М.Е. |
|
Программа аудита расчетов с подотчетными лицами.
Таблица №4
№ п/п |
Аудиторские процедуры |
Источник информации/нормативно-правовая база |
Применяемые приемы |
|
Сбор основных данных и реквизитов организации
|
Выписка из ЕГРЮЛ, учредительные документы |
|
|
Изучение учетной политики организации |
Учетная политика |
|
3. |
Проверка соответствия лиц, получающих денежные средства под отчет на хозяйственно- операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия |
Приказ генерального директора |
|
4. |
Проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия
|
Штатное расписание |
|
5. |
Проверка наличия приказов о направлении работников в командировку |
Приказ генерального директора |
|
6. |
Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам |
Товарные чеки, кассовые чеки, товарные накладные, ж/д и авиабилеты |
|
7. |
Проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке |
Командировочное удостоверение |
|
8. |
Аудит правильности применения налоговых вычетов по НДС |
Счета-фактуры |
|
9. |
Проверка наличия задолженности по подотчетным суммам |
ОСВ по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» |
|
10. |
Проверка правильности оформления авансовых отчетов |
Авансовый отчет Форма №АО-1 |
|
Нарушения, выявленные в процессе проведения аудита расчетов с подотчетными лицами в ЗАО «Экодор»
Таблица №5
Выявленное нарушение |
Положения какого документа нарушены |
Рекомендации аудитора |
В некоторых авансовых отчетах отсутствует назначение аванса |
П.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 |
Тщательно проверять обязательные реквизиты и оформлять документы согласно требованиям нормативно-правовых актов, комиссию за оплату мобильной связи рекомендуем относить на 26,25 счета |
Комиссия за оплату мобильной связи отнесена на 91 счет |
||
В некоторых командировочных удостоверениях отсутствует подпись генерального директора |
||
В некоторых товарных чеках и накладных не были приведены марки автомобилей, по которым производились работы |
Тема №17 Результаты аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
Предварительная оценка состояния расчетов с подотчетными лицами в ЗАО «Экодор» за 1 полугодие 2013 производилась на основании вопросника.
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику можно сделать следующие выводы:
1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств соответствует действующим законодательным нормам;