ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1372
Скачиваний: 7
М ЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE
Раздел 1. Характеристика предприятий
Цель, задачи: Определить объект и предмет учебной дисциплины, место ее в системе экономических знаний. Дать краткую характеристику внешней среды предприятия. Раскрыть связь общественного разделения труда и общественных форм организации производства на предприятии. |
Раздел 1. Характеристика предприятий 1
Тема 1. Введение в дисциплину 1
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5
Раздел 1. Характеристика предприятий 10
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 14
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 16
2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18
Раздел 1. Характеристика предприятий 25
Тема 3. Организация производства на предприятии 25
3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28
3.2. Типы организации производства и их основные черты 30
3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31
3.4. Инфраструктура предприятия 32
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34
Тема 1. Имущество предприятия 35
1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38
1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40
1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43
ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43
2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49
2.3. Анализ использования основных фондов 51
2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55
Тема 3. Оборотные активы предприятия 55
3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58
3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60
3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66
ТЕМА 4. Персонал предприятия 66
4.1. Состав и структура персонала предприятия 69
4.2. Планирование численности работников предприятия 70
4.3. Производительность труда и ее показатели 72
4.4. Факторы роста производительности труда 73
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75
Тема 5. Системы оплаты труда 75
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78
5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80
5.3. Определение фонда оплаты труда 81
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83
Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83
1.1. Понятие издержек и их виды 86
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87
1.3. Смета и калькуляция затрат 88
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93
Тема 2. Ценообразование на предприятии 93
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96
2.3. Методы ценообразования 99
2.4. Стратегии ценообразования 99
2.5. Анализ влияния цены на прибыль 99
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101
Тема 1. Механизм управления предприятием 101
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105
1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114
2.2. Виды планов. Методы планирования 115
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121
Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121
3.1. Понятие инноваций и их классификация 124
3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 126
3.3. Понятие и виды инвестиций 129
3.4. Принципы инвестирования 130
3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 130
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133
Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136
4.3. Методы управления качеством 138
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141
Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий)
Экономика – важнейшая сфера жизнедеятельности людей. В этой сфере создаются материальные блага и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности. Экономика является общим объектом для всех экономических наук.
Однако производство материальных благ и услуг в рыночной экономике осуществляется посредством предпринимательской деятельности на предприятиях. Поэтому объектом исследования в учебной дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» является собственно предприятие, на котором осуществляется предпринимательская деятельность. Оно выступает основным агентом хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Экономика организаций (предприятий) как образовательная дисциплина представляет собой совокупность знаний о средствах, законах и правилах ведения хозяйственной деятельности. Она включает изучение совокупности управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования материальных и нематериальных ресурсов, процессов и способов создания материальных благ.
Расширение масштабов производства и ассортимента производимой продукции ведет к значительному усложнению управления экономикой. Поэтому наряду со специализацией и кооперацией труда в производстве развивается процесс специализации и кооперации труда в управлении. Информационная революция, разворачивающаяся с конца ХХ столетия, привела к возникновению принципиально новых информационных технологий, использование которых в производстве и управлении создает объективные предпосылки для успешного развития предприятий.
Предметом экономики организации (предприятия) является изучение закономерностей хозяйственной деятельности предприятия, механизмов формирования и использования основных факторов производства с целью выработки обоснованных управленческих решений.
Предмет экономики организации (предприятия) тесно связан с экономической теорией. Предприятие функционирует в определенной экономической системе. Закономерности развития экономической системы влияют на способы организации, методы функционирования и управления предприятием. В микроэкономике изучается поведение хозяйствующего субъекта в условиях ограниченности ресурсов на рынке конкретного товара, имеющее своей целью достижение состояния равновесия. В экономике организации (предприятия) изучается, как сформировать необходимую совокупность факторов производства, использование которых приведет к достижению поставленной цели. С другой стороны, изучаемые в макроэкономике проблемы для конкретного предприятия выступают как наперед заданные величины, которые следует учитывать в организации и деятельности предприятия. То есть экономическая теория выступает как методология для экономики организации (предприятия).
Особенностью экономики организации (предприятия) является то, что изучается деятельность предприятия в единстве всех сторон ее проявления. То есть рассматриваются процессы подготовки производственного процесса, экономический механизм производственной деятельности, конечные результаты функционирования предприятия. Следующие за этой дисциплиной «Бухгалтерский учет», «Анализ эффективности хозяйственной деятельности», «Финансы и кредит» и т. д., раскрывая свой предмет, опираются на сумму знаний из экономики организации (предприятия) и описывают определенную сторону хозяйственной деятельности предприятия.
Методы исследования, которыми пользуется экономика организации (предприятия), имеют специфику, обусловленную прикладным характером данной дисциплины. Важную роль в изучении закономерностей деятельности предприятия играют системный метод, программно-целевой и комплексный подход к исследованию внутрипроизводственных проблем.
Широко используются методы статистики и сравнительного анализа. Эти методы позволяют не только накапливать материал, но и анализировать его, выявлять динамику процессов.
Выработка хозяйственной стратегии, управление качеством продукции основывается на использовании вероятностных методов и прогнозов.
Современные исследования основываются на моделировании процессов и явлений. Поэтому используются графоаналитические и экономико-математические модели.
Таким образом, успешное осуществление предпринимательской деятельности основывается на следующих предпосылках:
-
прочных знаниях экономической теории;
-
приобретенных конкретных экономических знаниях и навыках об организации предпринимательства;
-
умении использовать методы количественной оценки хозяйственных процессов и находить пути повышения эффективности хозяйственной деятельности.
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора
Предприятие осуществляет свою деятельность в определенной внешней среде. В ходе формирования ресурсной базы, осуществления самого процесса производства и реализации созданной продукции предприятие взаимодействует с внешней средой. Кроме того, предприятие характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в этой среде. Внешняя среда представляет собой совокупность сил и факторов, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия. К этим силам и факторам можно отнести: политические, экономические, правовые, научно-технические, демографические, социокультурные, природно-климатические, коммуникационные и т. д. В экономическом аспекте внешняя среда представляет собой экономику страны или единый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК). То есть экономика страны – есть совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих общественное воспроизводство в рамках национальных границ. Экономика страны является результатом исторического развития производительных сил, углубления общественного разделения труда (специализации и кооперации труда), развития внешнеэкономических связей.
Экономика страны как экономический организм может быть охарактеризована в следующих аспектах: по сферам, по отраслям, по секторам.
В национальной экономике выделяют две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу. В материальном производстве создаются материальные блага и услуги, удовлетворяющие материальные потребности общества. Материальное производство включает промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающую материальное производство), строительство, торговлю, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды материальной деятельности.
Непроизводственная сфера служит для удовлетворения материальных и духовных потребностей, обеспечивающих развитие личности. Эта сфера состоит из жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи (обслуживающей учреждения непроизводственной сферы и население), здравоохранения, народного образования, культуры искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры, социального обеспечения, страхования, кредитования и т. д.
Эти две сферы находятся во взаимодействии. Под влиянием научно-технического прогресса и других сил внешней среды соотношение между этими сферами изменяется. А это сказывается на числе предприятий, которые входят в ту или иную сферу национальной экономики.
Другая характеристика экономики страны состоит в том, что национальное хозяйство представляет собой совокупность специализированных отраслей. Под отраслью понимается группа однородных хозяйственных единиц (предприятий), характеризующихся производством однородной продукции и общей функцией в национальном хозяйстве. Принадлежность предприятия к той или иной отрасли определяет содержание производственной деятельности, а также особенности состава имущества предприятия, технологических процессов и вида производимой продукции.
В промышленности России функционирует около 15 крупных отраслей: электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность и т. д.
Возникновение отраслей есть результат исторического развития общественного разделения труда. Но и внутри отраслей также под действием специализации возникают подотрасли и виды производства. Например, в отрасли «машиностроение и металлообработка» выделяются следующие подотрасли: атомное машиностроение, энергетическое машиностроение, подъемно-транспортное машиностроение, приборостроение и т. д.
В связи с развитием кооперации производства возникают внутриотраслевые и межотраслевые комплексы. Например, в промышленности существуют топливно-энергетический комплекс (ТЭК), аграрно-промышленный комплекс (АПК), машиностроительный комплекс и т. д. Комплексы можно разделить на целевые и функциональные. Например, машиностроительный комплекс относится к целевым, т. к. участвует в создании конечной продукции. Функциональный комплекс служит для выполнения определенной функции. Например, инвестиционный комплекс. По признаку разделения труда комплексы делятся на многоотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.
На основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют секторы в экономике. Сектор – это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют следующие секторы: рыночный сектор, сектор предприятий, сектор государственных учреждений и т. д.
1.3. Общественные формы организации производства: специализация, кооперирование и комбинирование производства
В рыночной экономике действует объективный экономический закон концентрации производства и капитала. Его действие ведет, с одной стороны, к сосредоточению производства на более крупных предприятиях, т. е. к концентрации производства. А с другой стороны, развивается специализация, т. е. сосредоточение однородных видов производства. Специализация с объективной необходимостью ведет к развитию кооперации, т. е. формированию прямых производственных связей между узкоспециализированными предприятиями, участвующими в совместном изготовлении конечной продукции. Развитие производства в условиях монополистической конкуренции привело к возникновению комбинатов, т. е. к соединению разных видов производств от добычи и обработки сырья до сборки готовой продукции. Это так называемое вертикальное комбинирование производства. Перечисленные формы отраслевой организации производства взаимосвязаны и влияют на оптимальный размер предприятия.
Оптимальный масштаб производства в промышленности характеризуется способностью предприятия выполнить договорные обязательства по производству продукции (услуг) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на производство и реализацию продукции. Для определения оптимального размера предприятия необходим системный подход к использованию этих процессов. В каждой отрасли свой оптимальный размер предприятия. Это обусловлено особенностями формирования эффекта концентрации в связи с использованием факторов производства в определенном количественном сочетании, особенностями размещения производства в данной отрасли. Например, в машиностроении получили наиболее широкое распространение узкоспециализированные производства по изготовлению агрегатов, узлов, сборке готовых механизмов и машин. В обувной промышленности размер предприятия определяется мощностью в 1 млн пар обуви в год. Для производства кирпича как строительного материала размер предприятия определяется транспортными издержками в связи с доставкой продукции потребителю. Практика привела к выводу, что поставки кирпича далее 200 км от завода-изготовителя экономически невыгодны, т. к. транспортные издержки возрастают в среднем на 20 % за каждые 50 км. Отсюда мощность кирпичного завода не должна превышать 40 млн штук в год.
Современное состояние средств технологического оборудования и уровень технологии в рыночной экономике обусловливают создание малых и средних предприятий. Такие предприятия быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и эффективно используют производственный потенциал.