ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1376
Скачиваний: 7
Основными показателями уровня концентрации производства являются: годовой выпуск продукции, среднегодовая численность работающих на предприятии, среднегодовая стоимость основных фондов, потребление электроэнергии за год и т. д.
Специализация производства в промышленности осуществляется в следующих формах: предметной, подетальной, технологической, вспомогательных и межотраслевых производств.
Предметная специализация выражается в производстве определенных видов продукции конечного потребления. Подетальная специализация – сосредоточение производства определенных деталей на предприятии. Технологическая специализация – превращение отдельного технологического процесса в отдельное самостоятельное производство (литейный завод). Специализация вспомогательных и межотраслевых производств – деятельность предприятий, производящих продукцию общемашиностроительного назначения (зубчатые колеса, редукторы и т. п.).
Важными условиями развития специализации производства являются стандартизация и унификация выпускаемой продукции. Стандартизация предполагает единые требования к сырью, материалам, комплектующим изделиям, к методам контроля и испытания готовых изделий, к условиям транспортировки, хранения и потребления. А унификация состоит в устранении неоправданного многообразия изделий одинакового назначения и разнотипности их составных частей. Унификация требует соблюдения конструктивной преемственности. Это проявляется в том, что в новом изделии максимально используются детали и узлы, уже применявшиеся в других конструкциях. Таким образом, на основе стандартизации и унификации достигается концентрация производства однородных изделий на предприятии.
Оптимальные размеры специализированного производства определяются: объемом производства однородной продукции на предприятии, удельным весом автоматического и специализированного оборудования в общем его парке, удельным весом поточно-массового производства в общем объеме изготовления продукции, удельный вес унифицированных деталей, узлов.
Кооперирование производства представляет производственные связи предприятий по совместному производству готовой продукции. Кооперирование приводит к установлению производственных связей между предприятиями разных стран, между предприятиями внутри страны, между предприятиями одного региона. Уровень кооперации определяется: удельным весом в себестоимости выпускаемой продукции на предприятии комплектующих изделий, полуфабрикатов, полученных по кооперации; удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых данным предприятием на сторону, в общем объеме производимой продукции.
Комбинирование производства, являясь одной из форм обобществления производства, ведет к объединению в одном предприятии нескольких видов технологических процессов различных отраслей промышленности, связанных между собой. Этот процесс выступает в следующих формах:
-
последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции;
-
использование отходов производства для выработки других видов продукции;
-
комплексная переработка сырья (выработка из одного вида сырья различных видов продуктов).
Уровень комбинирования в отрасли, на предприятии определяется следующими показателями: удельный вес продукции, выпускаемой комбинатом, в общем объеме продукции отрасли; числом стадий и отраслей, охватываемых комбинатом; численностью работников, занятых на комбинированных производствах; долей основных фондов, в общей стоимости основных фондов отрасли; количеством перерабатываемого в комбинированном производстве сырья; количеством продукции, получаемой из перерабатываемого на комбинате сырья и т. д.
Комбинирование производства характеризуется более высоким уровнем непрерывности производства, производством нескольких видов продуктов, рациональным использованием живого труда, сокращением длительности производственного цикла, ускорением оборачиваемости оборотных средств.
-
Основным агентом национальной экономики выступает предприятие, производящее материальные блага и услуги. Объектом изучения экономики организаций (предприятий) является собственно предприятие как первичное звено экономической жизнедеятельности общества. А предмет этой учебной дисциплины включает изучение закономерностей хозяйственной деятельности на предприятии, механизмов по формированию и использованию основных факторов производства для выработки обоснованных управленческих решений.
-
Предприятие осуществляет свою деятельность в определенной внешней среде. Внешняя среда представляет собой совокупность сил и факторов, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия. К этим силам и факторам можно отнести: политические, экономические, правовые, научно-технические, демографические, социокультурные, природно-климатические, коммуникационные и т. д. В экономическом аспекте внешняя среда представляет собой экономику страны или единый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК).
-
В рыночной экономике объективно развиваются процессы концентрации и централизации производства и капитала. На предприятии эти процессы находят свое выражение в специализации и кооперировании производства на основе стандартизации и унификации производимой продукции. Переход российской промышленности на рыночные методы хозяйствования делает необходимым диверсификацию крупных предприятий, создание малых и средних предприятий, обладающих способностью быстро перестраиваться на выпуск новой продукции.
-
Комбинирование является одной из форм обобществления производства и форм общественной организации производства. Эта экономически эффективная форма организации производства должна стать магистральным направлением экономического развития реального сектора экономики России.
-
Что является объектом и предметом дисциплины «Экономика организации (предприятия)»?
-
Дайте характеристику национальной экономике как единому народнохозяйственному комплексу.
-
Дайте характеристику внешней среды предприятия.
-
Назовите общественные формы организации производства и дайте им характеристику.
-
В чем состоит значение комбинирования производства как магистрального направления развития предприятий?
-
Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гл. 14.
-
Экономика предприятия: Учебник/ Под ред проф. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. Гл.1.
-
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгалтера. – М.: ИНФРА-М, 2004. Раздел 1.
-
Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. - М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.
-
Эванс Т., Бишон Д. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2004.
Раздел 1. Характеристика предприятий
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики
Цели, задачи: Раскрыть место и роль предприятия в рыночной экономике. Для этого необходимо уяснить сущность предпринимательства и его организационную форму в рыночной экономике. Поскольку предприятие функционирует в определенной среде, то важно знать, как формируется эта среда, ее структуру и влияние на деятельность предприятия. Знание классификационных признаков предприятий позволяет глубже понять особенности организационно-правовых форм предприятий. |
Раздел 1. Характеристика предприятий 1
Тема 1. Введение в дисциплину 1
1.1. Предмет и метод экономики организаций (предприятий) 4
1.2. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора 5
Раздел 1. Характеристика предприятий 10
Тема 2. Предприятие – основное звено рыночной экономики 10
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки 14
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий 16
2.4 Организационно-правовые формы предприятий 18
Раздел 1. Характеристика предприятий 25
Тема 3. Организация производства на предприятии 25
3.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, определяющие ее 28
3.2. Типы организации производства и их основные черты 30
3.3. Производственный процесс и принципы его организации. Производственный цикл 31
3.4. Инфраструктура предприятия 32
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 34
Тема 1. Имущество предприятия 35
1.1. Формирование имущества предприятия. Уставный капитал: сущность и функции. Баланс предприятия 38
1.2. Экономическая сущность и классификация активов предприятия 40
1.3. Экономическая сущность и классификация пассивов предприятия 41
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 43
ТЕМА 2. Основные фонды предприятия 43
2.2. Износ и амортизация основных фондов. Физический и моральный износ 49
2.3. Анализ использования основных фондов 51
2.4. Особенности воспроизводства основных производственных фондов 52
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 55
Тема 3. Оборотные активы предприятия 55
3.1. Экономическая сущность оборотных активов. Состав и принципы их организации 58
3.2. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование оборотных средств 60
3.3. Особенности движения оборотных активов. Показатели их использования 63
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 66
ТЕМА 4. Персонал предприятия 66
4.1. Состав и структура персонала предприятия 69
4.2. Планирование численности работников предприятия 70
4.3. Производительность труда и ее показатели 72
4.4. Факторы роста производительности труда 73
Раздел 2. Формирование имущества и использование основных факторов производства 75
Тема 5. Системы оплаты труда 75
5.1. Мотивация, нормирование и оплата труда персонала 78
5.2. Основные системы оплаты труда. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 80
5.3. Определение фонда оплаты труда 81
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 83
Тема 1. Издержки предприятия и доходы, их отражение в хозяйственной деятельности 83
1.1. Понятие издержек и их виды 86
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции 87
1.3. Смета и калькуляция затрат 88
1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение. 90
Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия 93
Тема 2. Ценообразование на предприятии 93
2.1. Цена и ее функции на предприятии. Ценообразующие факторы 96
2.3. Методы ценообразования 99
2.4. Стратегии ценообразования 99
2.5. Анализ влияния цены на прибыль 99
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 101
Тема 1. Механизм управления предприятием 101
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием 105
1.2. Типы организационных структур управления предприятием 106
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления 107
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 111
Тема 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия 111
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии 114
2.2. Виды планов. Методы планирования 115
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия 116
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии 118
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия 118
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 121
Тема 3. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 121
3.1. Понятие инноваций и их классификация 124
3.2. Показатели инновационного процесса на предприятии 126
3.3. Понятие и виды инвестиций 129
3.4. Принципы инвестирования 130
3.5. Методы оценки эффективности инвестиций 130
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием 133
Тема 4. Качество и конкурентоспособность 133
4.1. Понятие качества и его значение для предприятия 136
4.3. Методы управления качеством 138
4.4. Влияние качества на конкурентоспособность 139
Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности 141
Тема 1. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 141
1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия 144
1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности 146
1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности 149
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:
-
деятельность, организованная на основе частной собственности на средства производства;
-
хозяйствующий субъект самостоятельно определяет вид предпринимательства, его содержание, размеры, ассортимент предлагаемых покупателям благ или услуг;
-
экономический интерес хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности состоит в стремлении получить максимально возможную прибыль;
-
хозяйствующий субъект несет ответственность за результаты своей деятельности перед контрагентами;
-
объективным спутником этой деятельности является риск.
В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:
-
право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;
-
равное право доступа всех хозяйствующих субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
-
равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;
-
защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
-
свободный выбор сферы и вида деятельности в пределах разрешенного законом;
-
недопущение недобросовестной конкуренции на рынке и ограничение монопольных тенденций в поведении предпринимателей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.
Понятие юридического лица
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
-
имущественная обособленность, т. е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
-
самостоятельная имущественная ответственность, т. е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;
-
самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени заключать гражданско-правовые договоры купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды и т. д. или иным способом приобретать права и нести обязательства;
-
организационное единство, т. е. наличие устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.
Характеристика предприятия
В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Принципы организации предприятий
Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:
-
экономичность;
-
финансовая устойчивость;
-
доходность, прибыльность.
Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.
В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:
-
получение прибыли собственниками предприятия и возмещение затрат;
-
выполнение своих обязательств по поставке продукции (услуг) контрагентам в соответствие договорными обязательствами;
-
своевременная выплата заработной платы персоналу предприятия, создание безопасных условий труда и условий для профессионального роста персонала;
-
создание рабочих мест для местного населения, живущего в окрестностях предприятия;
-
охрана окружающей среды и минимизация нагрузки на нее в связи с деятельностью предприятия;
-
недопущение сбоев в работе предприятия, стабильное наращивание темпов роста объема производства и доходов предприятия.