ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2021
Просмотров: 1323
Скачиваний: 1
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая имеет следующие виды: документальная и фактическая, плановая и внеплановая, сплошная, частная, комплексная и тематическая.
46.
Правовое регулирование
банковской
деятельности
Конституционной основой правового регулирования банковской деятельности служит Конституция РФ (ст. 71), которая относит кредитное регулирование и федеральные банки к ведению Российской Федерации.
Становление банковской системы России связано с принятием 2.12.90 г. двух основных законов: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»9 и «О банках и банковской деятельности».10 В соответствии с законом банковскую систему образуют: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России – это орган государства, орган управления (банковского регулирования и банковского надзора) и хозяйствующий субъект. Банк России независим в своей деятельности.
Деятельность Банка России состоит в том, что банк:
а) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
б) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения;
в) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
г) устанавливает правила осуществления расчетов, банковских операций, обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы в Российской Федерации;
д) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
е) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
ж) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
з) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
и) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
к) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
м) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
н) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
о) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
п) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
р) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; и осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Нормотворческая деятельность Банка России регламентируется Положением Центробанка «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» N 517 от 15.09.97. Нормативные акты издаются в трех формах:
а) указания Банка России – устанавливают отдельные правила;
б) положение Банка России устанавливает системно связанные между собой правила;
в) инструкции Банка России, которые определяют порядок применения положений федеральных законов и других нормативных актов по вопросам компетенции банка.
Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01. и послед. ред. и Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N31-ФЗ. Изменен порядок регистрации кредитных организаций, установленный Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» письмо МНС РФ и ЦБР от 26 июня 2002 г. NN БГ-16-09/86, 01-33/2202 «Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций».
Правовую характеристику банковской системы также содержит Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности», где определяются: а) общие положения, связанные определением организационно-правовых форм кредитных организаций; б) порядок государственной регистрации, лицензирование и ликвидация кредитных организаций; в) обеспечение стабильности банковской системы, защита прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации; г) межбанковские отношения и обслуживание клиентов, д) сберегательное дело; е) бухгалтерский учет в кредитных организациях11 и надзор за их деятельностью.
1 октября 2006 вступает в силу Инструкция о банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
Документом, в частности, определяется новый перечень сделок и банковских операций, разрешенных расчетным небанковским кредитным организациям, а также изменяются обязательные нормативы РНКО. Например, максимальное значение норматива использования собственных средств (капитала) РНКО для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) снижено с 10 до 0 % от величины собственных средств (капитала) РНКО, а максимально допустимое числовое значение норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) – с 20 до 10 % (Инструкция ЦБ РФ от 26.04.06 N 129-И; зарегистрирована в Минюсте РФ 19.05.06 N 7861).
47. Правовое регулирование валютных отношений
Валютное регулирование представляет собой форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала.
Содержание валютных правоотношений — это право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов. В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»12 субъектами валютных правоотношений являются: а) резиденты; б) нерезиденты; в) органы валютного контроля*; г) агенты валютного контроля.
К резидентам относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительством РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных выше в подп. «б» и «в».
Нерезиденты: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных выше в подп. «б» и « в».
Объекты валютных правоотношений делятся на четыре вида:
1) валюта Российской Федерации — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и металлических монет; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства объединений использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства;
2) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, — платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы); фондовые ценности (акции, облигации); другие обязательства, выраженные в рублях;
3) иностранная валюта — банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
4) валютные ценности — иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).
Понятие валютные операции13 включает в себя: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом государство может использовать три типа валютных режимов. Первый – режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Второй режим – режим с отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Третий режим – режим с общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом.
Основным органом валютного регулирования в стране является Центральный банк РФ, который:
а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;
в) проводит все виды валютных операций;
г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые формы учета, отче документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам, а также выполняет другие функции.
Нарушение валютного законодательства предусматривает административную ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ):
а) за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
б) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
в) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;