Файл: ответы на билеты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2021

Просмотров: 1324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) должна быть установлена непосредственная причинная связь между противоправным виновным действием (бездействием) работника и ущербом, т. е. ущерб должен быть вызван именно деянием работника, а не какими-либо иными обстоятельствами.

Виды материальной ответственности работников:

  • ограниченная материальная ответственность;

  • полная материальная ответственность.

Ограниченная материальная ответственность — основной вид ответственности. Она наступает во всех случаях, когда нельзя привлечь работника к полной материальной ответственности. Возмещение производится в размере фактически причиненного ущерба, но не свыше установленного в законе предела для удержания. При ограниченной материальной ответственности возможно и полное возмещение ущерба, если ущерб не превышает предела для удержания, установленного законом (ст. 241 ТК).

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном размере без какого-либо ограничения. Она наступает в специально установленных случаях (ст. 243 ТК РФ):

когда в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей;

при недостаче ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу. Она наступает, когда между работником или коллективом (бригадой) и работодателем заключен письменный договор о принятии на себя работником или бригадой полной материальной ответственности за недостачу вверенных им ценностей;

при умышленном причинении ущерба (при хищении, умышленном уничтожении, умышленной порче имущества и в других случаях, когда вина причинителя ущерба была в форме умысла);

при причинении работником ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

если ущерб причинен в результате преступных действий работника, установленных приговором суда. Основанием для привлечения к ответственности в данном случае является приговор суда;

в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

если ущерб явился результатом разглашения. сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную) в случаях, предусмотренных федеральными законами;

если ущерб причинен ими не при исполнении трудовых обязанностей. Имеются в виду случаи, когда работник имел доступ к имуществу работодателя в силу трудовых отношений, однако причинил ему ущерб не при исполнении трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность может быть установлена также в двух случаях:

1) при заключении трудового договора, заключаемого с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером;


2) в случаях причинения ущерба несовершеннолетними: а) умышленно; б) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в) в результате совершения преступления или административного проступка.

Предусмотрены два способа возмещения ущерба:

  • добровольный;

  • принудительный.

1. Добровольное возмещение ущерба — внесение работником соответствующих сумм в кассу работодателя; возмещение ущерба с рассрочкой платежа; передача работодателю равноценного имущества либо исправления поврежденного имущества.

2. Принудительное возмещение ущерба — взыскание в установленном порядке и пределах соответствующих сумм из заработной платы причинителя ущерба. В этом случае взыскание ущерба возможно:

а) по распоряжению работодателя — без обращения в суд;

б) в судебном порядке — путем предъявления иска в суде.

44. Финансовое право (общая характеристика бюджетного, налогового права)

Финансовое право – это самостоятельную отрасль российского права, которая имеет свои предмет и метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. С помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, а методом финансового права являются властные предписания, предполагающие неравенство субъектов правоотношений. Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития. Финансово-правовые нормы носят государственно-императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства, где определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования. Среди них можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.


Понятие бюджетного права. Составной частью финансового права является бюджетное право, поскольку центральное место в финансовой системе занимает бюджет. Бюджет* – это денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных ресурсов. В процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства. Таким путем создаются государственные доходы — Российской Федерации и ее субъектов. Распоряжаются этими доходами соответственно уполномоченные государственные и муниципальные органы в соответствии с их бюджетами — основными финансовыми планами росписью доходов и расходов. В материальном отношении бюджет является централизованным фондом денежных средств.

Бюджетное право содержит материальные нормы и процессуальные нормы. Материальные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России: перечень бюджетных доходов и расходов; распределение их между различными бюджетами; права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный процесс**, а именно: порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Бюджетный кодекс (БК)8 определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, нормами права совокупность всех видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Элементами этой системы являются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; местные бюджеты (поселков, районов городов). В рамках бюджетной системы применяют понятие консолидированного бюджета,*** т. е. сводного бюджета всех уровней на территории, используемый лишь для аналитических целей и другие понятия, например, субсидия,* субвенция,** дотация.***

Налоговое право является частью финансового права. Вместе с тем оно имеет специфические признаки, обусловленные особенностями регулируемых налоговых отношений. Налоговое право — система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и внебюджетные целевые фонды. Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения. Он характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета.


Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Данный перечень является исчерпывающим. Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъекты налоговых правоотношений: государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты), сборщики налогов — органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты; финансовые органы.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение: обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения рассматривается через права и обязанности его субъектов.

Налоговое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть налогового права распространяется на все виды налогов и включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения. Первая часть НК РФ систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране. Нормы НК РФ устанавливают систему налогов, взимаемых в бюджет; определяют основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; регулируют права и обязанности участников налогов отношений; закрепляют формы и методы налогового контроля; устанавливают ответственность в налоговой сфере. В особенную часть налогового права включаются нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных налогов и сборов. Вторая часть НК РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., отражает порядок и условия взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).

45. Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Его целью является эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Задачи финансового контроля:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов финансовой и хозяйственной деятельности;

  • содействие сбалансированности между потребностью финансовых ресурсов и величиной денежных доходов государственного бюджета;

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

  • содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;

  • предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.


Таким образом, финансовый контроль является одним из видов финансовой деятельности государства, которая осуществляется всей системой его органов власти, и управления по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контроля.

Финансовый контроль подразделяется:

  • на государственный;

  • внутрихозяйственный;

  • аудиторский.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами власти и управления через общегосударственный вневедомственный, ведомственный финансовый контроль. К этим органам соответственно относятся: а) Федеральное собрание РФ и Правительство РФ; б) специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Министерства РФ по налогам и сборам, и др.; в) министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом, который образуется Федеральным собранием РФ и подотчетен ему. Основная задача Счетной палаты состоит в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств. Министерством финансов РФ контролируется исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Кроме того, осуществляется контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В его подчинении находится федеральное казначейство, на которое возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, и др. Министерство РФ по налогам и сборам контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах, определяет правильность исчисления налогов и других обязательных платежей, проводит контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты. Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений, контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции. Государственный Таможенный комитет РФ является главным органом валютного контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.

Аудиторский контроль проводится на основании лицензии. В зависимости от сроков проведения финансового контроля различают:

  • предварительный контроль,

  • текущий контроль,

  • последующий контроль.