ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Канакина В.П., Горецкий В.Г., «Русский язык», 2013 год издания, издательство «Просвещение» -
В учебнике «Русский язык» (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы». Каждый раздел начинается с особой страницы — шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела, даны рисунки и схемы, к которым можно обратиться в процессе изучения определённой темы раздела, и некоторые ключевые слова, написанные рукописным шрифтом. Пример содержания шмуцтитула (с. 31).
Название раздела. «Слово и слог. Ударение».
Учебные задачи. Рубрика «Будем учиться»:
-
выделять слоги в слове, -
переносить часть слова с одной строки на другую по слогам, -
обозначать ударение в словах, -
п
роизносить слова правильно.
-
1) Учебник используется на уроке на разных этапах: и на этапе изучения нового материала, и при его закреплении, и на этапе обобщения, на контрольно-оценочном этапе (и при повторении, и для справок как по изучению языковой теории, так и по правописанию).
В учебнике «Русский язык» (1 класс) представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России»).
Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области «Филология».
2) Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
3) Я считаю, в учебнике Русского языка нет не традиционных тем для начальных классов.
4) Так как учебник предназначен для 1 класса, то материала для повторения в начале учебного года нет, а вот повторения изученного материала в конце учебного года присутствует и на него отводятся отдельные часы.
4. 1) Изучение каждой темы заканчивается рубрикой «Проверь себя» (рубрика включает задания как базового, так и повышенного уровня), что позволит учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Приведём пример.
Тема «Гласные звуки», рубрика «Проверь себя», с. 62.
Достижение каких результатов мы можем проверить на данном примере? Это предметныерезультаты (умение различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно их произносить, приводить примеры слов с этим звуком, а значит, можем оценить и словарный запас учащихся, создавать монологическое высказывание-совет так, чтобы «друг» понял этот совет); познавательные (логические: умение выделять из слова гласный звук и доказывать, почему он гласный; знаково-символические: распознавание и понимание звуковых обозначений; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои знания так, чтобы быть понятым собеседником); личностные(осознание того, что «я» могу объяснить, дать совет и для этого у меня уже есть опыт).
По результатам выполнения заданий учитель сможет определить, что нужно повторить на данном этапе обучения, какие умения у школьников ещё не сформированы, а также регулярно контролировать процесс достижения предметных результатов для данного этапа обучения, проводить контроль дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Задания «Проверь себя» обычно выполняются на уроке (сам процесс подготовки может быть осуществлён и в классе, и во внеурочной деятельности, а также индивидуально: либо в сотрудничестве с товарищем по парте, либо с группой учащихся) при коллективном или индивидуальном обсуждении результатов.
При обсуждении возможны такие задания: «Сколько заданий ты выполнил? Какие? Что тебя затруднило? Как ты думаешь, почему ты не смог выполнить это задание?»
2) В учебнике русского языка есть упражнения пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.
Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников.
Приведём пример работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника (упр. 19, с. 103).
Ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился), определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели), высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им.
Работа с этим упражнением способствует достижению личностных результатов: воспитание чувства сопереживания, оказания помощи нашим меньшим братьям, осознание того, как каждый из детей поступил бы в этой ситуации); предметных результатов: формирование речеведческих умений (осознанно читать, определять тему и главную мысль, выбирать из текста то содержание, которое соответствует рисунку); орфографических умений (внимание детей обращено к выделенным орфограммам, необходимо правильно записать выбранные предложения); метапредметных результатов: формирование познавательных УУД (использование умения сопоставлять содержание и рисунок и выбирать нужную информацию из текста для решения речевой задачи).
3
) в учебнике достаточно заданий, которые воспитывают и развиваю нравственные и эстетические чувства. Для примера рассмотрим задание 5 на стр.8
Мы можем заметить, что данное упражнение развивает у детей нравственные чувства, прививает патриотизм, показывает, что именно русский язык наш родной.
В
упражнении 4 на стр.7 мы можем заметить, что текст который нам представлен формирует в детях нравственные чувства, такие как: гуманность, доброжелательность.
.
.
.
.
5.Содержание учебного материала излагается доступным для детей языком. Весь учебный материал очень красочный, простой, подкрепляется иллюстрациями и таблицами. Поэтические строки А. Майкова, И. Сурикова, А. Блока, А. Фета, А. Плещеева, С. Маршака, Е. Благининой, А. Барто, З. Александровой, Е. Трутневой и др. позволят первоклассникам насладиться красотой, образностью, богатством русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими на Русской земле и живущими в России. Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.
6. …