Файл: 2 Определение информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и результатная в обратном направле­нии. В этом случае результатная информация фиксируется различ­ными устройствами: дисплеями, табло, печатающими устройства­ми. Поступление информации по каналам связи в центр обработки в основном осуществляется двумя способами: на машинном носи­теле или непосредственно вводом в ЭВМ при помощи специаль­ных программных и аппаратных средств.

Дистанционная передача информации с помощью современных коммуникационных средств постоянно развивается и совершенст­вуется. Особое значение этот способ передачи информации имеет в многоуровневых межотраслевых системах, где применение дис­танционной передачи значительно ускоряет прохождение инфор­мации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных.

Машинное кодирование — процедура машинного представления (записи) информации на машинных носителях в кодах, принятых в ПЭВМ. Такое кодирование информации производится путем пе­реноса данных первичных документов на магнитные диски, ин­формации с которых затем вводится в ПЭВМ для обработки.

Запись информации на машинные носители осуществляется на ПЭВМ как самостоятельная процедура или как результат об­работки.

Хранение и накопление экономической информации вызвано мно­гократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью ком­плектации первичных данных до их обработки. Хранение и накоп­ление информации осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где дан­ные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или за­мене. Процедура поиска информации выполняется автоматически на основе составленного пользователем или ПЭВМ запроса на нужную информацию.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализованно, в местах возникновения первич­ной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии, планового отдела и т.п.). Обработка, однако, может производиться не только авто­номно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора ПЭВМ программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.


В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки, которые печатают­ся машиной на бумаге или отображаются на экране.

Печать сводок может сопровождаться процедурой тиражирова­ния, если документ с результатной информацией необходимо пре­доставить нескольким пользователям.

Принятие решения в автоматизированной системе организаци­онного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в по­следнем случае на основе тщательного анализа результатной ин­формации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений ос­ложняется тем, что специалисту приходится искать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.). Бла­годаря применению персональных ЭВМ и терминальных устройств повышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также обеспечивается постепенный переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычисли­тельной системой. Этому способствует использование новых тех­нологий экспертных систем поддержки принятия решений.

2.4.          Технологическое обеспечение информационных технологий

Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволя­ет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функциони­рования.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автома­тизирующих информационное обслуживание пользователей, реше­ние задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Обя­зательными элементами обеспечения информационных технологий являются информаци­онное, лингвистическое, техническое, программное, математиче­ское, правовое, организационное и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокуп­ность проектных решений по объемам, размещению, формам ор­ганизации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классифика­торов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носите­лях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, по­строения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помо­щью лингвистического обеспечения осуществляется общение чело­века с машиной. ЛО включает информационные языки для описа­ния структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулиро­вания данными информационной базы АИТ; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автомати­зации проектирования АИТ; диалоговые языки специального на­значения и другие языки; систему терминов и определений, ис­пользуемых в процессе разработки и функционирования автомати­зированных систем управления.



Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс тех­нических средств (технические средства сбора, регистрации, пере­дачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтех­ника и др.), обеспечивающих работу АИТ. Центральное место сре­ди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными эле­ментами технического обеспечения наряду с техническими средст­вами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих ус­тойчивую работу комплексов технических средств. В состав про­граммного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, зани­мающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и пред­назначенные для организации вычислительного процесса и реше­ний часто встречающихся задач обработки информации. Они по­зволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автома­тизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность про­грамм, разрабатываемых при создании АИТ конкретного функ­ционального назначения. Оно включает пакеты прикладных про­грамм, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность матема­тических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управле­ния, методы и средства решения типовых задач управления, мето­ды оптимизации исследуемых управленческих процессов и приня­тия решений (методы многокритериальной оптимизации, матема­тического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, тексто­вые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про­ектировщики АИТ.


Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в ус­ловиях функционирования АИС. В процессе решения задач управ­ления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работ­ников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализу­ется в различных методических и руководящих материалах по ста­диям разработки, внедрения и эксплуатации АИС и АИТ, в част­ности, при проведении предпроектного обследования, формирова­нии технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типо­вых проектных решений и прикладных программ (ППП), внедре­нии системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Правовое обеспечение на этапе разра­ботки АИС и АИТ включает нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика в процессе соз­дания АИС и АИТ, с правовым регулированием различных откло­нений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимо­стью обеспечения процесса разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирова­ния АИС и АИТ включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и АИТ и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других тех­нических средств, порядок создания и использования математиче­ского и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциони­рования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИТ входят: комплекс различной документации, со­держащей эргономические требования к рабочим местам, инфор­мационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требо­ваний и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документа­ции и технических средств, обеспечивающих обоснование форму­лирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИТ; ком­плекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффектив­ность деятельности человека в АИТ.


АИС и АИТ реализуют решение функциональных задач управ­ления, совокупность которых составляет так называемую, функ­циональную часть деятельности экономического объекта как сис­темы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональ­ных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции — вы­деления самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач — являются: относительная самостоятельность каждой из них, т.е. наличие конкретного объекта управления; наличие соот­ветствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования; минимизация состава включенных в подсистему элементов; наличие одного или нескольких локальных критериев, способствующих оптимизации режима работы подсистемы и согласующихся с глобальным крите­рием оптимизации функционирования АИС и системы в целом.

2.5.          Классификация информационных технологий

Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности по:

  •  способу реализации в АИС;

  • степени охвата задач управления;

  •  классу реализуемых технологических операций;

  • типу пользовательского интерфейса;

  •  способу построения сети ЭВМ;

  •  обслуживаемым предметным областям.

По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ, и были ориентированы, главным образом, на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология — технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использования пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ ведется обработка данных, без пересмотра