Файл: Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов По теме Газонефтеводопроявления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ—филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Согласовано Утверждено
На заседании ПЦК Заместитель директора
Протокол №1
От « 15 » 09 _2017г. А.В.Кузнецова
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По организации внеаудиторной самостоятельной работы
студентов
По теме «Газонефтеводопроявления»
ПМ01 Выполнение буровых работ в соответствии с
технологическим регламентом
Для специальности 21.02.02. БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ
СКВАЖИН
Разработала С.А. Богатова

2
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлены методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы потеме «Газонефтеводопроявления» для студентов специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин,
21.02.01. Методические рекомендации разработаны для выполнения студентами самостоятельной работы в объеме 20 часов.
Данные методические рекомендации могут использоваться студентами данной специальности как дополнительный учебный материал при изучении темы «Технология бурения и промывки нефтяных и газовых скважин».
Актуальность данной работы заключается в следующем: в связи с переходом на ФГОС значительное количество времени отводится на самостоятельную работу, следовательно, необходим систематизированный учебно- методический материал для ее организации и выполнения обучающимися.
Методические рекомендации могут использоваться преподавателями при организации учебных занятий и самостоятельной работы по смежным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………………4 2. Пояснительная записка…………………………………………………5 3. Объем часов и виды учебной работы………………………………….9 4. Перечень внеаудиторной самостоятельной работы…………………..9 5. Задания и методические рекомендации по выполнению работ
5.1 Самостоятельная работа 1………………………………………….10 5.2 Самостоятельная работа 2………………………………………….11 5.3 Самостоятельная работа 3………………………………………….13 5.4 Самостоятельная работа 4………………………………………….13 5.5 Самостоятельная работа 5………………………………………….13 5.6 Самостоятельная работа 6………………………………………….13 5.7 Самостоятельная работа 7………………………………………….13 5.8 Самостоятельная работа 8……………………………………….....13 5.9 Самостоятельная работа 9……………………………………….....13 5.10 Самостоятельная работа 10………………………………………29 5.11 Самостоятельная работа 11………………………………………30 5.12 Самостоятельная работа 12……………………………………….31 6. Приложение 1…………………………………………………………….36 7. Список литературы………………………………………………………41


4
Введение
Одна из основных задач образования – это формирование творческой личности специалиста. Требования работодателей и Федерального государственного стандарта ориентированы на самостоятельный, творческий, инновационный, исследовательский подход к выполнению обучающимися профессиональных задач.
Самостоятельная работа проводится с целью:

формирования общих и профессиональных компетенций;

систематизации, закрепления и расширения полученных теоретических знаний и практических умений и навыков;

развития самостоятельности, активности и творческой инициативы;

развития умений искать, структурировать, систематизировать, анализировать информацию;

формирования способностей к саморазвитию и самореализации.

5
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по теме
«Газонефтеводопроявления» предназначены для студентов специальностей СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин. Тема «Газонефтеводопроявления» входит в
ПМ01 «Выполнение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:

проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно- геологических условиях;

контроля параметров буровых и тампонажных растворов;

контроля технологических процессов бурения;

компоновки и опрессовки бурильных труб;

предотвращения и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций;

подготовки скважин к ремонту; осуществления подземного ремонта скважин;
уметь:

определять свойства конструкционных и строительных материалов, горных пород и грунтов, осуществлять их выбор при сооружении и ремонте трубопроводов и хранилищ;

производить расчеты требуемых физических величин в соответствии с законами и уравнениями термодинамики и теплопередачи;

составлять геолого-технический наряд на бурение скважин;

6

определять технологию проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горногеологических условиях;

выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения;

определять свойства буровых и тампонажных растворов;

устранять осложнения и аварийные ситуации на скважине;

оформлять необходимую техническую и технологическую документацию в соответствии с действующими нормативными документами;
знать:

строение и свойства материалов, их маркировку, методы исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов; основы технологических методов обработки материалов;

основные понятия, законы и процессы термодинамики и теплопередачи; методы расчета термодинамических и тепловых процессов; классификацию, особенности конструкции, действия и эксплуатации котельных установок, поршневых двигателей внутреннего сгорания, газотурбинных и теплосиловых установок;

способы и средства контроля технологических процессов бурения;

руководящие нормативные и справочные материалы по профилю специальности; действующие стандарты и технические условия на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее оформления;

технологию проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях;

технологию промывки скважин;

технику безопасности проведения буровых работ и меры экологической защиты окружающей среды;

методы предупреждения и ликвидации осложнений и аварий;

методы и средства выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ;


7

контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею.
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы будет способствовать формированию общих и профессиональный компетенций, таких как:
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях.
ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения.
ПК 1.3. Решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

8
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

уровень освоения учебного материала;

умение использовать теоретические знания, практические умения и навыки при выполнении прикладных задач;

умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить нужную информацию, обрабатывать и использовать ее;

обоснованность, четкость, логическая последовательность изложения материала;

оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на консультации, на уроке, в ходе проведения тестирования, при защите и презентации работ.
Перед выполнением самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж студентов: поясняет цели задания, его содержание, оговаривает сроки выполнения, основные требования, формы контроля и критерии оценки работы.
При наличии серьезных недостатков в представленной работе, она возвращается студенту на доработку, при этом оговариваются сроки повторной сдачи выполненной внеаудиторной самостоятельной работы.


9
Объем часов и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование темы
Вид и наименование самостоятельной работы
ПК,ОК
Форма контроля
Объем часов
Газонефтеводоп роявления
1.Подготовка информационного сообщения «Мероприятия по предупреждению ГНВП»
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК5, ОК8
Устный опрос
2 2.Написание реферата
«Действия буровой бригады при угрозе выброса»
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8
Проверка реферата
4 3.Подготовка к выполнению практической работы 1
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 4.Подготовка к выполнению практической работы 2
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 5.Подготовка к выполнению практической работы 3
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 6.Подготовка к выполнению практической работы 4
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 7.Подготовка к выполнению практической работы 5
ПК 1.1,
ПК 1.3 защита
1

10
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 8.Подготовка к выполнению практической работы 6
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 9.Подготовка к выполнению практической работы 7
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8 защита
1 10.Составление глоссария по теме «ГНВП»
ПК1.1, ПК
1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК8
Проверка тетрадей
2 11.Изучение схем ПВО, применяемых в ОАО «СНГ»
ПК 1.1,
ПК 1.3,
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК5, ОК8
Проверка тетрадей
2 12.Подготовка к зачету по теме
«Газонефтеводопроявления»
ПК 1.1,
ПК 1.3
ОК1,ОК2,
ОК3, ОК4,
ОК5, ОК8 тестирова ние
3
Задания и методические рекомендации по выполнению работ
Самостоятельная работа 1
Подготовка информационного сообщения «Мероприятия по
предупреждению ГНВП»
Формируемые компетенции: ПК 1.3 ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК8.
Цель самостоятельной работы: подготовка небольшого по объѐму устного сообщения для озвучивания на семинаре (круглом столе)
Рекомендуемые источники: (2) стр.192-249
Задание: написать сообщение.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект


11 изучения;
• оформить текст письменно;
• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Требования к содержанию и порядку оформления работы:
Сообщение оформляется в тетрадях или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.
Критерии оценки:
• актуальность темы; 1 балл
• соответствие содержания теме; 1 балл
• глубина проработки материала; 1балл
• грамотность и полнота использования источников; 1балл
• наличие элементов наглядности; 1 балл.
Самостоятельная работа 2
Написание реферата «Действия буровой бригады при угрозе выброса»
Формируемые компетенции: ПК 1.3 ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК8.
Цель самостоятельной работы: формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
Рекомендуемые источники: (2) стр.192-249
Задание: написать реферат
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

12
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Более подробные рекомендации по написанию реферата в Приложении 1.
Требования к порядку оформления работы:
Реферат оформляется на листах формата А 4 шрифтом Times New
Roman, кегль 14, интервал одинарный. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата, по обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа. На первом листе оформляется титульный лист, в котором указывается название филиала сверху по центру, по центру страницы пишется заглавными буквами жирным начертание слово
РЕФЕРАТ, ниже – по дисциплине:….(название дисциплины), ниже по центру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа пишем: Выполнил
(-а) студент (-ка) ..курса, специальности…..(код и наименование специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя).
Критерии оценки:
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.