Файл: Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов По теме Газонефтеводопроявления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 линии дросселирования
4. Закрывает универсальный превентор
5. Закрывает шаровой кран
6.Закрывает задвижку перед регулируемым дросселем
7. Сообщает о случившемся буровому мастеру , и в ЦИТС
8.Устанавливает наблюдение за устьем скважины и изменением давления на блоке дросселирования
Бурильщик
I пом.бур.
I,III помощник бурильщика
I пом.бурульщика бурильщик
2
ГНВП при
СПО
1.Прекращает СПО
2.Наворачивает аварийную бурильную трубу с шаровым краном
3.Спускает бурильную колонну в скважину, оставив муфту аварийной трубы на 1 метр выше ротора.
4. Открывает гидрозадвижку на линии дросселирования
5. Закрывает универсальный превентор
6. Закрывает шаровой кран
7. Закрывает задвижку перед регулируемым дросселем
8. Сообщает о случившемся буровому мастеру , и в ЦИТС
9. Устанавливает наблюдение за устьем скважины и изменением давления на блоке дросселирования
Бурильщик, вахта
Бурильщик
Бурильщик
Бурильщик
Бурильщик
I пом.бур.
I,III помощник бурильщика
I пом.бурульщика бурильщик
3
ГНВП при спуске обсадной
1.Прекращает спуск обсадной колонны
2.Наворачивает аварийную трубу с переводником и
Бурильщик, вахта
I,III помощник
28 колонны шаровым краном на последнюю обсадную трубу
3.Спускает обсадную колонну с навернутой аварийной бурильной трубой в скважину, оставив муфту аварийной трубы на 1 метр выше ротора.
4.Открывает гидрозадвижку на линии дросселирования
5.Закрывает универсальный превентор
6.Закрывает шаровой кран на аварийной бурильной трубе
7.Закрывает задвижку перед регулируемым дросселем
8. Сообщает о случившемся буровому мастеру , и в ЦИТС
9. Устанавливает наблюдение за устьем скважины и изменением давления на блоке дросселирования бурильщика
Бурильщик
Бурильщик
Бурильщик
I пом.бур.
I,III помощник бурильщика
I пом.бур.
Бурильщик
4
ГНВП при отсутствии в скважине бурильных
( обсадных) труб
1.Открывает задвижку на линии дросселирования
2.Закрывает превентор с глухими плашками, при отсутствии ППГ с глухими плашками закрывается универсальный превентор
( ПУГ)
3.Закрывает задвижку перед регулируемым дросселем
4.Сообщает о случившемся буровому мастеру и в ЦИТС.
5.Устанавливает наблюдение за устьем скважины и изменением давления на блоке дросселирования
Бурильщик
Бурильщик
I,III помощник бурильщика
I пом.бур.
Бурильщик
29 5
ГНВП при проведении геофизических или прострелочно
– взрывных работ
1.Поднимает из скважины геофизический прибор или перфоратор
2.При невозможности поднять геофизический прибор или перфоратор отрубает кабель
3.Открывает гидрозадвижку на линии дросселирования
4.Закрывает превентор с глухими плашками
5.Закрывает задвижку перед регулируемым дросселем.
6.Сообщает о случившемся буровому мастеру и в ЦИТС
7.Устанавливает наблюдение за устьем скважины и изменением давления на блоке дросселирования
Бурильщик
Бурильщик
Бурильщик
I,III помощник бурильщика
I пом.бур.
Бурильщик
Самостоятельная работа 10
Составление глоссария по теме «ГНВП»
Формируемые компетенции: ПК1.1, ПК 1.3 ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК8.
Цель самостоятельной работы: развитие у студентов способности выделять главные понятия темы и формулировать их.
Рекомендуемые источники: учебник (2) стр.192-249
Задание: составить глоссарий
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
• прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать
(упростить в плане устранения избыточности и повторений);
• оформить работу и представить в установленный срок.
30
Критерии оценки:
• соответствие терминов теме;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
Самостоятельная работа 11
Изучение схем ПВО, применяемых в ОАО «СНГ»
Формируемые компетенции: ПК 1.1, ПК 1.3, ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК8.
Цель самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
Рекомендуемые источники: учебник (2) стр.192-249
Задание: изучить и начертить схемы ПВО.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
• изучить информацию по теме;
• выбрать оптимальную форму схемы;
• информацию представить в сжатом виде и привести типы превенторов и все элементы схемы ПВО;
• пользуясь готовой схемой, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• логичность структуры схемы;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
31
Самостоятельная работа 12
Подготовка к зачету по теме «Газонефтеводопроявления»
Формируемые компетенции: ПК 1.1, ПК 1.3 ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК8.
Цель самостоятельной работы: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
Вам понадобится:
1. Несколько источников по зачетному предмету
2. Конспект по данной теме
3. Доступ в интернет
4. Достаточно времени на подготовку
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1.Для того чтобы получить высокую оценку по зачетному предмету, необходимо начать готовиться к нему заранее. Не стоит откладывать все на последний момент. Вспомните (а лучше запишите) точное название предмета и ФИО преподавателя читавшего лекции, того, кто вел семинары и того, кто будет принимать зачет.
2.На зачете стоит обращаться к преподавателю по имени отчеству. Во- первых, это банальное проявление вежливости, а во-вторых, это покажет, что вы знаете, как его зовут.
Постарайтесь припомнить и прокрутить в голове общую суть предмета и все то, что было рассмотрено на парах – лекциях и семинарах.
3.Попробуйте объективно, со стороны, оценить собственные знания и уровень подготовки. Определите, какие моменты являются вашими
«слабыми местами». Именно на них и должна быть ориентирована подготовка к зачету. Так же обратите внимание на спорные и дискуссионные вопросы в предмете. Именно на них и будут ориентированы самые каверзные вопросы преподавателей.
4.Конечно же, необходимо будет обратить внимание не только общетеоретические вопросы дисциплины, такие как ее предмет и метод изучения, но и на их практическое применение. Как правило, преподаватели, принимающие зачеты, хотят услышать именно ту информацию, которые они сами давали на лекции. Так что сделать упор на конспект лекций будет
32 наилучшим выходом. Если вы по каким-либо причинам не вели собственный, возьмите и перепишите/отксерьте у одногруппников.
5.Если преподаватель, которому вам предстоит сдавать зачѐт, написал одну или несколько книг по данному предмету, обязательно ознакомьтесь с их содержанием. Остальные источники подготовки могут быть практически любыми, поэтому отвечая на вопрос «как подготовиться к зачету?», можно сказать, что чем больше информации вы изучите, тем полнее будут ваши знания.
6.Конечно, лучше будет готовиться по тем источникам, который рекомендовал сам преподаватель, однако подойдет и информация, взятая из интернета. Правда к ней нужно относиться скептически – очень многие статьи, рефераты и курсовые, которые можно там найти, не отличаются информативностью, адекватностью, корректностью и достоверностью.
Студент должен:
знать:
причины, признаки, меры предупреждения и ликвидации
ГНВП; типовые схемы противовыбросового оборудования; конструкции
и принцип работы превенторов; мероприятия по охране окружающей
среды и недр при ликвидации ГНВП; основные действия членов буровой
вахты при ГНВП;
уметь:
читать схемы обвязки устья противовыбросовым
оборудованием, производить расчет непрерывного глушения скважины,
составлять рабочую карту непрерывного глушения скважины.
Понятие об осложнении. Виды осложнений, термины и определения в соответствии со стандартом. Причины возникновения осложнений и их отрицательные последствия.
Понятие о газонефтеводопроявлениях (ГНВП), переливах и выбросах бурового (тампонажного) раствора и флюида; причины, признаки ГНВП.
Влияние ГНВП на недра и окружающую среду. Мероприятия по предупреждению ГНВП.
Способы раннего обнаружения ГНВП, контроль и методы глушения скважины, расчет непрерывного глушения скважины. Составление рабочей карты непрерывного глушения скважины.
Противовыбросовое оборудование для герметизации устья скважины.
Основные узлы противовыбросового оборудования. Назначение и принцип работы плашечных, универсальных, вращающихся превенторов. Типовые схемы противовыбросового оборудования согласно ГОСТ. Управление противовыбросовым оборудованием. Эксплуатация противовыбросового оборудования, действия буровой вахты при ГНВП.
Грифоны и межколонные проявления, их причины и классификация по интенсивности.
33
Литература: 2, с. 192. ..249..
Методические указания
При изучении данной темы необходимо рассмотреть ГНВП, признаки, меры предупреждения, способы ликвидации и применяемые при этом материалы, инструмент, оборудование. Особое внимание следует обратить на вопросы охраны труда и природы при предупреждении и ликвидации ГНВП.
К признакам начала ГНВП относятся: выход на поверхность при восстановлении циркуляции газонефтенасыщенных пачек бурового раствора; перелив бурового раствора из скважины при остановки циркуляции; повышение уровня жидкости в приемных емкостях буровых насосов; появление газа по показаниям приборов газокаротажной станции. Для предотвращения уже начавшегося выброса необходимо немедленно перекрыть устье скважины специальным противовыбросовым оборудованием
(ПВО), которое монтируется на колонном фланце кондуктора. ПВО состоит из превенторов, переходных катушек, задвижек, колонных головок и другой специальной арматуры.
В настоящее время выпускаются несколько типов превенторов: плашечные, универсальные, вращающиеся. Основные параметры ПВО определены ГОСТ
13862-80.
Вопросы к зачету:
Понятие о ГНВП
Понятие об открытом фонтанировании
Понятие о пластовом и гидростатическом давлении
Причины поступления пластового флюида в ствол скважины
Признаки ГНВП
Правила ликвидации проявлений
Что относится к устьевому оборудованию?
Действия вахты по сигналу «Выброс» при бурении или промывке с установленным на устье плашечным превентором.
Газопроявление. Понятие, особенности возникновения, осложнения при ликвидации
Признаки раннего обнаружения ГНВП
Действия вахты по сигналу «Выброс» при спуске инструмента, с установленным на устье скважины плашечным превентором.
Признаки позднего обнаружения ГНВП
34
Назначение и типы плашечных превенторов
Действия вахты по сигналу «Выброс» при подъеме инструмента, с установленным на устье скважины плашечным превентором
Причины снижения противодавления на пласт
Жидкости, применяемые для глушения скважин
Назначение и типы универсальных превенторов
Причины перехода возникшего ГНВП в открытый фонтан
Влияние параметров промывочной жидкости на возникновение проявления
Причины возникновения проявлений при СПО
Методы и способы ликвидации ГНВП
Действия вахты по сигналу «ВЫБРОС» при СПО с инструментом, состоящим из нескольких типоразмеров труб
Причины ГНВП при длительных перерывах в работе при ремонте скважин
Косвенные признаки ГНВП
Назначение, принцип действия плашечного превентора
Действия вахты по сигналу «ВЫБРОС» при геофизических работах
Причины возникновения ГНВП при установке нефтяных ванн.
Предупреждение ГНВП при СПО
Что понимается под ранним обнаружением ГНВП?
Предупреждение при длительных простоях
Герметизация устья скважины при отсутствии инструмента в скважине
Станции управления гидравлическими превенторами. Назначение, конструкция
Профилактические мероприятия по содержанию противовыбросового оборудования в исправном состоянии
Дать определение: ГНВП, выброс, грифон, открытый фонтан
Штурвалы ручной фиксации – назначение, требование к монтажу, информация на отбойном щите
Основные признаки обнаружения ГНВП
Понятия о методах глушения скважин (уравновешенного пластового
35 давления, ступенчатом)
Оборудование для предупреждения ГНВП. Оборудование доливной емкости
Причины поступления пластового флюида в ствол скважины
Действия вахты по сигналу «Выброс» при подъеме инструмента с установленным на устье скважины плашечным превентором
Причины возникновения ГНВП при отсутствии снижения противодавления на пласт.
Жидкости,применяемые при глушении скважины
Предупреждение ГНВП при СПО
Действия вахты по сигналу «Выброс» при спуске инструмента с установленным на устье плашечным превентером
Схемы противовыбросового оборудования
Понятие о превенторе
Типы превенторов
Назначение, устройство, типы плашечных превентров
Назначение, устройство универсальных превентров
Действия буровой бригады при угрозе выброса
Приложение 1. Написание реферата
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата.
36
Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы: а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат; б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате; в) цель данной работы; г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата, который мы определили (12-25 страниц), - 1,2 страницы.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения.
Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей
(слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников.
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов.
Этапы работы над рефератом
1 2 3 4