Файл: Камский строительный колледж им. Е. Н. Батенчука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Камский строительный колледж им. Е.Н. Батенчука»

Специальность 080214 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Проектная работа

По дисциплине обществознание

Изменились ли мотивы учебной деятельности?

Сравнение мотивации у представителей разных поколений.

Работу выполнил

Студент группы

УДн-1-22

Белоусова.В.А

Работу проверил

Преподаватель обществознания

Шакиров.А.М

Г.Набережные Челны 2023 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1 Проблемы мотивации учебной деятельности…………...………...…5

Глава 2 Сравнительное исследование учебной мотивации студентов и их родителей…… …………………………………………………………….……9

Заключение ………………………………………………………………..…...11

Библиографические источники……………………………..……………..….12

Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

В ходе работы над данным проектом нами была определена следующая проблема: какие мотивы и мотивации есть у представителей разных поколений? Для решения этой проблемы мы сформулировали цель: изучить мотивы и мотивации разных поколений. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Изучение литературы по теме


2. Мотивы учебной деятельности на разных возрастных этапах

3. Создание опросника на определениях основных мотивах учебной деятельности

4. Провести опрос среди родителей и студентов на тему: «мотивы к учебной деятельности»

5. Анализ результатов, подведение итогов

3

А также был определен объект исследования: мотивы и мотивация у представителей разных поколений.

Предмет: учебная деятельность

Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи была определена гипотеза. Мотивация у подростков к учебной деятельности будет формироваться если будет:

1. поощряться самостоятельность подростка;

2. сравниваться достижения подростка только с его собственными;

3. подростка не будут критиковать в окружении третьих лиц;

4. будет подаваться хороший пример от педагога.

4

Глава 1 Проблемы мотивации учебной деятельности

В современном мире происходят постоянные перемены, общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Успешный человек должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и иметь потребность в достижениях и успехах.

Учебная мотивация - один из критериев эффективности психолого-педагогического процесса в современном образовании. Формирование учебной мотивации можно назвать одной из основных проблем эффективного обучения. Мотивация имеет огромное значение для учебной деятельности.

Педагогов постоянно просят «идти в ногу со временем», но не обеспечивают их психологическими средствами оптимизации мотивации учебной деятельности. В современной психологической науке еще недостаточно определены организационно-психологические средства совершенствования мотивации учебной деятельности. Предстоит ещё многое сделать в теоретическом и экспериментальном аспекте, чтобы знания о потребностях, интересах, мотивах и мотивации в целом довести до уровня их использования в социальной и индивидуальной практике.

Данной проблеме посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые несут на себе отпечаток недостатков во взглядах на мотивацию и мотив. Так, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Почему проблема мотивации учебной деятельности представляется педагогам актуальной? Зачем мотивировать учебную деятельность?



5

Для лучшего понимания проблемы  целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»? Мотивация - процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

6

Для подросткового возраста часто характерным является отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы понять себя, необходимо сравнивать себя с себе подобными. Активные процессы самопознания вызывают активный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на какое-то время становится очень сильным. В отношения со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений: взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. А к старшему подростковому возрасту расстановка акцентов изменяется: начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально.

Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым


человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по - настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.

7

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету

Качественная картина развития мотивации в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в младшем подростковом возрасте

интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6-9 классам вновь снижается.

Отдельно следует отметить, что постановка целей в подростковом возрасте характеризуется следующим: подросток подчиняет своё поведение цели, заданной учителем, может самостоятельно ставить цели, то есть планировать свою работу. Подросток уже умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном на решении проблем. У многих учащихся складывается привычка длительное время следовать своей цели и подчинять этому свое поведение. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути. Развитие стержневых избирательных интересов делает поведение подростков в целом целеустремленным. К концу подросткового возраста складывается способность ставить перспективные цели, связанные с будущим, может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива.

8

Глава 2 Сравнительное исследование учебной мотивации студентов и их родителей

Целью исследования явилось изучение содержательных и структурных характеристик учебной мотивации современных старшеклассников и студентов старших курсов.


В эмпирическом исследовании приняли участие 30 старшеклассников – ученики 9 класса в возрасте 15-16 лет: 15 девочек и 15 мальчиков, и 30 студентов пятого курса в возрасте от 22 до 25 лет: 15 девушек и 15 юношей.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:

Студентам были предложены 20 утверждений, каждое из которых необходимо оценить от 1 до 4 («почти никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4).

Обработка полученных результатов позволяет определить степень выраженности по четырем шкалам: «познавательная активность», «мотивация достижения», «тревожность» и «гнев», а также уровень мотивации учения в целом.

С целью выявления особенностей мотивации учения и эмоционального отношения к учению среди респондентов нами была проведена Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д. Спилберга, А.Д. Андреевой. Полученные результаты представлены в таблице

Таблица – Распределение испытуемых по результатам проведения Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

(результаты представлены в %)

9

Группа

Уровень

Студенты

Шкала

мал

дев

Познавательная

активность

Низкий

20

20

Средний

46,7

53,4

Высокий

26,6

53,3

Тревожность

Низкий

20

13,3

Средний

60

60

Высокий

20

26,6

Гнев

Низкий

13,3

40

Средний

60

60

Высокий

26,7

0