Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камский строительный колледж им. Е.Н. Батенчука»
Специальность 080214 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Проектная работа
По дисциплине обществознание
Изменились ли мотивы учебной деятельности?
Сравнение мотивации у представителей разных поколений.
Работу выполнил
Студент группы
УДн-1-22
Белоусова.В.А
Работу проверил
Преподаватель обществознания
Шакиров.А.М
Г.Набережные Челны 2023 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Проблемы мотивации учебной деятельности…………...………...…5
Глава 2 Сравнительное исследование учебной мотивации студентов и их родителей…… …………………………………………………………….……9
Заключение ………………………………………………………………..…...11
Библиографические источники……………………………..……………..….12
Введение
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
В ходе работы над данным проектом нами была определена следующая проблема: какие мотивы и мотивации есть у представителей разных поколений? Для решения этой проблемы мы сформулировали цель: изучить мотивы и мотивации разных поколений. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме
2. Мотивы учебной деятельности на разных возрастных этапах
3. Создание опросника на определениях основных мотивах учебной деятельности
4. Провести опрос среди родителей и студентов на тему: «мотивы к учебной деятельности»
5. Анализ результатов, подведение итогов
3
А также был определен объект исследования: мотивы и мотивация у представителей разных поколений.
Предмет: учебная деятельность
Для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи была определена гипотеза. Мотивация у подростков к учебной деятельности будет формироваться если будет:
1. поощряться самостоятельность подростка;
2. сравниваться достижения подростка только с его собственными;
3. подростка не будут критиковать в окружении третьих лиц;
4. будет подаваться хороший пример от педагога.
4
Глава 1 Проблемы мотивации учебной деятельности
В современном мире происходят постоянные перемены, общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Успешный человек должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и иметь потребность в достижениях и успехах.
Учебная мотивация - один из критериев эффективности психолого-педагогического процесса в современном образовании. Формирование учебной мотивации можно назвать одной из основных проблем эффективного обучения. Мотивация имеет огромное значение для учебной деятельности.
Педагогов постоянно просят «идти в ногу со временем», но не обеспечивают их психологическими средствами оптимизации мотивации учебной деятельности. В современной психологической науке еще недостаточно определены организационно-психологические средства совершенствования мотивации учебной деятельности. Предстоит ещё многое сделать в теоретическом и экспериментальном аспекте, чтобы знания о потребностях, интересах, мотивах и мотивации в целом довести до уровня их использования в социальной и индивидуальной практике.
Данной проблеме посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые несут на себе отпечаток недостатков во взглядах на мотивацию и мотив. Так, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Почему проблема мотивации учебной деятельности представляется педагогам актуальной? Зачем мотивировать учебную деятельность?
5
Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.
Итак: что такое «мотив»?
Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).
Что такое «мотивация»? Мотивация - процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных целей.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
6
Для подросткового возраста часто характерным является отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы понять себя, необходимо сравнивать себя с себе подобными. Активные процессы самопознания вызывают активный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на какое-то время становится очень сильным. В отношения со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений: взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. А к старшему подростковому возрасту расстановка акцентов изменяется: начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально.
Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым
человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по - настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.
7
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету
Качественная картина развития мотивации в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в младшем подростковом возрасте
интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6-9 классам вновь снижается.
Отдельно следует отметить, что постановка целей в подростковом возрасте характеризуется следующим: подросток подчиняет своё поведение цели, заданной учителем, может самостоятельно ставить цели, то есть планировать свою работу. Подросток уже умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном на решении проблем. У многих учащихся складывается привычка длительное время следовать своей цели и подчинять этому свое поведение. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути. Развитие стержневых избирательных интересов делает поведение подростков в целом целеустремленным. К концу подросткового возраста складывается способность ставить перспективные цели, связанные с будущим, может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива.
8
Глава 2 Сравнительное исследование учебной мотивации студентов и их родителей
Целью исследования явилось изучение содержательных и структурных характеристик учебной мотивации современных старшеклассников и студентов старших курсов.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 старшеклассников – ученики 9 класса в возрасте 15-16 лет: 15 девочек и 15 мальчиков, и 30 студентов пятого курса в возрасте от 22 до 25 лет: 15 девушек и 15 юношей.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:
Студентам были предложены 20 утверждений, каждое из которых необходимо оценить от 1 до 4 («почти никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4).
Обработка полученных результатов позволяет определить степень выраженности по четырем шкалам: «познавательная активность», «мотивация достижения», «тревожность» и «гнев», а также уровень мотивации учения в целом.
С целью выявления особенностей мотивации учения и эмоционального отношения к учению среди респондентов нами была проведена Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д. Спилберга, А.Д. Андреевой. Полученные результаты представлены в таблице
Таблица – Распределение испытуемых по результатам проведения Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
(результаты представлены в %)
9
Группа | Уровень | Студенты | |
Шкала | мал | дев | |
Познавательная активность | Низкий | 20 | 20 |
Средний | 46,7 | 53,4 | |
Высокий | 26,6 | 53,3 | |
Тревожность | Низкий | 20 | 13,3 |
Средний | 60 | 60 | |
Высокий | 20 | 26,6 | |
Гнев | Низкий | 13,3 | 40 |
Средний | 60 | 60 | |
Высокий | 26,7 | 0 |