Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи Дисциплина Технологии ведения тренинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи

Дисциплина: Технологии ведения тренинга

Выполнил:

слушатель Егорова Олеся Сергеевна

Преподаватель:

Жданова Ирина Михайловна

г. Санкт-Петербург – 2023

Задание 1.

1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга

2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:

название

цель

инструкция участникам (прямая речь ведущего, с которой он обращается к участникам)

описание хода проведения

вопросы к шерингу

в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение
Формирующее упражнение №1 на позитивное перефразирование (позитивное мышление)

«Позитивное мышление»

Цель: научить позитивному восприятию ситуации, навыку перефразирования.

Суть техники, инструкция:

Нужно перефразировать предложение позитивно, превратить проблему в комплимент или преимущество. Для человека любой профессии, особенно психолога, важным является умение найти положительные стороны в отрицательных качествах, стиле поведения клиентов.

Описание, пример:


Вопросы к шерингу:

  1. Какие переживания у вас вызвало это упражнение?

  2. Удалось ли отпустить негативные мысли и заменить их на позитивные?

  3. Какую из фраз было сложнее всего переформулировать на позитивный лад?


Данное упражнение может быть использовано в тренингах личностного роста или по устранению конфликтов.

Формирующее упражнение №2

«Собеседование»

Цель: формирование навыков самопрезентации, уверенного поведения, умений преодоления психологических барьеров в профессиональной области, развитие гибкости мышления и поведения в условиях ограниченного времени.

Суть техники, инструкция:

Материалы: лист бумаги А3, шариковая ручка, секундомер

В течение пяти минут необходимо составить резюме для устройства на работу вашей мечты, в котором бы отражались ваши уникальные черты, все
важные качества личности и такие, которыми не обладают другие специалисты или встречаются очень редко.

Ход проведения:

В течение одной минуты резюме презентуется перед всей группой, члены которой выступают в роли работодателей. Они задают различные вопросы, связанные с содержанием резюме, главная задача презентующего – убедить «работодателей», что именно он необходим как ценный и уникальный специалист для компании.

Вопросы к шерингу:
1. Какие трудности вы испытывали во время выполнения задания?

2. Насколько удовлетворены результатами выполнения задания?

3. Попробуете ли вы применить полученный опыт в реальной жизни?

4. Что вам может помешать воплотить в реальность полученный опыт?
Данное упражнение можно использовать на тренингах как группового, так и индивидуального характера, оно может быть направлено:

- на личностный рост;

- на развитие мотивации достижения успеха;

Исследовательское упражнение № 1

Упражнение «Я — это...»

Цель: помочь взглянуть на собственное мировоззрение и понять жизненные установки другого человека.

Материалы: листы бумаги А4 , шариковые ручки.

Инструкция участникам: Запишите на листе бумаги 5 предложений, которые начинаются одинаково: «Я — это...» (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). Отметьте крестиком три из этих предложений, которые, по вашему мнению, содержат наиболее важные сведения о вас.

Описание хода проведения:

1.Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность.

2. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.

3. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.

4. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению.

Вопросы к шерингу:

Сложно ли вам было формулировать про себя эти пять предложений?

Какие предложения вы отметили крестиком и почему?

Насколько хорошо у вас получалось угадывать авторов других текстов-описаний?

Посмотрели ли вы после этого упражнения на себя другими глазами?

Узнали ли вы что-то новое о каком-нибудь участнике?



Были ли другие откровеннее, чем вы?

Изменили ли вы после этого упражнения свое мнение о ком-нибудь из тех, кто был вам не очень симпатичен?
Данное упражнение может быть использовано на тренингах группового характера, оно может быть направлено:

- на самопознание;

- на коррекцию картины себя настоящего;

- на осознание своих особенностей.


Исследовательское упражнение № 2

«Колесо жизненного баланса»

Цель: исследовать значимые стороны жизни, выявить сферы, требующие внимания.

Инструкция участникам:

Участникам предлагается выбрать 8-12 сфер своей жизни и оценить их по 10-балной шкале на сколько они довольны степенью развития

Описание хода проведения:

Необходимо нарисовать круг и разделить его на 8-12 основных сфер жизни (пример на 8):

Далее нужно закрасить по степени того, как человек доволен каждой сферой жизни, где

1 – недоволен

10 – очень доволен

Вопросы к шерингу:

  1. Какие чувства вызвало упражнение?

  2. Что меня устраивает и вызывает радость?

  3. Что меня не устраивает и почему?

  4. Что бы вы изменили?

Данное упражнение может быть использовано в тренингах личностного роста

С помощью колеса жизненного баланса можно легко определить, какая сфера у вас ослаблена и требует немедленного вмешательства и корректировки.

Применив эту методику, вы легко увидите проблемные места и поймете, в каком направлении следует развиваться.

Задание 2.
Я бы хотела представить Тренинг, который я частично проходила, побывав в йога-туре, где основная цель была научиться слушать себя, чувствовать себя открыто и свободно. Тренер включал и разогрев, и игровой формат. Раньше я не задумывалась, что это был целый тренинг личностного роста.

Какие-то упражнения я заменю, какие-то будут вымышленные, а некоторые схожие я видела у сына в детском саду, основной материал из личного опыта.
Тренинг Личностного роста

Время

Блок тренинга, его цель

Что делает тренер

Что делают участники

Необходимые материалы, реквизит, оборудование




Подготовительный этап

Тренер готовит аудиторию и раздаточный материал

Рассаживаются в широкий круг

Не требуются

10:00-10:05

Представление тренера

Тренер называет свое имя, кратко рассказывает о себе

Участники слушают

Не требуются

10:05-10:20

Приветствие. Упражнение Знакомство «Снежный ком»

Цель: познакомиться всем участникам, снять напряжение в группе

Тренер объясняет правила упражнения и следит за таймингом

Каждый участник по очереди называет свое имя, и называет ассоциацию со своим характером, вместе с жестом.

Следующий участник называет имя первого участника, его ассоциацию и показывает жест, а потом добавляет свое имя, ассоциацию и жест

Далее участники повторяют начиная с самого первого участника и добавляют свое имя, ассоциацию и жест

Не требуются

10:20-10:25

Введение регламента

Тренер говорит, с какой целью все собрались, и озвучивает правила проведения тренинга, а также регламент, которому нужно постараться следовать

Участники слушают

Не требуются

10:25-10:40

Выявление потребностей

Далее тренер задает каждому участнику вопрос, что они хотят получить от тренинга, для чего они пришли, какая их главная цель

Участники называют свои причины

Не требуются

10:40-11:00

Разогрев. Упражнение «Сказка»

Цель: активизировать участников, преодолеть их пассивность


Задача тренера заключаются в том, чтобы в формате сказки проговорить путь участников, где участники добавляют свои ассоциации, добавляют слова каждый свои индивидуальные в сказку. Задача участников проанализировать, проговорить чувства, которые испытывали участники.

Тренер дает ключ участникам, где каждая ассоциация символизирует жизненное отношение. Так как Дорога — это жизнь, дом/лодка – сам участник. Волк/крушение – как участник привык справляться с трудностями. Участники группы объединяются в пары и расспрашивают своего партнера: какие символы по сказке он представлял, совпадает ли это к его отношению в жизни. После этого участники меняются ролями и другой расспрашивает. Потом обсуждают, что они испытывали, какие эмоции ощущали.

Не требуются

11:05-12:20

Исследовательское упражнение «Четыре страны, Надо и Хочу»

Цель: Исследовать разные типы сценариев «надо» и «хочу»: стратегии поведения, чувства, мировоззренческие установки.

Тренер дает описания 4 группам, контролирует и руководит процессом упражнения

Участники делятся на 4 подгруппы, и каждая организует свое государство, ориентируясь на описания, которые дает тренер, а затем презентуют его. Далее начинают перемещаться по команде тренера по кругу, побывав в каждом соседнем государстве

Листы бумаги, фломастеры

12:20-12:35

Шеринг

Тренер задает вопросы к шерингу, подводит итоги упражнения

Участники отвечают на вопросы, обсуждают результаты упражнения

Не требуется

12:35-13:00

Перерыв

Перерыв

Перерыв

Перерыв

13:00-13:20

Разогрев Упражнение «Пальцы»

Цель: объединить, активизировать и расшевелить участников

Тренер объясняет правила упражнения. Дает сигналы и поддерживает позитивную атмосферу

Контролировать окончание упражнения, до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев.


Участники объединяются в пары. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и после каждого сигнала стараться не договариваясь показать одинаковое количество пальцев.

нет

13:20-14:50

Упражнение «Работа с теневой стороной»

Цель: актуализация самопознания и самоанализа внутренних причин в собственных неуспехах и самостоятельного поиска способов их устранения.


Ведущий дает инструкцию:

вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы... Да, именно её… Свою тень.


Участники выполняют следующие задания:

Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее.


Материалы: листы бумаги А4, шариковые ручки, цветные маркеры.

14:50-15:00

Шеринг

Тренер задает вопросы к шерингу, подводит итоги упражнения

Участники отвечают на вопросы, обсуждают результаты упражнения

Не требуется


15:00-15:20

Работа с актуальной задачей. Упражнение «Минное поле»

Цель: способствовать развитию смелости в принятии решения и достижении своей цели.

Задача тренера раскидать листы по всему полу, объяснить правила и в конце упражнения донести участникам мысль, что часто мы боимся двигаться к нашей цели, боимся ошибок и промахов. Но путь может быть свободен и безопасен. И пока не попробуешь, не узнаешь.

Каждый участник задумывает цель, которая для него очень актуальна. Все участники выстраиваются в линейку — каждый напротив своего стула. Все участники по очереди продвигаются к своим стульям — к своей цели

Много цветных листов бумаги

15:20-15:25

Шеринг

Тренер задает один итоговый вопрос к шерингу, подводит итоги упражнения

Участники отвечают на вопрос, обсуждают результаты упражнения

нет

15:35-15:45

Завершение. Упражнение «Факт или вымысел»

Цель: побудить участников в игровой форме подвести итоги пройденного материала.

Тренер дает задание каждой команде создать список, в котором будут перемешаны факты и вымыслы, основанные на пройденном материале.

Участники делятся на две команды. После написания утверждений участники обмениваются списками, а затем пытаются определить, какие утверждения являются истинными, а какие ложными.

Листы бумаги, ручки

15:45-16:00

Обратная связь, подведение итогов

Тренер получает обратную связь от участников, дает дополнительные рекомендации, желает успехов и прощается.

На этом этапе каждому участнику предоставляют возможность выразить свои эмоции и чувства, которые он испытал во время тренинга, какое упражнение было более полезным

Не требуется