Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи Дисциплина Технологии ведения тренинга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Технологии ведения тренинга
Выполнил:
слушатель Егорова Олеся Сергеевна
Преподаватель:
Жданова Ирина Михайловна
г. Санкт-Петербург – 2023
Задание 1.
1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга
2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:
название
цель
инструкция участникам (прямая речь ведущего, с которой он обращается к участникам)
описание хода проведения
вопросы к шерингу
в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение
Формирующее упражнение №1 на позитивное перефразирование (позитивное мышление)
«Позитивное мышление»
Цель: научить позитивному восприятию ситуации, навыку перефразирования.
Суть техники, инструкция:
Нужно перефразировать предложение позитивно, превратить проблему в комплимент или преимущество. Для человека любой профессии, особенно психолога, важным является умение найти положительные стороны в отрицательных качествах, стиле поведения клиентов.
Описание, пример:
Вопросы к шерингу:
-
Какие переживания у вас вызвало это упражнение? -
Удалось ли отпустить негативные мысли и заменить их на позитивные? -
Какую из фраз было сложнее всего переформулировать на позитивный лад?
Данное упражнение может быть использовано в тренингах личностного роста или по устранению конфликтов.
Формирующее упражнение №2
«Собеседование»
Цель: формирование навыков самопрезентации, уверенного поведения, умений преодоления психологических барьеров в профессиональной области, развитие гибкости мышления и поведения в условиях ограниченного времени.
Суть техники, инструкция:
Материалы: лист бумаги А3, шариковая ручка, секундомер
В течение пяти минут необходимо составить резюме для устройства на работу вашей мечты, в котором бы отражались ваши уникальные черты, все
важные качества личности и такие, которыми не обладают другие специалисты или встречаются очень редко.
Ход проведения:
В течение одной минуты резюме презентуется перед всей группой, члены которой выступают в роли работодателей. Они задают различные вопросы, связанные с содержанием резюме, главная задача презентующего – убедить «работодателей», что именно он необходим как ценный и уникальный специалист для компании.
Вопросы к шерингу:
1. Какие трудности вы испытывали во время выполнения задания?
2. Насколько удовлетворены результатами выполнения задания?
3. Попробуете ли вы применить полученный опыт в реальной жизни?
4. Что вам может помешать воплотить в реальность полученный опыт?
Данное упражнение можно использовать на тренингах как группового, так и индивидуального характера, оно может быть направлено:
- на личностный рост;
- на развитие мотивации достижения успеха;
Исследовательское упражнение № 1
Упражнение «Я — это...»
Цель: помочь взглянуть на собственное мировоззрение и понять жизненные установки другого человека.
Материалы: листы бумаги А4 , шариковые ручки.
Инструкция участникам: Запишите на листе бумаги 5 предложений, которые начинаются одинаково: «Я — это...» (нежелательно писать предложения, содержащие тривиальную информацию). Отметьте крестиком три из этих предложений, которые, по вашему мнению, содержат наиболее важные сведения о вас.
Описание хода проведения:
1.Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются, так что теперь уже трудно определить их принадлежность.
2. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.
3. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.
4. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа так и не пришла к правильному решению.
Вопросы к шерингу:
Сложно ли вам было формулировать про себя эти пять предложений?
Какие предложения вы отметили крестиком и почему?
Насколько хорошо у вас получалось угадывать авторов других текстов-описаний?
Посмотрели ли вы после этого упражнения на себя другими глазами?
Узнали ли вы что-то новое о каком-нибудь участнике?
Были ли другие откровеннее, чем вы?
Изменили ли вы после этого упражнения свое мнение о ком-нибудь из тех, кто был вам не очень симпатичен?
Данное упражнение может быть использовано на тренингах группового характера, оно может быть направлено:
- на самопознание;
- на коррекцию картины себя настоящего;
- на осознание своих особенностей.
Исследовательское упражнение № 2
«Колесо жизненного баланса»
Цель: исследовать значимые стороны жизни, выявить сферы, требующие внимания.
Инструкция участникам:
Участникам предлагается выбрать 8-12 сфер своей жизни и оценить их по 10-балной шкале на сколько они довольны степенью развития
Описание хода проведения:
Необходимо нарисовать круг и разделить его на 8-12 основных сфер жизни (пример на 8):
Далее нужно закрасить по степени того, как человек доволен каждой сферой жизни, где
1 – недоволен
10 – очень доволен
Вопросы к шерингу:
-
Какие чувства вызвало упражнение? -
Что меня устраивает и вызывает радость? -
Что меня не устраивает и почему? -
Что бы вы изменили?
Данное упражнение может быть использовано в тренингах личностного роста
С помощью колеса жизненного баланса можно легко определить, какая сфера у вас ослаблена и требует немедленного вмешательства и корректировки.
Применив эту методику, вы легко увидите проблемные места и поймете, в каком направлении следует развиваться.
Задание 2.
Я бы хотела представить Тренинг, который я частично проходила, побывав в йога-туре, где основная цель была научиться слушать себя, чувствовать себя открыто и свободно. Тренер включал и разогрев, и игровой формат. Раньше я не задумывалась, что это был целый тренинг личностного роста.
Какие-то упражнения я заменю, какие-то будут вымышленные, а некоторые схожие я видела у сына в детском саду, основной материал из личного опыта.
Тренинг Личностного роста
Время | Блок тренинга, его цель | Что делает тренер | Что делают участники | Необходимые материалы, реквизит, оборудование |
| Подготовительный этап | Тренер готовит аудиторию и раздаточный материал | Рассаживаются в широкий круг | Не требуются |
10:00-10:05 | Представление тренера | Тренер называет свое имя, кратко рассказывает о себе | Участники слушают | Не требуются |
10:05-10:20 | Приветствие. Упражнение Знакомство «Снежный ком» Цель: познакомиться всем участникам, снять напряжение в группе | Тренер объясняет правила упражнения и следит за таймингом | Каждый участник по очереди называет свое имя, и называет ассоциацию со своим характером, вместе с жестом. Следующий участник называет имя первого участника, его ассоциацию и показывает жест, а потом добавляет свое имя, ассоциацию и жест Далее участники повторяют начиная с самого первого участника и добавляют свое имя, ассоциацию и жест | Не требуются |
10:20-10:25 | Введение регламента | Тренер говорит, с какой целью все собрались, и озвучивает правила проведения тренинга, а также регламент, которому нужно постараться следовать | Участники слушают | Не требуются |
10:25-10:40 | Выявление потребностей | Далее тренер задает каждому участнику вопрос, что они хотят получить от тренинга, для чего они пришли, какая их главная цель | Участники называют свои причины | Не требуются |
10:40-11:00 | Разогрев. Упражнение «Сказка» Цель: активизировать участников, преодолеть их пассивность | Задача тренера заключаются в том, чтобы в формате сказки проговорить путь участников, где участники добавляют свои ассоциации, добавляют слова каждый свои индивидуальные в сказку. Задача участников проанализировать, проговорить чувства, которые испытывали участники. | Тренер дает ключ участникам, где каждая ассоциация символизирует жизненное отношение. Так как Дорога — это жизнь, дом/лодка – сам участник. Волк/крушение – как участник привык справляться с трудностями. Участники группы объединяются в пары и расспрашивают своего партнера: какие символы по сказке он представлял, совпадает ли это к его отношению в жизни. После этого участники меняются ролями и другой расспрашивает. Потом обсуждают, что они испытывали, какие эмоции ощущали. | Не требуются |
11:05-12:20 | Исследовательское упражнение «Четыре страны, Надо и Хочу» Цель: Исследовать разные типы сценариев «надо» и «хочу»: стратегии поведения, чувства, мировоззренческие установки. | Тренер дает описания 4 группам, контролирует и руководит процессом упражнения | Участники делятся на 4 подгруппы, и каждая организует свое государство, ориентируясь на описания, которые дает тренер, а затем презентуют его. Далее начинают перемещаться по команде тренера по кругу, побывав в каждом соседнем государстве | Листы бумаги, фломастеры |
12:20-12:35 | Шеринг | Тренер задает вопросы к шерингу, подводит итоги упражнения | Участники отвечают на вопросы, обсуждают результаты упражнения | Не требуется |
12:35-13:00 | Перерыв | Перерыв | Перерыв | Перерыв |
13:00-13:20 | Разогрев Упражнение «Пальцы» Цель: объединить, активизировать и расшевелить участников | Тренер объясняет правила упражнения. Дает сигналы и поддерживает позитивную атмосферу Контролировать окончание упражнения, до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев. | Участники объединяются в пары. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и после каждого сигнала стараться не договариваясь показать одинаковое количество пальцев. | нет |
13:20-14:50 | Упражнение «Работа с теневой стороной» Цель: актуализация самопознания и самоанализа внутренних причин в собственных неуспехах и самостоятельного поиска способов их устранения. | Ведущий дает инструкцию: вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы... Да, именно её… Свою тень. | Участники выполняют следующие задания: Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее. | Материалы: листы бумаги А4, шариковые ручки, цветные маркеры. |
14:50-15:00 | Шеринг | Тренер задает вопросы к шерингу, подводит итоги упражнения | Участники отвечают на вопросы, обсуждают результаты упражнения | Не требуется |
15:00-15:20 | Работа с актуальной задачей. Упражнение «Минное поле» Цель: способствовать развитию смелости в принятии решения и достижении своей цели. | Задача тренера раскидать листы по всему полу, объяснить правила и в конце упражнения донести участникам мысль, что часто мы боимся двигаться к нашей цели, боимся ошибок и промахов. Но путь может быть свободен и безопасен. И пока не попробуешь, не узнаешь. | Каждый участник задумывает цель, которая для него очень актуальна. Все участники выстраиваются в линейку — каждый напротив своего стула. Все участники по очереди продвигаются к своим стульям — к своей цели | Много цветных листов бумаги |
15:20-15:25 | Шеринг | Тренер задает один итоговый вопрос к шерингу, подводит итоги упражнения | Участники отвечают на вопрос, обсуждают результаты упражнения | нет |
15:35-15:45 | Завершение. Упражнение «Факт или вымысел» Цель: побудить участников в игровой форме подвести итоги пройденного материала. | Тренер дает задание каждой команде создать список, в котором будут перемешаны факты и вымыслы, основанные на пройденном материале. | Участники делятся на две команды. После написания утверждений участники обмениваются списками, а затем пытаются определить, какие утверждения являются истинными, а какие ложными. | Листы бумаги, ручки |
15:45-16:00 | Обратная связь, подведение итогов | Тренер получает обратную связь от участников, дает дополнительные рекомендации, желает успехов и прощается. | На этом этапе каждому участнику предоставляют возможность выразить свои эмоции и чувства, которые он испытал во время тренинга, какое упражнение было более полезным | Не требуется |