Файл: Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьников.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Героя Советского Союза Э.Д.Потапова»
города Мичуринска Тамбовской области
Педагогический проект на тему:
«Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьников»
Выполнила:
учитель физической культуры
Дорохова Елена Олеговна
Мичуринск, 2014
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1.Влияние двигательной активности на рост и развитие организма
1.2.Симптомы гиподинамии
2. Исследовательская часть
3. Рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
«Если ручка двери часто движется - она не ржавеет.
Так и человек, если он много двигается - он не болеет»
(китайский врач) Хуа То
Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно - сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника – первостепенная задача современного человека.
Гиподинамия (от греческого hypo – внизу и dynamis – сила) – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.
Актуальность исследования
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.
Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии? Наше исследование поможет в этом разобраться и дать профилактические рекомендации.
Гипотеза:
Если родители и ученики будут более информированы в вопросах , связанных со знаниями о гиподинамии, то это внесет свой вклад в улучшение здоровья школьников, будет способствовать повышению культуры здорового образа жизни.
Основной целью исследовательской работы является объединение усилий учеников, членов их семей, учителей в решении вопросов, связанных с низкой двигательной активностью школьников и повышением личной грамотности учеников и членов их семей в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия;
- научиться путем исследования получать информацию о признаках гиподинамии;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе;
- формировать у учащихся и развивать познавательные навыки здорового и безопасного образа жизни;
- привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
-обобщить и предложить методы профилактики гиподинамии.
1.Основная часть.
1.1.Влияние двигательной активности на развитие организма
- Физические нагрузки благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы, в том числе и на уравновешенность нервных процессов.
- Систематические тренировки делают мышцы более сильными; под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
- Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служат профилактикой легочных заболеваний.
- Постоянные физические нагрузки способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.
- У крепкого человека увеличивается умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям, организм становится в целом более приспособленным к условиям внешней среды.
- Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.
Установленного стандарта определения хорошей физической формы нет, но специалисты пришли к общему мнению относительно оценки ее отдельных составляющих.
Основные составляющие хорошей физической формы:
-
сердечно – дыхательная выносливость, -
мышечная сила и выносливость, -
скоростные качества,
гибкость.
1.2.Симптомы гиподинамии
Это достаточно распространенное состояние, которое сопровождается не просто большим, а действительно огромным количеством весьма разнообразных симптомов. Прежде всего, гиподинамия приводит к различным нарушениям морфофункционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях.
Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов. При этом заболевании у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда. (Приложение 1)
Последствия гиподинамии:
-
слабеют мышцы сердца; -
нарушение обмена веществ;
-
дистрофия мышечной ткани; -
истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются; -
сколиоз; -
избыточная масса тела.
2. Исследовательская часть
Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Наша задача – выяснить, что знают учащиеся о гиподинамии, дать рекомендации по профилактике «болезни цивилизации». (Приложение 2)
В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов В начале выявили группы здоровья учащихся.
Распределение учеников по группам здоровья
-
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 класс
5
22
1
0
6 класс
6
10
2
0
7 класс
1
11
2
0
8 класс
3
15
1
0
9 класс
5
14
1
0
11 класс
4
14
0
0
Итого:
24
86
7
0
1 группа - «здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.
2 группа - «практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.
К 3-й группе относятся больные, нуждающиеся в лечении. Это лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.
Распределение учеников по группам здоровья (в %)
Вывод: 1 группу (это абсолютно здоровые дети) имеют 21 % школьников, причем большее их количество приходится на учеников 5-6 классов, и 3-я группа – 5% в наименьших количествах у школьников 5 класса. Больше всего детей с 2-й группой здоровья - 74%, причем количество детей с 2 и 3 группами увеличивается с возрастом. По статистике большинство школьников со 2-й группой имеют проблемы с осанкой , зрением , вегето сосудистой дистонией . Это дети, которые могут заняться своим здоровьем и перейти в 1-ю группу, т. к. низкая физическую активность только усугубляет данные заболевания. Также можно сделать вывод, что старшеклассникам больше времени требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни, поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.
Исследование на определение уровня двигательной активности проводилось в виде анкетирования по разработанной анкете.
Анкетирование
1.Сколько времени в сутки вы проводите в движении?
2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?
3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?
4.Надо ли заниматься спортом?
5.Занимаетесь ли вы спортом?
6.Много ли вы проводите времени за компьютером?
7. Занимаетесь ли спортом в выходные дни?
8. Вы предпочитаете подниматься домой на лифте или по лестнице?
9.В какое время года ваша двигательная активность больше?
Вывод: утреннюю зарядку делают всего