Файл: Виды речи и основные причины ее нарушения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды речи и основные причины ее нарушения.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностями внутренней речи является устная и письменная речь. Эгоцентрическая речь является промежуточным этапом развития речи ребенка между внутренней и внешней речи.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизиологическое здоровье ребенка, то есть состояние ВНД, высших психических процессов, а также соматическое состояние ребенка.

Условиями нормального, современного и правильного речевого развития являются психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение.

М.Е.Хватцев выделил следующие причины нарушения:

Органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т.п.);

Функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

Социально-психологические причины.

Современные классификации речевых нарушений.
В современной логопедии и логопсихологоии используют две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Клинико-педагогическая классификация.

Все виды нарушений
, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационнго (внешнего) оформления высказывания, которые называются нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.

  1. расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушения звена:

  1. голосообразования;

  2. темпо-ритмической организации высказывания;

  3. интонационно-мелодической организации;

  4. звукопроизносительной организации.

  5. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют термины.

  1. дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение глосса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или переферической локализации и возникнуть на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

  2. брадилалия – патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

  3. тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

ускорение речи может сопровождаться агграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами она обозначается термином потерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под одним названием – нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

  1. заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним: логоневроз. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.


5. дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарпта. Синоним: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильномзвуковом (фрнемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем,что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами атрикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6.Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устар), палатолалия. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии малоразборчива (невнятна), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами неба, т.е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.в ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат,-небо). Все остальные случаи назализованного произношения звуковЮ обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляторных нарушений относят к ронофонии.


До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражений ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального параличи, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

11.Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1.Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устар).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекта. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречаются несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из этих этапов (уровней) преимущественно страдает.


2.Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У человека теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции лил опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3-х лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Есть детская , ранняя афазия и взрослая.

111. Нарушения письменной речи. Эти нарушения подразделяются на две группы в зависимости о того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

1. Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затруднения слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимании прочитанного.

2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения чтения и письма у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т.е. дислексии и дисграфии (аграфии), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушения процесса.

В приведенную классификацию включены лишь те формы нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют вид и подвиды. Следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогике. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.