Файл: Дебаты игпр формирование федеративных отношений в годы Гражданской войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дебаты ИГПР

Формирование федеративных отношений в годы Гражданской войны

Октябрьская революция обострила не только классовые противоречия, но и национальные. В разных районах страны создаются различные националистические организации и "правительства" антисоветской направленности. В противовес им идет активное национально-государственное строительство, сильно меняющее форму государственного единства страны. К началу иностранной интервенции и гражданской войны практически существовала лишь одна независимая советская республика - РСФСР. Украинская ССР юридически продолжала существовать, но фактически ее территория была захвачена националистами, действовавшими под опекой германских оккупантов. Прибалтика, Белоруссия и Закавказье также находились в оккупации. На национальных окраинах страны шла активная борьба против интервентов и националистов за власть Советов и единство с РСФСР: конец 1918 г. – Латвийская, Литовская, Эстонская ССР; начало 1919 г. – Украинская, Белорусская ССР. Таким образом, к началу 1919 г. на западных границах РСФСР образовалась целая семья советских республик. Во всех республиках были в короткий срок созданы собственные высшие и местные органы власти и управления, свои вооруженные силы, почти везде были приняты конституции, изданы нормативные акты, касавшиеся важнейших вопросов хозяйственной и политической жизни. В Прибалтике Советская власть в это время просуществовала недолго. Она с помощью интервентов была свергнута местными буржуазными националистами.Особенно бурно процесс создания независимых советских республик шел в это время в Закавказье. Трудящиеся Закавказья не смирялись с господством националистов и оккупантов. Но до весны 1920 г. Советская Россия не могла оказывать закавказским рабочим и крестьянам достаточно широкой и разносторонней помощи. Положение изменилось после разгрома Деникина, когда Красная Армия вышла на Северный Кавказ, к границам Закавказья: Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР.

Мнения чуваков:

1 июня 1919 года представителями пяти республик был подписан Декрет «Об объединении социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». 

-Златопольский Д.Л. утверждал, что между независимыми советскими республиками уже в период их военного союза установились федеративные отношения, что союз предусматривал создание органов будущей федерации. Подобной же точки зрения придерживался Кравчук С.С.

-Равин СМ. выступал против отождествления данного союза с конфедеративным, считая, что «подобные утверждения лишены основания Договоры создавали настолько тесное единство между советскими республиками, что фактически включили их в механизм единой государственности». Это мнение, безусловно, является ошибочным, так как по своей сути данный союз являлся конфедеративным. Ученые того времени придерживались аналогичного мнения, в частности Рейхель М.О., отмечал: «Если взять, например, объединения советских независимых республик до образования СССР то мы будем иметь налицо ряд внешних признаков, общих с буржуазными конфедерациями»; Лепешкин А.И. занимает несколько двойственную позицию, считая что «правоотношения, сложившиеся между республиками в период до образования союзного государства, сочетали в себе элементы, свойственные как конфедеративным союзам, так и федеративным государственным объединениям».
-Лепешкин А.И. определял роль этого Декрета тем, что «он положил начало правовому закреплению военно-политического и хозяйственного единства советских республик. Его важное теоретическое значение состояло в том, что он исходил из принципа полного равноправия республик. Декрет впервые закреплял единство не только вооруженных сил, но и экономических ресурсов создавая тем самым материально-финансовую базу военно-политического союза республик».

Взаимоотношения независимых социалистических республик. Уже в ходе борьбы за освобождение народов западных окраин встал вопрос об их отношениях с Россией. Эти народы стремились к созданию своей национальной государственности. Вместе с тем они хотели жить в неразрывном единстве с РСФСР. В ходе гражданской войны они устанавливают тесные связи с Россией, имеющие федеративный характер. С первых дней существования эти республики тесно сотрудничали с Россией, и прежде всего по линии вооруженных сил. Военная необходимость привела к установлению единого гражданства советских республик. С самого начала республики передавали в непосредственное управление соответствующих органов РСФСР отдельные предприятия и целые отрасли, в первую очередь тяжелую и оборонную индустрию. Вся государственная промышленность республик финансировалась ВСНХ РСФСР. Проводились мероприятия и по объединению финансовых систем, транспорта, снабжения. Единство высших органов

власти и управления проявлялось в том, что все независимые советские социалистические республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Их представители имелись и во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики признавали законом и для себя. Высшие органы власти РСФСР выполняли роль как бы общефедеральных органов.  Наряду с образованием новых, социалистических республик в период интервенции и гражданской войны возникли две народные республики - Хорезмская и Бухарская. Хивинское ханство и Бухарский эмират до Октябрьской революции формально считались самостоятельными государствами, находившимися под протекторатом Российской империи. После Октябрьской революции они заняли антисоветскую позицию. В среде хивинского народа имелись революционеры, ориентировавшиеся на Советскую Россию. При решающей поддержке Красной Армии в начале 1920 г. хивинский хан был свергнут и провозглашена Хорезмская Советская народная республика (ХСНР). В сентябре 1920 г. аналогично образовалась Бухарская Народная Советская Республика (БНСР). Отношения РСФСР с Бухарской и Хорезмской народными республиками строились не как федеративные, а как международные, основанные на дружбе и взаимопомощи. В 1920 - 1921 гг. Советская Россия заключила союзные договоры и экономические соглашения с ХНСР и БНСР, которые предусматривали установление прочных экономических и политических связей, а также широкую помощь со стороны РСФСР в подъеме экономики и культуры этих республик. Своеобразное государство возникло в 1920 г. на востоке страны - Дальневосточная республика. Она была создана как буферное государство. Советская Россия в условиях осложнения военной обстановки на западе весной 1920 г. не хотела ввязываться в войну с Японией, державшей свои войска на нашем Дальнем Востоке. ДВР была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически не зависимое и от РСФСР. Советская Россия заключает в 1920 - 1921 гг. несколько экономических соглашений с Дальневосточной республикой, имеющих международно-правовой характер, - соглашение о звероловстве и рыболовстве, железнодорожную конвенцию, финансовые договоры. Но кроме этих внешних, видимых для всех связей существовали и отношения более тесные
, конфиденциального порядка. ЦК РКП(б), правительство и Наркомат иностранных дел РСФСР руководили решением всех без исключения вопросов внешней политики ДВР. 

Состав СССР, включавший в себя 16 союзных рес­публик, окончательно оформился в 1940 г. К данным союзным республикам относились РСФСР, Украин­ская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Туркмен­ская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР и Молдавская ССР.