Файл: Покажите действие принципа майевтики Сократа на конкретном примере Эталон решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II. ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ
Ситуационные задачи:
-
Покажите действие принципа майевтики Сократа на конкретном примере
Эталон решения: суть данного метода в получении истины путём задавания корректно сформулированных, уточняющих вопросов. Примером может служить сбор анамнеза у пациента, предшествующий постановке диагноза.
-
Почему основной вопрос философии считается не имеющим окончательного ответа? Объясните на примерах.
Эталон решения: Суть вопроса в том, что главнее в жизни человека – бытие или сознание: то, как мы думаем, влияет на то, как живём, или образ нашей жизни определяет образ наших мыслей. Данный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие, поэтому однозначного ответа на него нет.
-
В чем заключается суть метода «бритва Оккама»? Покажите на примере рассуждения на любую тему.
Эталон решения: суть метода заключается в том, что в процессе познания какого-либо явления необходимо избавляться от лишней информации; это снижает риск заблуждения в процессе познания и позволяет познать истину. Сам Оккам использовал этот принцип во время университетских дискуссий для того, чтобы кратко и понятно излагать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента.
-
Как используется метод диалектики при объяснении исторических событий? Объясните на примере конкретного исторического события.
Закон отрицания отрицания: Закон единства и борьбы противоположностей:
-
Приведите пример противоречия в жизни человека и развитии общества, используя любую пару категорий диалектики
Эталон решения: примером может служить пара категорий возможность и действительность. К примеру, правительство идет на радикальные реформы в сфере экономики, которые в перспективе должны привести к улучшению экономической ситуации в стране, повышению уровня доходов населения. В действительности же реформы оборачиваются экономическим кризисом, приводящим к ухудшению экономической ситуации. Примером этого могут быть законы Уолстеда в США 1930-х гг.: направленные на борьбы с нелегальным рынком алкоголя, они привели в затяжному экономическому кризису, известному как «Великая депрессия».
-
Объясните синергетический парадокс: почему чем больше усилий индивид предпринимает к упорядочению своего социального бытия, тем больше хаоса в нем возникает?
Эталон решения: влияние на становление синергетики как науки оказала диалектика, и некоторые из ее законов. В частности, закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому одно и то же явление может быть положительным и отрицательным. В рамках синергетики любая деятельность человека одновременно может быть источником как хаоса, так и порядка, поэтому стремление человека к максимизации порядка может создать новые формы хаоса. Пример: лекарства от многочисленных болезней, которые, несмотря на свою первоначальную эффективность быстро устаревают, не справляются с заболеванием и вынуждают фармацевтов создавать замену
-
Объясните на конкретном примере суть парадокса «буриданов осел».
Эталон решения: этот парадокс является метафорой, демонстрирующей, что свобода воли человека как способность сделать выбор зачастую бывает для него невозможна, либо опасна. В данном парадоксе голодный осел так долго выбирал между двух стогов сена, что умер от голода. Примером может стать ситуация принятия решения об эвтаназии: с одной стороны, незаконного (в некоторых странах), но с другой стороны- единственного способа облегчить страдания больного.
-
Может ли культурный человек быть одновременно и цивилизованным? Рассмотрите на конкретном примере
Эталон решения: понятие «культура» означает совокупность норм, ценностей и представлений человека о различных аспектах его существования; понятие «цивилизация» означает систему достижений прогресса развития общества и государства, доступных для использования человеком. Например, испанские конкистадоры были гораздо цивилизованнее племени майя, но в их культуре стремление к обогащению преобладало над альтруизмом, последствием чего стало уничтожение целого народа с богатой историей и традициями.
-
В чем негативные аспекты такого явления, как историцизм? Объясните на примере.
Эталон решения: суть теории историцизма в том, что ход исторического процесса может быть всегда объяснен определенными закономерностями, что делает восприятие истории одномерным и предсказуемым. Подобный взгляд на историю мешает её адекватному восприятию, служит источником заблуждений. К примеру, в логике историцизма, Второй мировой войны не должно было быть, поскольку экономические и политические последствия Первой должны были показать всем европейским странам её бессмысленность.
-
В чем суть метода мимнезиса Платона и какого его влияние на идеи некоторых мыслителей других эпох? Проиллюстрируйте на примере.
Эталон решения: мимнезис – это теория, согласно которой человек рождается с уже заложенными в его сознании знаниями и на протяжении всей жизни не узнаёт ничего нового, но вспоминает то, что заложено в нем при рождении. Говоря о её влиянии на мыслителей других эпох, необходимо вспомнить о теории «врожденных идей» Р. Декарта и понятии «априорное знание» И. Канта.
-
Применима ли на практике теория «золотой середины» Аристотеля? Рассмотрите на примере.
Эталон решения: согласно этой теории, главным в жизни человека является чувство меры как способность избегать крайностей. Примером реализации этой теории на практике является феномен среднего класса в обществе, по уровню дохода представляющего собой среднее между богатыми и бедными. Доход среднего класса достаточен для обеспечения достойного уровня жизни, но недостаточен для обретения политического и экономического влияния на процессы, происходящие в обществе.
-
Как Вы понимаете определение хаоса И. Пригожина – «хаос есть промежуточная стадия между двумя формами порядка»? Объясните на примере.
Эталон решения: особенностью синергетического подхода к восприятию мира является понимание хаоса не как отклонения от нормы, но как органичной части процесса развития мира и человека. Это развитие, согласно синергетике, происходит нелинейно, а значит представляет собой процесс перехода от порядка к хаосу.
-
Каким образом метод абсолютного сомнения применим в познании мира и в научной деятельности? Рассмотрите на конкретном примере
Эталон решения: метод абсолютного сомнения восходит к философии скептицизма, в рамках которой сомнение становится основой познания. Сомнение в науке крайне важно, поскольку помогает избегать догматизма в мышлении, поскольку когда индивид сомневается в чем-либо, то сталкивается с необходимостью создания альтернативы. Кроме того, принцип абсолютного сомнения лежит в основе сразу двух важных для познания феноменов как демаркация – процесс отделения научного от ненаучного и фальсификации – проверки истинности утверждения через возможность сомневаться в нем.
-
В.И. Вернадский в своем творчестве сформулировал ряд проблем, решение которых, как он считал - необходимость для всего человечества. Соотнесите их с современными глобальными проблемами.
Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере - послание в будущее. Человек находится в тесной взаимосвязи с природой, он сам - часть природы, часть биологического вещества, говоря словами В.И. Вернадского, часть биосферы. Учение о биосфере определялось В.И. Вернадским как область взаимодействия планетных и космических сил с живым веществом. В процессе жизни человек преобразует окружающую действительность с помощью своего разума. Ведь вся деятельность человека, как справедливо полагал В.И. Вернадский, происходит в ноосфере.
В.И. Вернадский был одним из тех, кто заложил фундамент всей мировой глобалистики. Научные идеи В.И. Вернадского о живом веществе, о роли космоса в жизни человечества, о биосфере и переходе её в ноосферу своими корнями уходят в философскую традицию осмысления жизни человека как вершины всего сущего. В.И. Вернадский считал, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и к постижению окружающего мира. Человек стремится к господству над природой, но достаточно вспомнить о незащищённости человечества перед лицом глобальных проблем. Впервые термин «глобальный» был использован в современном его значении немецким мыслителем К. Ясперсом 1948 году.
Глобалистика (от франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - Земной шар; букв. - наука о всеобщем) - наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли. К ХХI веку человечество достигло космических успехов в стремлении познать окружающий мир и обеспечить себе в нём комфортное существование, но вместе с тем и нанесло большой вред окружающей среде. С середины прошлого века человечество столкнулось с глобальными проблемами. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, политическую стабильность. Эти проблемы требуют международного сотрудничества, так как ни одно, даже самое высокоразвитое государство, не может решить их самостоятельно. Глобальные проблемы - это те всеобщие проблемы, которые представляют угрозу человечеству. Одной из главных и обширнейших является экологическая проблема, в том числе:
1. Разрушение озонового слоя Земли. Озоновый слой (озоносфера) - это часть стратосферы, которая охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10 до 50 км. С максимальной концентрацией озона на высоте 20-25 км. Насыщенность атмосферы озоном (около 8 мл/м³) поглощает опасные ультрафиолетовые лучи и защищает всё живое от губительного излучения. Во второй половине XX века в связи с выбросом производствами в атомосферу таких веществ, как метан, фреон, содержащий хлор и бром, начался процесс утончения озонового слоя, что привело к появлению озоновых дыр. В настоящее время человечество старается ограничить выбросы этих веществ путём перехода на более безопасные вещества, например содержащие фтор. Однако процесс восстановления озонового слоя займёт несколько десятилетий. Прежде всего, это обусловлено огромным объёмом уже накопленных в атмосфере фреонов, которые просуществуют в атмосфере ещё десятки и даже сотни лет. Промышленная деятельность влияет не только на атмосферу Земли, но так же и на ряд других жизненно важных сфер, откуда берут свои корни следующие проблемы.
2. Загрязнение и сокращение количества плодородных земель. Техногенные и радиоактивные загрязнители, сбрасываемые в почву, оказывают губительное влияние на её химические свойства и плодородность, в связи с чем почва умирает, происходит заражение агрокультур, выращиваемых человеком. Стремясь заселить как можно большие территории, люди вырубают леса и осушают болота. Сейчас уже 20% почвы находится под угрозой опустынивания. Загрязнение вод Мирового океана Уже в 80е годы XX века 0, 23% всей мировой добычи нефти и нефтепродуктов поступало в океан. Подобное загрязнение является следствием аварий при транспортировке или добыче нефти. Вышеперечисленные проблемы ведут к ещё одной довольно важной проблеме: Сокращение биологического разнообразия планеты. Как известно, существует большое количество примеров исчезновения видов из истории нашей планеты. Но с XVII века основной причиной вымирания стал человек. Своей деятельностью человечество подвергает опасности не только свои жизни, но и жизни многих из числа окружающих его живых существ. Загрязнение окружающей среды, использование отдельных видов в качестве природных ресурсов, браконьерство - всё это приводит к вымиранию всё новых видов. Однако глобалистика затрагивает не только проблемы, являющиеся следствием деятельности человека. Глобалистика рассматривает и проблемы, вызываемые природными явлениями. Человек пока ещё не смог сделать безопасным своё существование на Земле. Иногда появляются сообщения о произошедших где-либо землетрясениях, цунами и даже космических телах, упавших на Землю. Яркий пример подобной незащищённости человечества мы могли не так давно наблюдать в России. 15 февраля 2013 года семнадцатиметровый метеорит упал в Челябинской области и только чудом не задел жилые районы и производственные цеха. Вплоть до непосредственного входа в атмосферу, метеорит замечен не был. После этого случая заговорили о том, что человечество не способно предупредить подобные происшествия. Нынешняя техника не способна отследить подобные объекты, а тем более уничтожить, а значит, и защититься от них. Никто не знает, когда произойдёт следующее столкновение метеорита с Землёй и не может предугадать его размер и место приземления. В этот раз всё обошлось, но нет никакой гарантии, что следующее небесное тело не приземлится на любой из крупных городов мира, а ведь тогда последствия могут быть просто чудовищными, как для отдельного города и страны, так и для всей Земли в целом. Более 50 лет назад был осуществлён первый полёт человека в космос, однако техника наблюдения за космическим пространством до сих пор не столь безупречна, как хотелось бы. С чем это связано? Создание подобного оборудования требует очень больших затрат как материальных, так и умственных. Как сообщает российская деловая газета «Взгляд»: «МЧС России разрабатывает программу по защите населения от космических угроз. Финансирование уже выделено… Министр МЧС России Владимир Пучков подчеркнул, что, только объединив международные возможности космических и наземных систем, можно прогнозировать столкновения астероидов с Землей, а также угрозы от крупных метеоритов». Действительно, это глобальная проблема, и, как упоминалось уже до этого, решить её можно исключительно объединив силы человечества. Все те глобальные проблемы, которые упомянуты выше, как раз и являются подтверждением незащищённости жителей планеты Земля. Любую из вышеупомянутых проблем можно решать только сообща. Страны должны объединяться, но этого мало, нужно стремиться к гармоничному взаимодействию человечества с окружающей природой. Но что же тогда нужно современному обществу для достижения той самой «идеальной» ноосферы? Ответ довольно прост, нам всего лишь снова нужно найти в себе ту самую «одну огромную армию». Но способны ли мы это сделать? Ведь многие люди потеряли в себе ту самую частичку гуманизма. Пытаясь решать глобальные проблемы человечества, страны объединяются в различные организации и союзы, но является ли это настоящим единством? Ведь для каждого государства всегда на первом месте остаётся своя собственная безопасность и интересы. В современном мире учёные разных стран мира объединяют свои усилия в поисках способов решения глобальных проблем, повышения качества жизни людей и безопасности как человека, так и окружающей его природы.