Файл: Философия РК !.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А. сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм , не менее популярно проводить параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д.

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.


Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.




« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.



Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.



Аюрведа – это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще. - Чарака Самхита 1, 41. Слово « Аюрведа » в буквальном переводе означает « наука жизни «. Аюрведа возникла как часть ведического знания – всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело.

Ведическая философия



анализ аспектов реальности

Основатель философии Вайшешика - мудрец Канада. Он написал первую систематическую работу по этой философии. Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части. Вайшешика родственна философии Ниайи. Обе системы принимают освобождение личности как конечную цель; обе рассматривают неведение как корневую причину всех болей и несчастий; и обе верят, что освобождение может быть достигнуто только через правильное понимание действительности. Есть, тем не менее, два характерных отличия между Ниайей и Вайшешикой:

1. Философия Ниайи принимает четыре независимых источника знания - восприятие, логический вывод, сравнение и письменное свидетельство, а Вайшешика принимает только два - восприятие и логический вывод.


2. Ниайа считает, что вся действительность состоит из шестнадцати категорий (падартх), а Вайшешика признает только семь категорий действительности. Падартхи таковы:

* дравья (субстанция),

* гуна (качество),

* карма (действие),

* саманья (общность),

* вишеша (исключительность),

* самавайа (то, что присуще), и

* абхава (небытие).

Термин падартха означает "объект, обозначаемый словом", и согласно философии Вайшешики все объекты, обозначаемые словами, в широком смысле могут разделяться на две основные категории - те, которые существуют и те, которые не существуют. Шесть из семи падартх - в первой категории, и только одна падартха, абхава (небытие), которая представляет все отрицательные факторы - во второй.

категория субстанции - девять дравий

Дравья, субстанция - это то, в чем могут существовать качество или деятельность. Например ткань, формируется комбинацией нитей определенных цветов. Нить - материал или основная причина ткани, поскольку ткань сделана из нитей.

Есть девять типов субстанции: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум. Первые пять называются физическими элементами, потому что каждый из них обладает спецификой.

семь категорий (падиртх) действительности Вайшешики

1. Субстанция (девять дравий) - земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум.

2. Качество (24 качества) - цвет, вкус, запах, прикосновение, звук, число, величина, индивидуальность, союз, разделение, отдаленность, близость, знание, удовольствие, боль, желание, отвращение, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, тенденция, достоинство и недостатки.

3. Действие (карма)

4. Исключительность (саманья)

5. То, что присуще (самавайа)

6. Небытие (абхава)

7. Параману (атом)

Все чувства формируются элементами, чье различие качеств регистрируется специфическими сенсорными рецепторами. Например, запах, - конкретная собственность земли, и он воспринимается ноздрями. Вкус - конкретная собственность воды, и он воспринимается языком. Цвет - конкретная собственность огня и света, и он различается глазами. Прикосновение - конкретная собственность воздуха, которая испытывается кожей. И звук - конкретная собственность эфира, которая принимается ухом. Параману - минимальная частица земли, воды, огня и воздуха. В Вайшешике минимальная неделимая часть материи названа параману или атомом. Это не надо путать с современным научным термином атома, потому что атом, как указано в ядерной физике состоит из многих частей. Использованное Вайшешикой слово имеет другой смысл. Это просто относится к наиболее подробному неделимому состоянию материи. Атомы земли, воды, огня и воздуха вечны, поскольку атом неделим и не может быть создан или разрушен. Общие элементы земли, воды, огня и воздуха, тем не менее, не вечны, поскольку они производятся комбинациями атомов и, следовательно, могут распасться или быть изменены. Существование атома доказывается путем логического вывода, но не восприятием. Все составные объекты мира состоят из частей. Разделяя части составных объектов, переходим от большего к меньшему, и затем от меньшего к наименьшей части. Но когда объект достигает наименьшей части, которая не делится больше никаким путем, процесс деления останавливается. Эта неделимая часть в терминах Вайшешики называется атомом.




Если человек не принимает понятие неделимости, тогда он совершит ошибку бесконечной регрессии. Поскольку у атома нет частей, нельзя сказать, что он может быть создан, и он не может быть уничтожен, поскольку уничтожение означает разломать вещь на части. Атомы, поэтому никогда не могут быть ни созданы, ни разрушены, они вечны.

2. Буддизм

Наиболее древней из всех существующих мировых религий является буддизм. Основные идеи этой религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии.

Основы буддизма были заложены Сиддхартхой Гаутамой, который вошел в мировую историю под именем Будды. Он был сыном и наследником царя племени шакья и с детства был окружен роскошью и всевозможными благами. Согласно общепринятой версии, однажды Сиддхартха покинул территорию дворца и впервые столкнулся с жестокой реальностью в лице больного человека, старика и похоронной процессии. Для него это стало полнейшим открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал. Потрясенный увиденным, Сиддхартха бежит из дворца и, будучи уже 29-летним мужчиной, присоединяется к странствующим отшельникам.

За 6 лет странствий Сиддхартха познал многочисленные техники и состояния йоги, однако пришел к выводу, что достичь их посредством просветления невозможно. Он избрал путь размышлений и молитв, неподвижной медитации, которая и привела его к просветлению.

Изначально буддизм был протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества. При этом многие положения буддизм почерпнул именно из вед, отказавшись от их обрядовости, закона кармы и некоторых других норм. Буддизм возник как очищение существующей религии, а в итоге вылился в религию, которая оказалась способной к постоянному самоочищению и обновлению.



Буддизм: основные идеи

В основе буддизма лежат четыре основные истины:

1.Духка (страдание).

2.Причина страдания.

3.Страдание может быть прекращено.

4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Таким образом, страдание – это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием. И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание – это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека. Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.

Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления. Буддизм, основные идеи которого – это стремление к просвещению и самопознанию – полагает, что причиной страдания является неведение. Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я».