Файл: Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 967

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен – азартные игры, шопинг).
  Аддикция в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и связано с персональными или социальными проблемами. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям, например, поведенческим.

Задание 7. Упражнение «Пять моих главных стрессоров» Написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы. Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?

Ответ:

Заболел зуб- жизненно важно; уже произошло; не поддается контролю

Опоздала в кинотеатр- неприятности; уже произошло; поддается контролю

Оступилась- неприятности; уже произошло; не поддается контролю

Порвала карман на куртке- неприятности; уже произошло; поддается контролю

Забыла дома телефон- неприятности; уже произошло; поддается контролю

Задание 8. Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс» Необходимо описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу

Интуиция

Мысли

Чувства

Действия

Поведение

Тревога и плохое предчувствие

Все против меня! Я не успеваю сдать сессию! что скажут родители ?!

Страх, смятение, недоверие, разочарование

Начинает быстро говорить, суетиться

Уходит раньше с работы сославшись на плохое самочувствие

Задание 9.
Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления.

Ответ:

Тип стрессогенного фактора


Вид фактора


Организационные факторы


- перегрузка, либо слишком малая рабочая загрузка;

- конфликт ролей;

- неинтересная работа

- плохие физические условия (наличие шума, слишком низкая, либо слишком высокая температура, вибрация и т.д.);

- отсутствие соотношения между полномочиями и ответственностью;

- неудовлетворительные каналы обмена информацией в организации;

деструктивное конфликтное поведение коллег;

- неблагоприятный морально-психологический климат


Организационно-личностные


- страх не справиться с работой и допустить ошибку;

- страх быть обойденным другими




Задание 10. Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально- психологического климата в студенческой группе. Дайте определение социально-психологического климата.

Ответ:

Актуальность проблемы социально-психологического климата заключается в возросших требованиях к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и постоянным ростом их ичностных притязаний.

Степень изученности: исследования в области социальной психологии коллектива проводятся до сих пор. Обусловлено это потребностью общества в повышении эффективности работы коллектива с одновременно его стабильным взаимодействием. В нашем случае, когда речь идёт об учебной группе, эффективность внутригруппового взаимодействия взаимосвязана с индивидуальным уровнем развития каждого её члена.

Существует предположение, что благоприятный социально- психологический климат в студенческой группе положительно влияет на эмоциональное отношение студентов к обучению.

Психологами, социологами и философами предпринимались усилия по изучению социально-психологического климата. Методологические и концептуальные подходы, оригинальные методы диагностики социально-психологического климата, конкретные пути регуляции социально-психологического климата предложены в работах и трудах Б.Д. Парыгина, Е. Е. Сапогова А.В. Петровского, К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, В.К. Панферова, Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой, С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский. А в западной социальной психологии следует отметить немецкого психолога В. Мёде, американского психолога Ф.Олпорта, З. Фрейда, Р. Плутчика.



Задание 11. Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.

Ответ:

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
-учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

-влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;

-анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
-можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

-я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

-выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно,


Может быть оправдан;
-я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.


5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

Ответ:

  1. а,б

  2. а

  3. ж

  4. б

  5. б

  6. в

  7. а

  8. г

  9. д

Задание 13. Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).

Ответ:

Острый кризис

Человек переживает или только что пережил травмирующую ситуацию. Он находится в состоянии шока и может переживать следующие реакции:

Интенсивный страх или оцепенение

Дереализация («этого не было», «это был сон», «это не было реальным»)

Деперсонализация (ощущение себя как стороннего наблюдателя травмирующего события, перенос на другого человека − «это случилось не со мной»)

Стыд и отвращение к себе (характерно для жертв насилия)

Психологическая уязвимость (например, человек очень зависит от слов и советов окружающих, становится очень ранимым)

Психосоматические симптомы (тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита)

Наиболее остро эти симптомы ощущаются на протяжении 48 часов, но могут наблюдаться и до 3 месяцев, в зависимости от тяжести травмы – и в этом случае врачи говорят об остром синдроме ПТСР.


А дальше – если не удалось справиться с психологической нагрузкой – расстройство переходит в хроническую или отсроченную форму.

Хроническая форма

Человек не смог справиться с психотравмирующим переживанием или подавить его. Он начинает анализировать случившееся, снова и снова возвращается к пугающим воспоминаниям. Нервная система пребывает в постоянной повышенной активности.

Для этой формы характерно постепенное нарастание симптомов – человек становится все более нервным и тревожным, у него может измениться характер и сфера интересов. У него постепенно развивается нервное истощение.

Отсроченная форма

В этом случае человек не смог пережить психотравму и «подавил» ее.

Так, для этой формы характерны различные виды амнезии – частичное или полное исчезновение воспоминаний о травмирующем событии или опыте.

Но под воздействием раздражителей («триггеров) воспоминания в какой-то момент возвращаются.

Об отсроченной форме говорят, если симптомы ПТСР внезапно проявились минимум через полгода после психотравмирующего события. Например, воспоминания могут вернуться и через 5, и через 10 и более лет.

Совладание

Психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера. Большое количество исследований посвящено изучению, систематизации и сравнению эффективности разнообразных стратегий (способов, приемов, стилей), таких, например, как решение проблемы собственными силами, обращение за помощью к семье, обращение к религии, уход от проблемы, оптимизм, релаксация, юмор, обращение за помощью к друзьям.

Копинг-стратегии

Это одно или несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или снизить ее воздействие на психику. По-другому их можно назвать методами психологической защиты от проблем в разных жизненных сферах, будь то процесс поиска работы или отношения внутри семьи.

В психологии считается, что копинг-стратегиями пользуются абсолютно все люди. Кто-то отвлекается от стресса с помощью юмора. Кому-то проще выразить свои эмоции. Есть и те, кто просто старается избегать неприятных ситуаций. Все это происходит на уровне подсознания и считается рефлекторной деятельностью мозга.

Преодоление является средством выхода из стрессовой ситуации, основанным на активной попытке овладеть (совладать) этой ситуацией; оно включает два процесса— непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. Непосредственная двигательная реакция направлена на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой и может проявляться в виде подготовительных защитных мероприятий, агрессии или пассивного избегания.