ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фармацевтическое товароведение
Содержание.
1 | Основы товароведения. | 4 |
2. | Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения. | 5 |
3. | Товароведческая деятельность. | 7 |
4. | Основные товароведческие характеристики изделий медицинского назначения. | 9 |
5. | Фармацевтические товары и их классификация. | 11 |
6. | Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. | 14 |
7. | Качество фармацевтических товаров. | 15 |
8. | Упаковка товаров. | 16 |
9. | Виды тары и упаковки. | 17 |
10. | Товарная и ассортиментная политика. | 23 |
11. | Порядок регистрации и экспертизы отечественных и зарубежных ЛС. | 27 |
12. | Ветеринарная экспертиза. | 28 |
13. | Товароведческая экспертиза. | 28 |
14. | Экологическая экспертиза. | 29 |
15. | Санитарно-гигиеническая экспертиза. | 29 |
16 | Вопросы для подготовки | 30 |
1.Основы товароведения.
Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского
veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение - это знание о товарах.
Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение - наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения».
В системе стандартов ОСТ 28-12-81 «Товароведение, основные понятия, термины и определения» термин «товароведение» обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.
Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
Дисциплина «товароведение» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обусловливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.
Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела - общее и частное товароведение.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинское и фармацевтическое.
Медицинское товароведение - изучает потребительские свойств а медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы cooтветствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).
Фармацевтическое товароведение. Эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств и фармацевтических и парафармацевтических товаров, фактором, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указан пых товаров от поставщика к потребителю.
Как видно из приведенного определения, предметом фармацевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины, является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента.
Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, потребность человека быть здоровым удовлетворяется различными способами: можно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность и здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.
2.Цели, задачи и категории фармацевтического товароведения.
Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:
-
определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров; -
систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования; -
обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.
К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
Продукция - это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Товар - материальная продукция, предназначенная для купли - продажи (коммерческой деятельности).
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается.
Поскольку в товароведении основными, описывающими потребительские свойства товаров являются нормативно-технические документы, фармакопейные статьи, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения, в частности, принятого и введенного в действие ГОСТ «Торговля. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Согласно Федерального закона №61-ФЗ ,,Об обращении лекарственных средств,,
Лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений и минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К. лекарственным средствам относятся :фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.Фармацевтические субстанции-это вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм,применяемых для профилактики,диагностики,лечения заболевания,для сохранения ,предотвращения или прерывания беременности.
На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товаров аптечного ассортимента», обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации (Рис. 1). В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения.
Гомеопатические лекарственные средства - одно или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.
Изделия медицинского назначения - это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.
Это товары основного ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента жизненно необходимых и важнейших ЛC, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими.
Рисунок 1
2.Товары, разрешенные к отпуску из фармацевтических
(аптечных) организаций
В связи с расширением товарной номенклатуры, в аптечных организациях появилось значительное число продукции дополнительного ассортимента, или парафармацевтических товаров.
Парафармацевтические товары - товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие ЛС и ИМН, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.
Толкование этого термина колеблется от наборов реагентов для радио- иммунологического анализа, используемых в медицинской практике для диагностических целей, до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организаций, включающих все, кроме JIC. Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организаций, считаем, что к парафармацевтическим следует относить товары, отпускаемые населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.
Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, которые, в основном, реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью, выделены в отдельную группу - другие товары.
Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими его способность удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на ряд категорий: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю), функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).
Эффективность лекарственного средства - характеристика степени положительного влияния лекарственного средства на течение болезни.