ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На внутренней и внешней упаковках хорошо читаемым шрифтом на русском языке указывается:
-
название JIC и ИМН; -
название предприятия - производителя; -
номер серии и дата изготовления; -
способ применения; -
доза и количество доз в упаковке; -
срок годности; -
условия отпуска; -
условия хранения; -
меры предосторожности при применении ЛC.
Этикетка содержит марочное название, марочный знак, спецификацию, рекламные материалы, инструкции для использования; вкладыш дает детальные указания по применению, меры предосторожности и т.д.
Среди всех функций маркировки (информационной, идентифицирующей, мотивационной, эмоциональной) самой важной является идентифицирующая, так как именно с идентификации товара начинается его экспертная оценка. Установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке, в товарно - сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым требованиям, определяется с помощью идентификации. Одним из двух возможных результатов идентификации является фальсификация.
10.Товарная и ассортиментная политика.
Товарная политика - это философия и основные направления формирования ассортимента организации.
Товарный ассортимент фармацевтической организации имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания субъектов рынка. Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия.
Товарная политика организации предусматривает решение следующего комплекса проблем:
-
формирование товарной номенклатуры; оптимизация ассортимента производимых и реализуемых товаров и услуг с точки зрения их потребительских характеристик и особенностей технологии производства и сбыта; -
обновление ассортимента в целом и по отдельным товарным единицам с учетом жизненного цикла; -
реализация рациональной ассортиментной политики (обеспечение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг): определение маркетинговых характеристик ассортимента: оптимальной широты, насыщенности, глубины и гармоничности товарного ассортимента; -
оптимизация ассортимента с учетом рентабельности продажи единицы продукции; -
наличие ассортиментных позиций из перечней и списков, регулирующих отношения на фармацевтическом рынке (обязательный; жизненно необходимых и важнейших JIC; препаратов, отпускаемых без рецепта врача; наркотических, сильнодействующих и др.).
Так как товарная номенклатура организации представляет собой совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, то ее формирование будет зависеть от подходов фармацевтической организации к объединению товаров в группы.
Ассортимент товаров - состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, сортности, дозировке и другим признакам.
Ассортиментная группа - это группа товаров, тесно связанных между собой по одному из доминантных признаков:
-
функции (ЛC, перевязочные материалы и т.д.); -
группе потребителей (оптовые или розничные; -
население или организации и т.д.); -
цене; возрастной группе (детские, взрослые, гериатрические) и другим признакам.
В последние годы в число ассортиментных групп аптечных организаций вошли такие товары, как гомеопатические средства, лечебная косметика, лечебное питание, биологически активные добавки, научно-популярная литература и др. Кроме того, помимо товаров аптечное предприятие может реализовывать и услуги по изготовлению экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; информационные, диагностические, сервисные услуги (по приему заказов по телефону, доставке товара на дом или по почте).
Ассортимент каждой из групп складывается из нескольких подгрупп, видов, подвидов и разновидностей. Например, ассортиментная группа «Лекарственные средства» подразделяется на подгруппы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам и без рецептов. В свою очередь, каждая из этих подгрупп делится на субподгруппы по фармакотерапевтическому признаку. Внутри субподгруппы выделяют виды - наименования лекарственных препаратов, подвиды - лекарственные формы, разновидности товара, лекарственная форма отдельного наименования препарата в соответствующей дозировке и фасовке. Разновидность товара также называют товарной единицей, или ассортиментной позицией.
Товарная единица (ассортиментная позиция) - конкретный товар, марка, которую продает организация.
Существенное влияние на объемы продаж оказывают маркетинговые характеристики ассортимента: широта, полнота, глубина, рациональность структуры, устойчивость ассортимента.
-
Широта - количество ассортиментных групп, подгрупп или классов товаров. -
Полнота - число товарных единиц или в целом по товарной номенклатуре, или по каждой ассортиментной группе или подгруппе товаров. -
Глубина - количество ассортиментных позиций в пределах одного товарного наименования.
Для характеристики широты, полноты и глубины ассортимента используются абсолютные и относительные показатели.
В качестве относительных показателей используются расчетные коэффициенты.
Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т.п.) к базовой (максимально возможной) широте, например, если номенклатура аптеки может максимально включать 14 ассортиментных групп, а реализуются только 10 из них (абсолютный показатель), то К
ш = 0,75 или, если выразить в процентах, 15%. Другой пример: базовая широта фармакотерапевтической группы психофармакологических средств по классификации ВОЗ равна шести (классы нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, нормотимиков, ноотропов и психостимуляторов), если один из классов отсутствует в ассортименте, коэффициент широты не достигнет своей максимальной величины равной единице (100%).
Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или ОКП или получивших разрешение на использование (полнота базовая).
На полноту ассортимента оказывают такие факторы, как местоположение организации, ступень оказания лекарственной помощи (амбулаторная, стационарная, полустационарная), структура заболеваемости района обслуживания, индивидуальные характеристики потребителей.
Коэффициент глубины — отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций. Например, максимально возможное число ассортиментных позиций комбинированных препаратов с парацетамолом, подлежащих безрецептурному отпуску, составляет 34. Если в аптеке в наличии 17 из них, то глубина ассортимента составляет 0,5 (50 %): Кг = Гф/Гб.
Определение оптимального набора товаров, обеспечивающих максимальную экономическую и социальную эффективность деятельности и позволяющих выполнить основную задачу конкретной организации, является основой ассортиментной политики. В свою очередь, формирование рационального ассортимента невозможно без его анализа.
Для упорядочения процедуры анализа товарного ассортимента используются различные подходы к его классификации (Табл. 8).
Для ряда классификационных признаков методы анализа достаточно просты. Например, при рассмотрении товаров в зависимости от страны-производителя, способа оплаты, патентной защиты или спектра действия достаточно определить удельные веса.
Таблица 8 Классификация ассортимента
Классификационный признак | Группы товаров | |
Степень регламентации отпуска Стадия жизненного цикла АВС-анализ | Товары рецептурного отпуска. Товары, отпускаемые без рецепта
числа ассортиментных позиций, расположенных в порядке убывания величины капиталовложений в запасы или в порядке убывания объема реализации.
общего числа ассортиментных позиций.
| |
Принцип формирования Способ оплаты Страна-производитель Патентная защита Спектр действия |
| |
в структуре ассортимента и ценовой диапазон. Другие же признаки требуют проведения специальных исследований.
При изучении ассортимента по степени регламентации отпуска необходимо учитывать характеристики рынков рецептурных и безрецептурных JIC .
Жизненный цикл товара - концепция, которая пытается описать сбыт товара, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.
Концепция жизненного цикла товара была впервые опубликована Т.Левиттом в 1965 г.
Чтобы определить категорию лекарственного препарата, соответствующую стадии жизненного цикла, необходимо сопоставить ряд характеристик.
Виды жизненных циклов товаров существенно отличаются как по продолжительности, так и по форме.
Выделяют четыре стадии жизненного цикла:
внедрения на рынок; роста; зрелости; спада.
Товары, внедряемые на рынок, - это стратегические товары, призванные обеспечить будущие прибыли. Как правило, среди препаратов, отпускаемых без рецепта, здесь появляются препараты, представляющие модификацию уже существующих или новые ЛП для лечения отдельных симптомов.
Препараты, отпускаемые по рецептам врача, отличает в первую очередь новая структура, новый механизм действия, возможность использования при лечении заболеваний раньше не имевших фармакотерапевтических средств.
На стадии внедрения эти препараты малодоходны из-за небольшого спроса на них при высоких ценах. К этой же стадии жизненного цикла можно отнести выведение на фармацевтический рынок России оригинального препарата.
Оригинальные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями. Эти названия еще называют «брендами» или «бренднеймами» (от англ. brand пате).
Дженерики, или воспроизведенные лекарственные средства - лекарственные препараты, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные JIC.
Патентованные лекарственные средства - лекарственные препараты, право на производство и продажу которых охраняется патентным законодательством РФ.