ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2021
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра фармацевтических дисциплин с курсом химии
СИЛЛАБУС
По дисциплине Him 1111 «Химия»
Для специальности 5В130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов 90
Курс 1
Семестр 1, 2
Караганда 2012 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Химия» для специальности 5В130100 «Общая медицина», утвержденной 30.06. 2012 г.
___._____.2012 г Протокол № __
Ответственный за курс, доцент ______________Власова Л.М.
-
Сведения о преподавателях
Ф.И.О. |
Степень |
Долж-ность |
Педагоги-ческий стаж |
Научные интересы |
Достижения |
Сотченко Раиса Калиновна |
кандидат техни-ческих наук |
И.о.доцента |
12 лет |
Переработка углистых отходов с получением высокоэффективных средств для очистки воды |
аспирантура при институте металлургии им.А.А.Байкова (г.Москва),защи-щена кандидат-ская диссерта-ция в 1994 г. Руководитель - д.т.н., профессор Лайнер Ю.А. |
Власова Ленина Михайловна |
кандидат химичес-ких наук |
доцент |
9 лет |
Синтез, строение и биологическая активность фосфорсодержащих производных алкалоидов |
аспирантура при институте органического синтеза и углехимии НАН РК, защищена кандидатская диссертация «Синтез, строение и биологическая активность некоторых фосфорсодержащих производных алкалоидов» под руководством академика НАН РК А.М. Газалиева |
Фигуринене Ирина Владиславовна |
кандидат химичес-ких наук |
И.о.доцента |
8 лет |
Электрохимическое поведение различных соединений |
Защищена кандидатская диссертация в 1993г на тему "Электрохимическое поведение серы и ее кислородсодержащих соединений в водных растворах на твердых электродах". Руководитель - д.х.н., проф.А.Баешов |
Митерев Владислав Александрович |
- |
преподаватель |
23 года |
Теории растворов |
Научные результаты опубликованы в научно-периодической печати |
Жунусова Майра Абыловна |
- |
преподаватель |
1 год |
Фитохимическое исследование растений |
Научные результаты опубликованы в научно-периодической печати |
-
Контактная информация: ул. Ерубаева,18, корпус 2
-
Политика дисциплины: Обучающиеся должны получить фундаментальные знания и обоснованные научные объяснения по общей и органической химии. В результате изучения дисциплины студенты должны сдать 2 рубежных и 1 итоговый контроль. При невыполнении программы дисциплины студенты не допускаются к итоговому контролю.
-
Введение
Настоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов. Подбор тем лекций и практических занятий соответствует профилю подготовки специалистов по данной специальности.
Общеизвестно, что в современных условиях ключевой задачей высшего образования является фундаментальность обучения. Химия является фундаментальной наукой и мощным инструментом исследования и познания процессов в живых системах. Поэтому студенты медицинских специальностей должны хорошо усвоить основные идеи, законы и методы этой науки. Программой предполагается рассмотрение основ наиболее важных тем курса неорганической, органической, физической, коллоидной химии.
Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин.
Необходимо вооружить обучающихся знаниями, которые могут быть использованы при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в человеческом организме на молекулярном и клеточном уровнях и для выполнения в необходимых случаях расчетов этих процессов.
-
Цель дисциплины
По завершении изучения дисциплины «Химия» обучающийся должен быть способен использовать полученные знания, умения и навыки при рассмотрении важнейших процессов, происходящих в живых организмах, в рамках дисциплин медико-биологического профиля.
-
Задачи обучения
- использовать физико-химические закономерности при описании биохимических процессов, протекающих в организме;
- применять понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;
- демонстрировать навыки работы с литературой и электронными базами данных.
-
Конечные результаты обучения
Дескрипторы |
Конечные результаты обучения |
Компетенции |
|
А |
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области |
Давать определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач дисциплины «Химия»; описывать закономерности функционирования и регуляции процессов в организме с позиций химии; кратко излагать взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью; формулировать сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма; объяснять природу и особенности физико-химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров; интерпретировать возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений; объяснять роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности. |
1, 2, 4 |
B |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Демонстрировать владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины; объяснять связь биологических функций органических молекул с их строением и реакционной способностью; решать учебные задачи с использованием знания основных физико-химических закономерностей; владеть навыками командной работы, проводить учебный эксперимент на основе полученных знаний; использовать на практике, показывать выполнение методик исследования свойств веществ (определение массовой доли, молярной концентрации, рН растворов, степени набухания ВМС). |
1, 2, 3, 4, 5, 6 |
C |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Оценивать и интерпретировать результаты учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения; выносить суждения о механизмах регулирования свойств веществ в организме; оценивать и объяснять механизмы поведения веществ в различных условиях существования организма; формулировать собственные выводы по поведению соединений в организме. |
1, 2, 4, 5, 6, 7 |
D |
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Компилировать информацию по закономерностям функционирования веществ в организме с позиций химии, оценивать ее значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях. |
1, 2, 3, 4, 5 |
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам |
Передавать обучающимся собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной); владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. |
1, 2, 3, 7 |
|
E |
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение |
В области изучения механизмов наследственности; биохимического поведения веществ в организме; анализа и действия лекарственных препаратов на живой организм; поведения веществ в физиологических процессах, санитарно-гигиенического анализа. |
1, 4 |
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки.
-
Пререквизиты
Школьный курс химии, физики, математики, биологии.
-
Постреквизиты
Молекулярная биология и медицинская генетика – 1 курс, 1, 2 семестр.
Биохимия – 2 курс, 3 семестр.
Фармакология 1 – 2 курс, 4 семестр.
Фармакология 2 – 3 курс, 5, 6 семестр.
Физиология 1 – 2 курс, 3 семестр.
Физиология 2 – 3 курс, 5, 6 семестр.
Общая гигиена – 3 курс, 5, 6 семестр.
-
Краткое содержание дисциплины
Кинетика ферментативных реакций. Учение о растворах. Буферные растворы. Химическая связь. Комплексные соединения. Высокомолекулярные соединения. Классификация органических соединений. Спирты, амины, тиолы. Оксосоединения. Гетерофункциональные органические соединения. Аминокислоты. Белки. Углеводы. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Липиды.
-
Тематический план.
Тематический план лекций:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
продолжительность |
|
Учение о растворах. Буферные растворы. |
лекция-беседа |
1 |
|
Высокомолекулярные соединения. |
лекция-беседа |
1 |
|
Аминокислоты. Пептиды. Белки. |
лекция-беседа |
1 |
|
Углеводы. |
проблемная |
1 |
|
Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. |
лекция-беседа |
1 |
|
Липиды. |
лекция-беседа |
1 |
|
Всего часов |
|
6 |
Тематический план практических занятий:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
продолжительность |
|
Способы выражения состава растворов (массовая доля, молярная концентрация) |
тематический семинар |
2 |
|
Кинетика ферментативных реакций. |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Ионное произведение воды. Водородный показатель. Методы измерения рН. |
тематический семинар |
2 |
|
Буферные системы. |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. |
коллоквиум |
2 |
|
Осмотическое давление. Осмос в биологических системах. |
тематический семинар |
2 |
|
Медико-биологическая роль комплексных соединений. |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Растворы ВМС. |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. |
коллоквиум |
2 |
|
Классификация, номенклатура, изомерия органических соединений. |
тематический семинар |
2 |
|
Кислотность и основность органических соединений. Свойства спиртов и аминов. |
тематический семинар |
2 |
|
Химические свойства оксосоединений. (альдегиды, кетоны,карбоновые кислоты). |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. |
коллоквиум |
2 |
|
Биологически важные гетерофункциональные соединения. |
тематический семинар |
2 |
|
Аминокислоты. Классификация. Номенклатура. Свойства. |
TBL (TEAM – BASED LEARNING) - обучение в команде |
2 |
|
Строение пептидной связи. Пептиды.Белки. |
тематический семинар |
2 |
|
Углеводы. Моносахариды. Свойства. |
тематический семинар, демонстрационный эксперимент |
2 |
|
Строение гликозидной связи. Олиго- и полисахариды. |
тематический семинар |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. |
коллоквиум |
2 |
|
Соединения гетероциклической структуры. |
тематический семинар |
2 |
|
Нуклеозиды.Нуклеотиды. Строение. |
тематический семинар |
2 |
|
Нуклеиновые кислоты. |
тематический семинар |
2 |
|
Основные высшие жирные кислоты. Липиды. Омыляемые липиды. |
тематический семинар |
2 |
|
Фосфолипиды. Структурные компоненты клеточных мембран. |
тематический семинар |
2 |
|
Неомысяемые липиды (терпены , стероиды). |
тематический семинар |
2 |
|
Заключительное занятие по разделу. |
коллоквиум |
2 |
|
Итоговая консультация. |
|
2 |
|
Всего часов |
|
54 |
Время консультаций:
консультации проводятся еженедельно по субботам с 9.00 – 13.00.
Время рубежного контроля:
специальность |
Курс/поток/группа |
дисциплина |
Неделя/дата |
время |
Общая медицина |
142-161 |
Химия |
1 семестр, 8 и 16недели |
По графику |
Общая медицина |
162-184 |
Химия |
2 семестр, 8 и 16 недели |
По графику |
Время итогового контроля: согласно расписания сектора планирования учебного процесса и деканата.
-
Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРО:
№ |
Наименование темы |
Форма выполнения |
Продолжительность |
|
Медико-биологическое значение s-, p-, d-элементов. Применение их соединений в медицине. |
разработка постеров |
10 |
|
Гетероциклические соединения. Алкалоиды. |
презентация |
10 |
|
Биополимеры и их структурные компоненты. |
презентация |
10 |
|
Всего часов |
|
30 |
-
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
№ темы по СРО |
|
|
|
|
|
|
|
№ 1 |
|
|
|
|
|
|
|
№ 2-3 |
|
|
Примечание: Задания по СРО сдаются обучающимся преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры
-
Литература
основная
Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия М., Дрофа, 2006, 544 с.
Тюкавкина Н.А. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии М., Дрофа, 2006, 318 с.
Веренцова Л.Г. Неорганическая, физическая и коллоидная химия Алматы, 2009, 218 с.
дополнительная
Беляев А.П. Физическая и коллоидная химия М., ГОЭТАР-Медиа, 2008, 504 с.
Власова Л.М., Сотченко Р.К. Химия. Курс лекций Караганда, 2010, 112 с.
-
Методы обучения и преподавания:
-
Лекции: лекция-беседа, проблемная лекция.
-
Практические занятия: тематический семинар, демонстрационный эксперимент, коллоквиум, командно-ориентированное обучение (TBL - TEAM–BASED LEARNING).
-
СРО: работа с литературой и электронными носителями; работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами; работа в Интернете, разработка и защита презентаций, разработка и защита рефератов, разработка и предоставление постеров.
-
Критерии и правила оценки знаний:
Шкала оценок
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент |
% содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
Д+ |
1,33 |
55-59 |
|
Д |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |