Файл: Статья 95. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
ГК РФ Статья 788. Прямое смешанное сообщение
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
ГК РФ Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
ГК РФ Статья 790. Провозная плата
1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
ГК РФ Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
ГК РФ Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа
Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
ГК РФ Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
ГК РФ Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
ГК РФ Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
ГК РФ Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
В Госжелдорнадзоре по итогам 8 месяцев 2022 года отметили снижение уровня аварийности на РЖД. При этом, как следует из приведенных данных, снизилась доля инцидентов, связанных с нарушениями в техническом состоянии вагонов, и увеличилась доля происшествий из-за ненадлежащей работы в зоне ответственности перевозчика.
Аварии на сети РЖД: надзорные органы нашли стрелочника
Анализ показал, что четыре из пяти масштабных крушений поездов и все три аварии произошли на путях общего пользования. Всего в происшедших инцидентах было повреждено 90 ед. подвижного состава, в том числе 52 вагона в результате были списаны на гвозди.
Если исследовать истоки сходов и столкновений на магистральной сети, то обнаружим, что доля связанных с нарушением правил ремонта вагонов относительно невелика – она оценивается в 22,3% от общего количества инцидентов на сети. Соответственно в этом сегменте ответственность делят между собой ремонтники и операторы. Бывает, что тут всплывает и заводской брак.
Непосредственно к зоне ответственности собственников подвижного состава следует отнести лишь небольшую часть нарушений. Скажем, это допущенные отклонения от правил погрузки/выгрузки (1,3%), которые в пути влияют на безопасность перевозок.
По идее, операторам следует вменить в вину и излом литых деталей (0,6%). Однако тут дефект иногда возникает вследствие того, что вагоноремонтники поставили некачественную деталь. Так случалось, например, когда под вагон в депо устанавливали тележки сомнительного качества. Заметим, что ранее доля последнего из перечисленных факторов была больше. А в 2022 году она уменьшилась, поскольку в частных депо усилили контроль качества.
Зона ответственности перевозчика
Приходится признать, что значительная доля нарушений, приведших к тяжким последствиям, так или иначе связана с недочетами в зоне перевозчика. Например, при маневровой работе (38,9% от всех негативных случаев). Это самые распространенные в 2022 году виды дефектов.
Как правило, их допускают в шести из десяти случаев работники станций, а остальные четыре – персонал локомотивных бригад.
Достаточно весомой оказалась и доля факторов, связанных с текущим содержанием пути, объектов инфраструктуры и стрелочных переводов (22,3%). Из-за этого возникают отклонения в параметрах работы путевого хозяйства и составы сходят с рельсов.
Сюда также следует прибавить изломы рельсов (0,6%), брак в поездной работе (1,3%), наезд на посторонний предмет (1,3%) и нарушение содержания устройств СЦБ (0,6%).
Итого получается, что в зоне ответственности персонала РЖД лежит 65% от общего количества происшествий на сети. И еще к этому сводному показателю следует добавить долю в 3%, в которую включаются нарушения технологии текущего ремонта в объеме ТР-1 путевых машин, ремонта колесных пар локомотивов и обслуживания их автосцепных устройств.
Правда, ремонт тяги перевозчик передал, по сути, на аутсорсинг сервисным компаниям заводов-изготовителей локомотивов. Однако тут сложно провести четкую границу, где кончается ответственность холдинга и начинается ответственность сервисных компаний. Она не прописана в виде локального нормативного акта, который должен служить дополнением к новым ПТЭ. Так что пока де-факто за подобные дефекты отвечает все-таки перевозчик.
17 октября в Самарской области, по данным Центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, на стрелочном переводе ст. Октябрьск Куйбышевской железной дороги, произошел сход грузового вагона. Ранее на той же магистрали сошли с рельсов семь цистерн и один крытый вагон – на ст. Шингак-Куль.
6 октября 2022-го при следовании грузового поезда по нечетному пути перегона Кузино – Коуровка Свердловской железной дороги произошел сход двух порожних вагонов-цистерн.
29 сентября четыре вагона с углем сошли с рельсов на ст. Чита-1.
15 сентября шесть вагонов с углем сошли с рельсов в Свердловской области, на ст. Каменск-Уральский.
И это лишь некоторые примеры. Осень, как видим, добавила немало новых резонансных фактов на ту же тему.