Файл: 1 Понятие об античном обществе и литературе. Историческое значение античной литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако и этот эстетизм Феокрита нельзя понимать в абсолютном смысле. Иной раз его пронизывают черты определенной иронии, насмешки, скептицизма, как это особенно видно на "Циклопе" (XI) и на козопасе в III идиллии.
Герой Феокрита, который оставляет город ради прелестей деревенской жизни, ищет вовсе не простоты, а еще большей сложности, еще большей изысканности. Все эти феокритовские пастухи только с виду являются простыми людьми, занятыми обычным деревенским трудом. Это весьма изощренные натуры. Эстетизм, ирония и скептицизм являются у Феокрита только символом растущей городской цивилизации, но никак не борьбой с нею и вовсе не уходом от нее к простым и бесхитростным людям, к деревенской жизни и природе. Недаром вся эта эстетическая буколика имела такую популярность в новое время, когда утонченность возросла еще больше.
Художественный стиль.
а) Художественный стиль Феокрита в основном является стилем изящной миниатюры. Его идиллия весьма небольшого размера. Выводимые у него характеры лишены подробной разработки и указывают скорее на типические тенденции. Природа тоже подается большей частью путем называния тех или иных представителей ее трех царств. Изящество этих малых художественных форм тем более бросается в глаза, что жизнь в широких картинах представлена у Феокрита не очень ясно, а иной раз даже грубовато.
б) Миниатюры Феокрита отличаются весьма сложным эстетическим характером. Здесь находим восторженное и одновременно манерно-наивное изображение жизни с некоторым налетом иронии, доходящей до подчеркнутой и напускной серьезности.
в) Художественный стиль Феокрита пронизан одним глубоким противоречием, которое дает о себе знать почти в каждой строке его идиллии.
Он неимоверно увлекается детализацией описаний, доходящей часто до пестроты и элементов натурализма.
г) Вся сущность художественного стиля Феокрита как раз и заключается в постоянном синтезировании изящества и натурализма. Это достигается тем, что натуралистическая деталь является изящной сама по себе и предметом бескорыстного любования.
д) Таким образом, художественный стиль Феокрита является стилем художественной миниатюры, разработанным манерно-наивно и иронически-серьезно и в то же время натуралистически и пестро в качестве эстетической самоцели.
Разберем песню, которую Циклоп поет Галатее в идиллии XI (19-81).
Сам Циклоп представляет собой даже некоторого рода чудовище, поскольку на лице у него только один огромный глаз и одна мохнатая бровь, а сам он покрыт шерстью. Для Феокрита такой образ - меньше всего какая-нибудь наивная мифология, а скорее натуралистически поданное безобразие. Жизнь и взгляды этого Циклопа обрисованы достаточно натуралистично, и его характеризует жесткий практицизм. Он не только пастух, но он владеет тысчонкой овец. Хвалится обилием молока и сыра. А своей возлюбленной кроме любовных удовольствий он предлагает пасти стада и заквашивать вкусный сыр. О себе он высокого мнения и даже похваляется тем, что кроме Галатеи у него имеется достаточно красоток, которые хотели бы иметь с ним дело. Расчетливый и практический взгляд Циклопа на жизнь подчеркнут в идиллии вполне определенно.
С другой стороны, Циклоп наделен самыми возвышенными, даже романтическими чертами. Ему все время снится красивая морская нимфа Галатея, которую он только однажды увидел на берегу, когда она собирала цветы. Он готов для своей возлюбленной спалить свою шерсть огнем, если кажется ей чересчур косматым. Он готов отдать за нее свой единственный глаз и даже душу. Ему хочется красивой природы. Вот какова природа около пещеры Циклопа:
Лавры раскинулись там, кипарис возвышается стройный.
Плюш, темнолистный там есть, со сладчайшими гроздьями лозы,
Есть и холодный родник - лесами обильными Этна
Прямо из белого снега струит этот дивный напиток. (Грабарь-Пассек.)
Так синтезированы здесь в единое целое указанные три черты идиллического стиля Феокрита. Нетрудно показать то же самое и на других его образах.
23 Жанровые особенности новоаттической комедии. Творчество Менандра. Комедии «Брюзга» и
«Третейский судья».
Разветвленная, в некотором роде воспроизводит античную. Приверженцы классицизмы считали, что идеалы прекрасного надо искать в античности. Один из основополагающих источников «Поэтика» Аристотеля (1 часть – теория трагедий, 2 часть – теория комедий, утрачена в древности). Соблюдение трех единств.
Система жанров. Изящная словесность – поэзия. Проза – второстепенное место. Роман вообще отвергали.
Основные жанры: высокие и плохие (не хорошие и не плохие). Высокие – возвышенные жанры (высшие проявления человечности, подражания, дидактичность. Низкие – показывают низменные проявления человеческой природы с целью обличения или осмеяния.
Основные высокие жанры: трагедия, эпопея (эпическая поэма) и ода.
Основные низкие жанры: комедия, сатира и басня.
Трагедия (песнь козлов) – возникает в античности. Козел посвящен Дионису – бесплатно приглашалось все свободное мужское население, весь световой день – 3 трилогии, 4-ое – сатировская драма («Циклоп» Еврипида).
В древнегреческих трагедиях нередко действуют боги, в классицистической трагедии быть не должно. «Ипполит» у Еврипида – появляется Афродита, гневается на Ипполита, девственник и женоненавистник, занимается охотой. Действующие лица трагедии – знать, иногда короли. Главный герой или героиня гибнет или морально уничтожен (пошло от древних греков). Древние греки язычники, жертвы богам, задобрить. Рок – от судьбы не уйдешь. Обстоятельства против главного героя.
Действующие лица драмы – кто угодно, сближает драму с комедией, перед героем – выбор, герой делает неправильный выбор, гибнет.
Писали много для театра. Художественная система классицизма – примат всеобщего над единичным и объективного над субъективного.
Эпопея (эпическая поэма) писали во в эпоху Возрождения и в эпоху классицизма. За образец – Вергилий и Гомер.
Эпические поэмы создаются: человек чувствует себя частью какого-то единого целого и потом независимою личностью. «Энеида» Вергилия – был не доволен ею. Петрарка «Африка» о Сципионе Африканском. Ронсар «Франсиада» - бросил на полдороге, Вольтер «Генриада» - скука. Херасков «Росиада» о покорении Казани Иваном Грозным.
Романтики от него отказались.
Ода (2песня») торжественная, духовная. Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков. Прославляют государей, полководцев. Примат объективного над субъективным.
Низкие жанры были более живучие и продуктивные.
Комедия зародилась в Аттике. Древнеаттическая комедия – Аристофан – сохранилось 11 комедий, написал больше. Непристойность, хаотичная структура. Его высоко ценил Гоголь. Новоаттическая комедия – Менандр (3 в. до н.э.) – комедии в отрывках – «Третейский судья», Целиком «Брюзга». Плавт Терентий. Не обязательно в стихах, допускалась и проза.
Сатира – малопродуктивный жанр. Отличается от современной сатиры. То, что осмеивает людские пороки. В старину это было не так, пороки осмеивала комедия, а сатира их обличала. Сатира – длинное стихотворение. Ювенал – античный сатирик – нет ничего смешного, Кантемир – корявый язык.
Басня – живучая. Эзоп – 1ый баснописец – целая книга басен. Представляет собой маленькое прозаическое повествование
, в конце – мораль. Сюжеты стали распространенными. Лафонтен – французский баснописец. Крылов. После Крылова писали очень мало басен, очень высоко поднял планку. 2 советских баснописца – Демьян Бедный и Сергей Михалков.
Франсуа де Моперн – очистить французский язык от засорений. Была создана французская академия (Ришелье) – 40 пожизненных членов – способствовала выработке единого французского литературного языка.
Великий французский театр начался с Корнеля. Есть предшественники, все трагедии до Корнеля забыты. Франция – театральная страна. Были придворный и частные театры.
Родился в Руане (главный город Нормандии), в семье адвоката, получил юридическое образование в иезуитской коллегии. Изучал право – помешало отсутствие косноязычия. Увлекся театром, написал несколько комедий – поставлены, имели успех.
Сент_Берв – французский критик – понять творчество писателя – составить психологический портрет. Написал литературные портреты (в т.ч. Гоголь).
Трагедия Корнеля «Сид». Нашел драму испанца Гильяра де Кастро «Юность Сида». Сид – историческое лицо, настоящее имя Родриго Диез. Сидом прозвали арабы «господин».
Эпическая поэма «Юность Сида», на ее основе. Кастро создал драматическое сочинение в 3-ех актах с соблюдением аристотелевских норм. Сюжет поэмы – сид – сын простого сукновала, выходец из низов. Отцу дал пощечину граф Гомес де Гормес. Сид вызвал его на дуэль, убил. У убитого дочь – Химена – пожаловалась королю. Решение – Сиду жениться на Химене – неохотно поженились. Ее прочитал Пьер Корнель.
Задача Корнеля – перевести сюжет из художественной системы барокко в художественную систему классицизма. Франция в 17 веке – единственная страна, в культуре которой успел утвердиться классицизм.
Пьеса из 5 действий – появляется королевна (инфанта) с наперсницами (видное положение в классицистической драме, делятся мыслями с наперсницами) – тайно влюблена в Родриго Диеза. Корнель переосмыслил де Кастро. Корнель делает отца Сида придворным, хоть и не титулованным (в угоду художественной системе классицизма).
Говорит, что влюблена в Сида, чтобы еще до появления Сида на сцене расположить к нему зрителей (за это критики поносили автора – нарушено единство действия) – нет завершения. Появляется Сид, бурно объясняются друг другу в любви. Король ищет воспитателя для наследника. 2 кандидата отец Сида и отец Химены – выбор на отца Сида. Отце Химена – пощечину отцу Сида. Конфликт между разумом и чувством, долгом и страстью. Сид обязан отомстить обидчику отца, с другой стороны, обидчик отца – отец девушки, которую он любит. Классицисты – в пользу разума, долга. Убивает на дуэли отца Химены – за сценой, никаких жестокостей на сцене быть не должно. Вестник – говорит об этом событии. Химена в отчаянии, аналогичный конфликт, обязана просить короля покарать Родриго Диеза, но по-прежнему любит его. Обращается к королю. Деус эк молина – прием в античной литературе – появление бога – разрешает все противоречия своей волей – сохранился в классицистической литературе – видоизменился – там гордиев узел разрубает монарх, либо лично, либо с помощью вестника. Король – пусть Сид соберет отряд,
если победит мавров, то будет прощен – так и получается.
Автор свое сочинение назвал трагикомедией. В трагедии главный герой или гибнет, или морально уничтожен. Здесь гибнет только второстепенный герой. Античность трагикомедии не ведала – невозможно перенести античную этику в новое время. Античная поэзия рифмы не знала. В европейской поэзии рифма появилась в 12 веке (была в малых жанрах фольклора до 12 века).
Многие поэты от рифмы отказывались (оды), мотив – античная поэзия рифмы не знала. Франция – поэзия исключительная, нерифмованных стихов очень мало. Весь французский театр от 16 до 19 в – написаны александрийским стихом – 1-ый рыцарские романы в стихах – 1ый анонимный от Александра Македонского.
Доломоносовская поэзия силлабическая, основной закон – равное количество слогов в строке, ударные и безударные слоги чередуются в разброс, беспорядочно. Различаются двудольные и трехдольные размеры.
Александрийских стих представляет собой 12тисложный размер м цезурой (паузой, словоразделом) посередине. В русскую поэзию александрийский стих проник в 18 веке, принял вид 6стопного ямба с обязательной цезурой после 3 строки. Рифмовка обычно парная.
Александрийский стих обязателен для французского театра с 16 в. до руб. 19-20 вв. распространен был в русской поэзии. Сейчас – редко обращаются. Русский театр 18 века на александрийском стихе. Отказался Пушкин, взяв 5стопный ямб «Борис Годунов» - цезура после 2ой стопы. В дальнейшем отказался.
Успех трагикомедии «Сид» бешеный. Стали упрекать в отступлении от аристотелевской поэтики: 1) нарушено единство действия; 2) нарушено единство времени (должно – сутки).
Корнель вернулся в Руан. Предложил придворному театру трагедию «Гораций». Сюжет – история объединения Рима с Альбой-Лонгой (город по другому берегу Тибра). Решить вопрос можно только военным путем, римляне и альбалонгцы постановили решить вопрос единоборством, тройное единоборство. Со стороны Рима – 3 брата Горациев, от Альбы-Лонгы 3 брата Куриациев. Об этом рассказал вестник. Куриаций сомкнутый строй. 2 брата Горациев убиты, последний побежал, военная хитрость, строй разомкнулся, убил всех троих. Сестра Камилла – жена одного из брата Куриациев, Гораиций убивает ее. Царь – Сервий Туллий прощает Горация.
Корнель стал терять популярность. Соперник – Жан Расин – сравнивал себя с Еврипидом, а Корнеля с Софоклом. Корнель последние годы бедствовал. Внучатая племянница Корнеля – Шарлотта Корде убила Марата.