Файл: 1 Понятие об античном обществе и литературе. Историческое значение античной литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расин – из провинции, незнатного рода. Рано остался без родителей, в Париж, воспитывала бабушка в общине янсенистов (течение внутри католицизма, идет из Голландии). Основатель – голландский католический священник – Корнелий Янсен – пошел по стопам Эразма Роттердамского. Корнелий стремился дополнить католическую доктрину некоторыми элементами протестантизма. Община группировалась вокруг парижских женских монастырей Парв Вояль. Злейшие их враги – иезуиты создали свои школы, внимание уделили греческому языку и литературе. В эту общину входил Блез Паскаль.
Расин рано увлекся театром, не одобряли единомышленники – портит нравы, а не исправляет их.
Писал многою написал оду – «Нимаросены» - бракосочетание Людовика 14. Пригласили в придворный театр, место королевского историографа – история правления Людовика 14.
Его любимый автор – Еврипид, заимствовал сюжеты. Самая известная трагедия «Андромаха» и «Федра». Хорошо и правдиво разработаны женские образы. Андромаха – жена Гектора. Сын ахилла – Неоптулем или Пир взял Андромаху с ребенком в качестве военной добычи, взял во дворец, полюбил ее, хотел сделать ее царицей. Пир помолвлен с Гермионой, сделал предложение Андромахзе, она пришла в ужас. Убить ее сына Астионакса по приказу Агамемнона, дает согласие на брак с Пиром. Орест влюблен в Гермиону, она требует убить Пира. Он убивает его, гермиона бросается на меч, Орест сходит с ума. Андромаха в двойственном положении. Смысл – классицисты – человек должен жить разумом, а не идти на поводу у чувств. Страсти под полным контролем разума. Здесь – герои на поводу у своих страстей.
«Федра» 2ая трагедия Расина. Перевел Мультатули. На сюжет, заимствованный у Еврипида («Ипполит»). Действующие лица одни и те же. Трагедию Еврипида открывает Афродита – монолог – гневается на Ипполита (сын Тесея от Ариадны, потом женился на Федре). Ипполит – девственник и женоненавистник, все свободное время проводит на охоте. Ипполит служит Артемиде, наслала на Федру страсть к пасынку. Дворец Тесея, Ипполит ее отталкивает, жалуется Тесею, что Ипполит хотел ее изнасиловать. Просьба к Посейдону – наказать его. Ипполит ехал на колеснице, из моря – чудовище, Ипполит разбился насмерть. Федра бросается на меч (оклеветала его). У Расина нет античной благородной красоты, нет ходульности (как в трагедиях Корнеля). Нет Афродиты, переосмыслен образ Ипполита девственник и женоненавистник не вызвал бы симпатию – влюблен в соседнюю царевну. Тесей против брака. Царицу надоумила кормилица (простая женщина. Здесь не совместимо с христианской этикой. Идея человек должен жить умом, а не страстями. Человеческое чувство должно быть подконтрольно разуму.
Написал несколько трагедий, потом ушел от театре. Янсенисты театр недолюбливали. Запретила театральные зрелища на всей территории Англии.
Выбрали во Французскую Академию. Отошел от театральной деятельности, женился на девушке из их общины – не прочитала ни одной пьесы своего мужа. История царствования Людовика 14 сгорела в Лувре во время большого пожара.
Писали много для театра, но все остальные меркнут. Корнель и Расин у истоков великого французского театра.
Незадолго до смерти, Расин вернулся в драматургии. Супруга Людовика 14 основала пансион для благородных девиц, просьба к Расину написать для ученического спектакля. Театр французского классицизма впервые обратился к ветхозаветному сюжеты. Написал 2 трагедии: «Исфирь» и «Гофоиля».
Исфирь – еврейская девушка, супруга персидского царя Артаксеркса, спасла свой народ. В трагедии предусматривалось музыкальное сопровождение.
Фронда – движение против абсолютной власти. Некоторые идеи просвещенного абсолютизма.
Комедия французского классицизма
Мольер. Общественных основ Мольер не затрагивал, критиковал то, что можно было критиковать.
Жан Батист Поклен (настоящая фамилия). Родился в семье придворного обойщика-декоратора. Хорошее образование. Хочет стать актером. Открыл с группой единомышленников театр – «Блистательный театр» менее 2 лет просуществовал – неудачное расположение, зрители – друзья и родственники актеров – не было хорошего репертуара. Отправился на гастроли. 1-ые пьесы – фарсы. Стал сочинять комедии в стиле классицизма.
3 группы комедий Мольера:
Высокие – 5стопный ямб
Комедии в прозе (1 и 3актные)
Комедия-балет («Мещанин во дворянстве»).
После 13-летних странствий вернулся в Париж, воспользовался старыми связями, его пьесы стали ставиться в придворном театре. 1ая комедия «Смешные жеманницы» 1ый перевод Петра Великого, озаглавил «Драгие смеянные».
Семейно-бытовая комедия – «Урок женам».
Мольер был особенно близок Островскому. Один из объектов его сатиры – семейный деспотизм. Позиция Мольера – неоднозначная.
«Дон Жуан» - на сюжет Молины – ослаблен религиозно-нравственный элемент. Резкое деление героев на положительных и отрицательных.
«ТартюФ» - единственная пьеса, которая навлекла на автора неприятность, 1-ые 2 редакции были отвергнуты по настоянию вдовствующей королевы.
«Мещанин во дворянстве» - деление общества на сословия естественно и необходимо.
На сцене Мольер актер до конца, стало плохо, доиграл комедию, упал, домой, через несколько часов скончался. Первоначально хотели отказать в христианском погребении. Был женат на дочери бывшей любовницы. Дело потом уладили.
Жан де Лафонтен – баснописец. Пушкин – есть нечто общее между Лафонтеном и Крыловым – оба из низов. Лафонтен – сын лесничего, мещанин. Родился в провинции. Приехал в Париж, нашел богатого покровителя – сюринтендант финансов Фуке – спонсировал его. Необыкновенное честолюбие, рано женился, крайне женолюбив.
Крылов и Лафонтен пробовали себя в разных жанрах. Лафонтен писал оды, трагедии, комедии, идиллии, но известен как баснописец. Басня часто ишется на расхожий сюжет, заимствованный у Эзопа (6 в. до н.э.) – был рабом, казнили.
Басни Эзопа – все в прозе, каждая басня несколько предложений – в конце мораль. Лафонтен переложил басни стихами (1ый великий поэт(. 1-ый сборник ьасен – переложение басен Эзопа. Против скупого человека, не готового прийти на помощь, у Крылова не так.
Сами выдумывали сюжеты для басен. У Лафонтена «желудок и части» - части тела против желудка, они работают, а вся пища в желудок.
Есть эротические мотивы у Лафонтена – из жизни католических монахинь – «Кошка, превращенная женщину» - из Эзопа. Кошек в Древней Греции не знали, Ласка злейший враг мышей. У Эзопа – ласка влюбляется в юношу, Афродита превратила ее в юношу, в постели пробежала мышь, она голая за ней.
У Крылова – басни на религиозные сюжеты, чего нет у Лафонтена. Басня Крылова «Крестьянин и лошадь».
Жанр сатиры – крупный представитель – Никола Буало де Прео – родился в семье адвоката, члена парижского парламента, юридическое образование – богатый наследник. Не мог жениться из-за травмы. Член французской академии.
Писал в разных жанрах. Любимый – сатира – в античном понимании и эпохи классицизма не одно и то же. Сатира – небольшая поэма Ювенал в античности – нет ничего смешного. Осмеивает человеческие пороки не сатира, она обличает их.
Классицистические сатиры – Буало – не слишком интересно. Гораздо интереснее – Дидактическая поэма – «Поэтическое искусство», основа – небольшая поэма Горация «О поэтическом искусстве». Поэма в 4-ёх песнях, несколько раз переводилась на русский язык в 70-е гг. Дидактическая поэма, написанная александрийским стихом.
В 1-ой песне перечислены общие требования к истинному поэту – талант, правильный выбор жанра, содержательность. Примат содержания над формой, отличить истинный поэтический талант от графомании. Не увлекаться пустой мишурой. Очищал французский язык от засорений, но несправедливо упрекает Ронсара. Формулирует основное правило стихосложения, закрепил правила, существовавшие до него. Запрещение переносов – конец стихотворной строки должен совпадать с концом предложения или с логически завершенным предложением. Недопустимость скопления согласных, нескольких гласных. Совет прислушиваться к критике и быть требовательным к себе.
2-ая песня – характеристика лирических жанров – идиллия, эклога, элегия. Называет древних авторов Феокрита, Вергилия, Овидия примером. Против банальности и штампов. Подчеркивал высокое общественное значение оды – воинские подвиги и события государственной важности. Сатира – наиболее действенный жанр, который способен исправлять людские пороки.
3-я песня – рассуждение об облагораживающей роли искусства. В конце об эпической поэзии.
Эпопея – поэма про Хлодвига – низменный средневековый сюжет. В эпической поэме действуют языческие боги. Токватор Тассо – как примирить с христианством, вместо языческих богов = святые и ангелы Бауло, язычество как вымысел. Против несоответствия формы и содержания (Аббат Скарон – «Бурлеска».
Иерокомическая поэма – предлагает новый жанр – низкий сюжет пересказывается высоким стилем – «Нагой». Писали в России 18 в. – В.И. Майков – иерокомическая поэма «Елисей, или раздраженный Вакх».
Не считает роман литературой.
24 Происхождение античного романа. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
• Рубеж II – I вв до нэ. история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока
• первые герои романа - мифологические персонажи
• основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба→ вынуждены расстаться→ преодолевают все препятствия → до конца дней вместе
• приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен
• неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти»
• персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности имеет второстепенное значение.