Файл: 1 Понятие об античном обществе и литературе. Историческое значение античной литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
происходящим за сценой и мог менять обличи; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Сюжеты брались из мифов, но иногда трагедии писались и на современные темы. Произведения первых трагиков не сохранились, но уже у раннего поэта Фриниха, а может быть и до него, основным содержанием трагедии являлось изображение какого-либо страдания. В трагедии, которая берет за основу мифы, во главе стоят не «доблесть», или «подвиги», а страдания, «страсти», которые не происходят на глазах у зрителя, а о них сообщает вестник, в то время как справляющий обрядовое действие коллектив реагирует песней и пляской на эти сообщения. Трагедия претерпела многие изменения, прежде чем приняла свой окончательный облик. В ранней стадии она имела «сатировский характер»: сюжет был не сложен, имелся шутливый стиль и плясовый элемент. Трагедия в буквальном переводе означает «козлиную песнь».
Позднее трагедия стала серьезнее, страсти переросли в нравственную проблему. Это жанр, ставящий вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев. Дифирамбы переросли от бурной дионисовской песни в балладу на героические сюжеты. Хор перестал рядится в маску козлов, или сатиров, а стал в маску лиц, сюжетно связанных с действием и героями. В дальнейшем роль хора стала уменьшатся и увеличилось значение актера и увеличилось число актеров. Осталась неизменной сама двусоставность: наличие хоровых партий и партий актера. Двусоставностью определяется и внешняя структура трагедии. Если она начинается с партий актеров, то эта первая часть, до прихода хора составляла пролог. Затем появлялся хор, исполняющий песнь, а после этого чередовались эписодии: актерские сцены и хоровые партии (стасимы – стоячие песни). За последним стасимом шел эксод (выход), заключительная часть, в конце которой актеры и хор покидали место игры. Возможен был диалог актера с корифеем (предводителем хора), а так же коммос, совместная лирическая партия хора и актера. Антрактов не было, игра шла непрерывно и хор почти никогда не покидал место игры во время действия. Стало обычным, хотя и необязательным, то что действие трагедии происходит в одном месте и не превышает своей длительностью одного дня. Итак, необходимые составные части античной трагедии: «страдание», сообщение вестника, плач хора, сопровождающего действие и выражающего общественное мнение. Катострофиальный исход был вовсе не обязателен и многие трагедии имели примирительный исход.
Комедия получила офицальное признание гораздо позже. Состязания комедийных хоров на «великих Диониссиях» появились где то в 488-486 гг., а на Ленеях еще позже. До этого комедия являлась лишь народной обрядовой игрой. Мы знаем его только в такой форме, которую она имела во второй полвине пятого века. Термин «комедия» обозначает «песню космоса». Комос – «ватага гуляк», распевающих песни насмешливого или хвалебного, иногда любовного содержания после пирушки.
В комедии комос представлен хором ряженных в подчас весьма фантастические костюмы. Заглавия комедий «Осы», «Птицы», «Лягушки» - все даны по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием. Сюжет в комедии чаще всего строится так, что герой, одержав в состязании победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» вверх дном какую-либо сторону общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса. Лишь немногие из «древних» комедий отклоняются от этой схемы.
Аттическая комедия пользуется типическими масками («ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. д.). Среди произведений афинских комедийных поэтов попадаются пьесы с пародийно-мифологическим сюжетом. Однако главный объект комедии – современность, текущие, иногда злободневные вопросы политической и культурной жизни. Фольклорные песни и игры в ней превращаются в орудие политической сатиры и идеологической критики. Характерная черта – полная свобода издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. В комедиях Аристофана, например, на сцену выводятся такие лица, как Сократ и Еврипид. Персонажи в комедии обычно не индивидуализируются, а являются обобщенными карикатурными образами. Это имеет место даже, когда действующими лицами являются живые современники. Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер. Комический хор состоял из 24 человек и распадался на два иногда враждующих полухория. Важнейшая партия хора – парабаса, в котором хор прощается со зрителями и актерами и говорят от имени ее автора, сводящего здесь счеты со своими недоброжелателями, которая исполняется в середине пьесы. Хор при этом проходит через зрителей.
8 Происхождение греческой трагедии. Смысл термина «трагедия». Структура трагедии.
Вопрос о происхождении древнегреческой трагедии принадлежит к числу наиболее сложных в истории античной литературы. Одна из причин этого состоит в том, что сочинения античных ученых, живших в V в. до н. э. и, вероятно, располагавших какими-то еще более древними документами, в частности произведениями первых трагических поэтов, до нас не дошли. Наиболее раннее свидетельство принадлежит Аристотелю и содержится в главе IV его «Поэтики». Более поздние античные источники далеко не во всем согласны с ним и часто приводят такие версии (например, Гораций в «Поэтике»), самое происхождение которых нуждается в дополнительных разысканиях. Поэтому среди ряда исследователей существует скептическое отношение к сообщениям Аристотеля и делаются попытки объяснить происхождение трагедии, минуя его данные. Однако результаты таких реконструкций редко выдерживают серьезную критику, и свидетельства Аристотеля следует признать все же заслуживающими наибольшего доверия.
«Возникши первоначально из импровизаций... от зачинателей дифирамбов, трагедия разрослась понемногу... и, подвергшись многим изменениям, остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе, — читаем мы в «Поэтике» (гл. IV). — Речь из шутливой поздно сделалась серьезной, так как трагедия возникла из представления сатиров».
Дифирамб, к которому Аристотель возводит начальную стадию трагедии, — это хоровая песнь, составлявшая неотъемлемую часть культа Диониса, вегетативного божества, воплотившего в себе представления первобытного человека о зимнем умирании и весеннем пробуждении природы. В этом отношении религия Диониса — близкая параллель религии ближневосточных божеств, таких, как египетский Осирис или финикийский Адонис. Во всех случаях ритуал, носивший первоначально космический характер, включал в себя ежегодную смерть бога и его воскресение, причем последнее приходилось, естественно, на дни весеннего равноденствия, когда солнце поворачивает к лету, обещая новый урожай. Постепенно Дионис приобретает также черты зооморфного божества, его представляют в виде быка, оплодотворяющего стада, и еще в литературе V в. до н. э. его культовую песнь — дифирамб — называют «гонителем быков». Дионис пользовался особенным почитанием среди непосредственных производителей материальных благ — земледельцев, виноградарей, скотоводов. Это подтверждается ожесточенным сопротивлением
, которое оказывала распространению религии Диониса в VIII—VII вв. до н. э. землевладельческая аристократия. Память об этом сохранилась в мифах о попытках некоторых царей изгнать или заточить в оковы юного бога, вселившего неистовство в души людей и вырвавшего их из-под власти сильных мира сего. В VII—VI вв. до н. э. культ Диониса стал в руках тиранов одним из орудий идеологической борьбы со знатью. Так, дифирамб пользовался большим успехом в Коринфе во время правления тирана Периандра. Жившего при его дворе полулегендарного певца Ариона античность считала первым, кто придал импровизационному дифирамбу организованную литературную форму.
Неизвестно, что представлял собою долитературный, примитивный культовый дифирамб, послуживший основой для творчества Ариона. Несомненно, однако, что свидетельство Аристотеля о «зачинателях» дифирамбов указывает на существенную сторону их исполнения: «зачин» солиста и последующее вступление хора. Такой «зачинатель» дифирамба мог легко превратиться в первого и пока единственного актера будущей драмы, если бы сочинитель заставил его, отвечая на вопросы, задаваемые хором, повествовать о каких-нибудь мифических событиях. Может быть, дифирамб достиг этого уровня уже в творчестве Ариона. Во всяком случае, достоверно известно, что древние называли актера «ответчиком» и что первым трагическим поэтом в Аттике они считали Феспида, у которого солист не только запевал, но и говорил, а главное, надевал по ходу действия различные маски и платье. Здесь были заложены огромные возможности для дальнейшего развития жанра, и первоначальную форму трагедии можно представить себе как диалог между актером, исполнителем ряда небольших речей-повествований, и хором, откликавшимся на них в своих песнях. Во время последних актер мог удаляться со сцены для того, чтобы спустя некоторое время вернуться в иной маске и одежде, изображая таким образом нескольких действующих лиц поочередно. «Зачинатель» дифирамба превратился в «ответчика», солист стал декламатором.
Что касается хора, задававшего вопросы актеру-ответчику, то наиболее подходящими спутниками для бога Диониса были так называемые «сатиры» — веселые козлоподобные существа, олицетворявшие в ряде областей Греции производительные силы природы. (В Аттике с ними отождествляли местных демонов плодородия — конеподобных силенов, и в афинском искусстве V в. до н. э. между сатирами и силенами трудно уловить сколько-нибудь существенное различие.) Об уже упоминавшемся поэте Арионе источники как раз сообщают, что в качестве
исполнителей своих дифирамбов он выводил сатиров, выступавших со стихотворными речами. Это значит, что участники хора были одеты сатирами, т. е., вероятно, носили козьи шкуры или парик с рогами и обувь, разрисованную в виде козьих ног с копытами. Дифирамб, в котором вокальные хоровые партии исполнялись козлами-сатирами, мог быть с полным основанием назван «песнью козлов», что и соответствует буквальному смыслу греческого слова «tragoidia» (нынешнее «трагедия»: «tragos» по-гречески значит «козел» и «oide» — «песнь»). Следовательно, само название жанра подтверждает точку зрения Аристотеля, согласно которой трагедия (в нашем понимании слова) была первоначально «представлением сатиров». Веселые и необузданные спутники Диониса не могли, конечно, рассуждать о слишком серьезных вещах и слишком подолгу. Как и указывает Аристотель, эти «козлиные песни» были небольшими по размеру и, естественно, шутливыми по характеру.
В какой мере участники ранних сатировских представлений ограничивали свою фантазию сюжетами с участием одного только Диониса, сейчас трудно сказать. Во всяком случае, классическая афинская трагедия крайне редко обращалась к сказаниям этого круга. По-видимому, проникновение иных тем в сатировские представления происходило еще задолго до оформления их в «трагедию» с актером. Может быть, к этим временам относится сохраненная античными источниками поговорка: «Какое это имеет отношение к Дионису?», свидетельствующая, по мнению ряда ученых, о недовольстве сторонников Диониса вторжением чужеродной тематики в его исконные жанры.
Превращение незатейливого, шутливого сатировского представления в патетическую трагедию произошло уже на чисто аттической почве, и причины этого следует искать в идейных сдвигах периода становления Афинского демократического государства.
Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате, когда по его инициативе в город был вызван для этой цели Феспид, уже успевший, вероятно, зарекомендовать себя удачными театральными представлениями в родном селении. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта — начало апреля (первоначальная связь его с весенним равноденствием!), было включено обязательное исполнение трагедий.
После свержения Писистратидов, около 501—500 гг., определился новый порядок представления трагедий от лица государства, сохранившийся затем в течение всего блестящего периода афинского театра. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в порядке художественного состязания, которое завершалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и — впоследствии — первым актером награды удостаивался также хорег — богатый гражданин, по поручению государства бравший на себя материальные издержки, связанные с постановкой трагедий.
Позднее трагедия стала серьезнее, страсти переросли в нравственную проблему. Это жанр, ставящий вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев. Дифирамбы переросли от бурной дионисовской песни в балладу на героические сюжеты. Хор перестал рядится в маску козлов, или сатиров, а стал в маску лиц, сюжетно связанных с действием и героями. В дальнейшем роль хора стала уменьшатся и увеличилось значение актера и увеличилось число актеров. Осталась неизменной сама двусоставность: наличие хоровых партий и партий актера. Двусоставностью определяется и внешняя структура трагедии. Если она начинается с партий актеров, то эта первая часть, до прихода хора составляла пролог. Затем появлялся хор, исполняющий песнь, а после этого чередовались эписодии: актерские сцены и хоровые партии (стасимы – стоячие песни). За последним стасимом шел эксод (выход), заключительная часть, в конце которой актеры и хор покидали место игры. Возможен был диалог актера с корифеем (предводителем хора), а так же коммос, совместная лирическая партия хора и актера. Антрактов не было, игра шла непрерывно и хор почти никогда не покидал место игры во время действия. Стало обычным, хотя и необязательным, то что действие трагедии происходит в одном месте и не превышает своей длительностью одного дня. Итак, необходимые составные части античной трагедии: «страдание», сообщение вестника, плач хора, сопровождающего действие и выражающего общественное мнение. Катострофиальный исход был вовсе не обязателен и многие трагедии имели примирительный исход.
Комедия получила офицальное признание гораздо позже. Состязания комедийных хоров на «великих Диониссиях» появились где то в 488-486 гг., а на Ленеях еще позже. До этого комедия являлась лишь народной обрядовой игрой. Мы знаем его только в такой форме, которую она имела во второй полвине пятого века. Термин «комедия» обозначает «песню космоса». Комос – «ватага гуляк», распевающих песни насмешливого или хвалебного, иногда любовного содержания после пирушки.
В комедии комос представлен хором ряженных в подчас весьма фантастические костюмы. Заглавия комедий «Осы», «Птицы», «Лягушки» - все даны по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием. Сюжет в комедии чаще всего строится так, что герой, одержав в состязании победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» вверх дном какую-либо сторону общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса. Лишь немногие из «древних» комедий отклоняются от этой схемы.
Аттическая комедия пользуется типическими масками («ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. д.). Среди произведений афинских комедийных поэтов попадаются пьесы с пародийно-мифологическим сюжетом. Однако главный объект комедии – современность, текущие, иногда злободневные вопросы политической и культурной жизни. Фольклорные песни и игры в ней превращаются в орудие политической сатиры и идеологической критики. Характерная черта – полная свобода издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. В комедиях Аристофана, например, на сцену выводятся такие лица, как Сократ и Еврипид. Персонажи в комедии обычно не индивидуализируются, а являются обобщенными карикатурными образами. Это имеет место даже, когда действующими лицами являются живые современники. Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер. Комический хор состоял из 24 человек и распадался на два иногда враждующих полухория. Важнейшая партия хора – парабаса, в котором хор прощается со зрителями и актерами и говорят от имени ее автора, сводящего здесь счеты со своими недоброжелателями, которая исполняется в середине пьесы. Хор при этом проходит через зрителей.
8 Происхождение греческой трагедии. Смысл термина «трагедия». Структура трагедии.
Вопрос о происхождении древнегреческой трагедии принадлежит к числу наиболее сложных в истории античной литературы. Одна из причин этого состоит в том, что сочинения античных ученых, живших в V в. до н. э. и, вероятно, располагавших какими-то еще более древними документами, в частности произведениями первых трагических поэтов, до нас не дошли. Наиболее раннее свидетельство принадлежит Аристотелю и содержится в главе IV его «Поэтики». Более поздние античные источники далеко не во всем согласны с ним и часто приводят такие версии (например, Гораций в «Поэтике»), самое происхождение которых нуждается в дополнительных разысканиях. Поэтому среди ряда исследователей существует скептическое отношение к сообщениям Аристотеля и делаются попытки объяснить происхождение трагедии, минуя его данные. Однако результаты таких реконструкций редко выдерживают серьезную критику, и свидетельства Аристотеля следует признать все же заслуживающими наибольшего доверия.
«Возникши первоначально из импровизаций... от зачинателей дифирамбов, трагедия разрослась понемногу... и, подвергшись многим изменениям, остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе, — читаем мы в «Поэтике» (гл. IV). — Речь из шутливой поздно сделалась серьезной, так как трагедия возникла из представления сатиров».
Дифирамб, к которому Аристотель возводит начальную стадию трагедии, — это хоровая песнь, составлявшая неотъемлемую часть культа Диониса, вегетативного божества, воплотившего в себе представления первобытного человека о зимнем умирании и весеннем пробуждении природы. В этом отношении религия Диониса — близкая параллель религии ближневосточных божеств, таких, как египетский Осирис или финикийский Адонис. Во всех случаях ритуал, носивший первоначально космический характер, включал в себя ежегодную смерть бога и его воскресение, причем последнее приходилось, естественно, на дни весеннего равноденствия, когда солнце поворачивает к лету, обещая новый урожай. Постепенно Дионис приобретает также черты зооморфного божества, его представляют в виде быка, оплодотворяющего стада, и еще в литературе V в. до н. э. его культовую песнь — дифирамб — называют «гонителем быков». Дионис пользовался особенным почитанием среди непосредственных производителей материальных благ — земледельцев, виноградарей, скотоводов. Это подтверждается ожесточенным сопротивлением
, которое оказывала распространению религии Диониса в VIII—VII вв. до н. э. землевладельческая аристократия. Память об этом сохранилась в мифах о попытках некоторых царей изгнать или заточить в оковы юного бога, вселившего неистовство в души людей и вырвавшего их из-под власти сильных мира сего. В VII—VI вв. до н. э. культ Диониса стал в руках тиранов одним из орудий идеологической борьбы со знатью. Так, дифирамб пользовался большим успехом в Коринфе во время правления тирана Периандра. Жившего при его дворе полулегендарного певца Ариона античность считала первым, кто придал импровизационному дифирамбу организованную литературную форму.
Неизвестно, что представлял собою долитературный, примитивный культовый дифирамб, послуживший основой для творчества Ариона. Несомненно, однако, что свидетельство Аристотеля о «зачинателях» дифирамбов указывает на существенную сторону их исполнения: «зачин» солиста и последующее вступление хора. Такой «зачинатель» дифирамба мог легко превратиться в первого и пока единственного актера будущей драмы, если бы сочинитель заставил его, отвечая на вопросы, задаваемые хором, повествовать о каких-нибудь мифических событиях. Может быть, дифирамб достиг этого уровня уже в творчестве Ариона. Во всяком случае, достоверно известно, что древние называли актера «ответчиком» и что первым трагическим поэтом в Аттике они считали Феспида, у которого солист не только запевал, но и говорил, а главное, надевал по ходу действия различные маски и платье. Здесь были заложены огромные возможности для дальнейшего развития жанра, и первоначальную форму трагедии можно представить себе как диалог между актером, исполнителем ряда небольших речей-повествований, и хором, откликавшимся на них в своих песнях. Во время последних актер мог удаляться со сцены для того, чтобы спустя некоторое время вернуться в иной маске и одежде, изображая таким образом нескольких действующих лиц поочередно. «Зачинатель» дифирамба превратился в «ответчика», солист стал декламатором.
Что касается хора, задававшего вопросы актеру-ответчику, то наиболее подходящими спутниками для бога Диониса были так называемые «сатиры» — веселые козлоподобные существа, олицетворявшие в ряде областей Греции производительные силы природы. (В Аттике с ними отождествляли местных демонов плодородия — конеподобных силенов, и в афинском искусстве V в. до н. э. между сатирами и силенами трудно уловить сколько-нибудь существенное различие.) Об уже упоминавшемся поэте Арионе источники как раз сообщают, что в качестве
исполнителей своих дифирамбов он выводил сатиров, выступавших со стихотворными речами. Это значит, что участники хора были одеты сатирами, т. е., вероятно, носили козьи шкуры или парик с рогами и обувь, разрисованную в виде козьих ног с копытами. Дифирамб, в котором вокальные хоровые партии исполнялись козлами-сатирами, мог быть с полным основанием назван «песнью козлов», что и соответствует буквальному смыслу греческого слова «tragoidia» (нынешнее «трагедия»: «tragos» по-гречески значит «козел» и «oide» — «песнь»). Следовательно, само название жанра подтверждает точку зрения Аристотеля, согласно которой трагедия (в нашем понимании слова) была первоначально «представлением сатиров». Веселые и необузданные спутники Диониса не могли, конечно, рассуждать о слишком серьезных вещах и слишком подолгу. Как и указывает Аристотель, эти «козлиные песни» были небольшими по размеру и, естественно, шутливыми по характеру.
В какой мере участники ранних сатировских представлений ограничивали свою фантазию сюжетами с участием одного только Диониса, сейчас трудно сказать. Во всяком случае, классическая афинская трагедия крайне редко обращалась к сказаниям этого круга. По-видимому, проникновение иных тем в сатировские представления происходило еще задолго до оформления их в «трагедию» с актером. Может быть, к этим временам относится сохраненная античными источниками поговорка: «Какое это имеет отношение к Дионису?», свидетельствующая, по мнению ряда ученых, о недовольстве сторонников Диониса вторжением чужеродной тематики в его исконные жанры.
Превращение незатейливого, шутливого сатировского представления в патетическую трагедию произошло уже на чисто аттической почве, и причины этого следует искать в идейных сдвигах периода становления Афинского демократического государства.
Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате, когда по его инициативе в город был вызван для этой цели Феспид, уже успевший, вероятно, зарекомендовать себя удачными театральными представлениями в родном селении. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта — начало апреля (первоначальная связь его с весенним равноденствием!), было включено обязательное исполнение трагедий.
После свержения Писистратидов, около 501—500 гг., определился новый порядок представления трагедий от лица государства, сохранившийся затем в течение всего блестящего периода афинского театра. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в порядке художественного состязания, которое завершалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и — впоследствии — первым актером награды удостаивался также хорег — богатый гражданин, по поручению государства бравший на себя материальные издержки, связанные с постановкой трагедий.