Файл: Лекции 2 по дисциплине Традиционные ценности основа российского общества фио студента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Вопросы к лекции №2
по дисциплине «Традиционные ценности: основа российского общества»
ФИО студента | Мамедов Али Асланович |
Направление подготовки | Информационные системы и технологии в экономической сфере (ИСТ) (бакалавриат) |
Группа | ИСТ-Б-01-Д-2021-1 |
Москва 2023 г.
Лекция 3
Милосердие и гуманность:
сопряженность понятий
-
Вопросы для обсуждения
-
Что такое милосердие? Какие 2 компонента этого феномена вы можете назвать?
Милосердие — это проявление бескорыстной доброты, любви, заботы к другим людям. Сострадание и жертва
-
Чем, на ваш взгляд, милосердное отношение к человеку отличается от доброго внимания к нему же?
Доброта — это отношение к человеку, а милосердие — и отношение, и действие.
-
Почему нам так важно понимать разницу между православным и католическим отношением к спасению? В чем, кстати, эта разница состоит?
Потому что различия формируют алгоритм мыслей и жизни тех цивилизаций духовной основой которых они являлись изначально. В католицизме добрые дела это спасение от наказания, а у православных избавление от самого греха.
-
Какую роль в китайской традиции играет понятие «жэнь» (仁)?
В дао дэ цзин жэнь является благотворной основой общения людей. А в позднем даосизме жэнь стала играть роль одну из важнейших добродетелей – милосердие, которая преодолевает барьер между я и не я
-
Почему, на ваш взгляд, в античной философии «проблеме сочувствующего, сопереживающего человеческого бытия» не уделяется столько внимания, сколько в восточной традиции?
Потому что в античной эпохе был период войны и захвата территорий, поэтому на первом месте была сила духа.
-
Как понимал смысл сострадательного отношения Аристотель? Близка ли вам его позиция?
Его он считает аффектом, эмоциональной реакцией, проявлением чувства, вызванного человеческим естественным эгоистическим началам. «Мы испытываем сострадание к людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». Мы испытываем сострадание, когда обстоятельства складываются так что м вспоминаем о подобном несчастье, постигшем нас или близких нам людей, или думаем, что оно случится с нами или с близкими нам». «Проявление душевных переживаний о самом себе, страдание, перенесенного на другого». Сострадание по Аристотелю отличается от страха тем, что он в большей мере имеет отношении к самим. Люди очень подвержены к эмпатии во всех аспектах, а также здоровый эгоцентризм – это неотъемлемая часть психики, можно сказать, что сострадание по Аристотелю вполне основополагающая философская позиция основанная на эмпатии и внутреннем «Я».
-
Поясните слова древнеримского Сенеки: ««Все что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, - едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по ее велению должна быть протянута рука помощи»
Для Сенека благодеяние – это лишь способ осуществления связи между всеми элементами единого того, что божественно предопределено
-
«Жалеть человека, чтобы сохранить его…». В чем смысл данного высказывания? Как иудеи понимают милосердие?
Проявление эмпатии и оказание поддержки.
Арахамим – это одно из 13 качеств, который иудеи относят к проявлению всевышнего и человек должен стараться во всем вести себя согласно этому качеству, разумный человек должен упрочить в сердце своем милосердие, чтобы оно прибывало в сердце все его дни. Иудеи выделяют несколько видов милосердия, например: милосердие отца к сыну своему, высшая степень данного вида – приведение своего сына к служению богу. Милосердие – это признак евреев, считают иудеи
-
Как повлияло распространение христианства на развитие нравственного сознания, на формирование идеала милосердного отношения к людям? Поясните свой ответ.
Христианский идеал всеобъемлющей, пронизывающей и всепрощающей любви, той любви, которую демонстрирует бог к людям, отдавая своего сына во искупление их грехов. Он стал мощным импульсом для изменения как общественного сознания, так и общественного бытия. Он не просто расширил границы возможного для человека, он указал способ достижения желаемого через милосердие. «Будьте милосеры, как и отец ваш милосерд»
-
В представлении мусульман, «милостыня уничтожает грех, как вода гасит огонь». Прокомментируйте это выражение.
Совершение милосердных поступков способствует прощению грехов человека. Закят – это обязательная форма милостыня, своего рода очистительная милостыня в пользу нуждающихся мусульман, она предписана всем взрослым и дееспособным верующим и считается одним из 5 столпов веры.
-
Попробуйте истолковать слова немецкого философа Иммануила Канта: «относись к человеку… всегда как к цели и никогда - как к средству». -
Чем отличается т.н. новый гуманизм, у истоков которого идеи И.Т. Фролова, от трансгуманизма?
Гуманизм – это система духовных ценностей, в которой приоритет человека является определяющим, становится главным центральным понятием философии, науки и культуры в целом. Именно так его определял Фролов.
Фантастические образы машинной цивилизации – чудовищны, именно в следствии полной бездуховности, а человек будущего это не просто гомо сапиенс, а человек разумный и гуманный, а значит нравственный.
-
Прокомментируйте слова нашего знаменитого историка Ключевского: ««Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием»
Проявить эмпатию к человеку и прочувствовать его боль
-
Как вы оцениваете роль Петра I в деле создания системы общественного призрения?
Создал целую системы общественного призрения, разделив различные категории незащищенных подданых. По нему надлежало строить по всем губерниям богадельни для старых и увечных. Вдовам и старым давать кормовые деньги до их смерти, а молодым и здоровым денег не давать. Когда дети подрастали их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, старше 10 лет в матросы, подкидышей и незаконнорождённых в художественные училища.
-
Что вы знаете о проблеме о борьбе беспризорностью в СССР в 20-30 гг. XX века? Можем ли мы говорить только об утилитарном подходе власти к этой проблеме? В чем проявлялось милосердное отношение к тем несовершеннолетним, кто волею судьбы остался на улице без средств существования?
Создавались приемники-распределители для несовершеннолетних, интернаты, активно внедрялся патронат, усыновление, опека и попечительство, вводились квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Конечно, это тоже. Но этот факт не отменяет заботливое, бескорыстное отношение воспитателей к этим детям.
-
«В нашей традиции определяющей характеристикой милосердного отношения к человеку является бескорыстие», - говорит лектор. Приведите примеры из жизни такого милосердного отношения к человеку (из социальной, личной жизни)
Общественное призрение созданный Петром первым.
-
Каковы основные механизмы передачи ценностных установок в обществе? Приведите примеры.
Основные механизмы передачи ценностных установок в обществе - образование, культура и воспитание. С их помощью человека с раннего возраста прививаются все ценности. Например привитие морального компаса/материальные ценности ребенку с самого детства путем воспитания родителей, привитие социальных ценностей путем образование, привитие духовных ценностей посредством обучения традициям, нравственным нормам, мировоззрению
-
Как формируется система ценностей человека? От каких факторов зависит степень и уровень ее развития?
Система ценностей формируется под воздействием воспитания родителей, влиянием школы, окружающего быта и культуры. Степень и уровень развития зависит непосредственно от качества воспитания и влияния на человека, а так же от его жизненного опыта.
-
Поясните высказывание лектора: «источником ценностей является культурная традиция в ее историческом развертывании. Проявляются же ценности во многих социальных феноменах»
Само собой формирование культурных традиций основывается на весьма долгосрочном периоде и влияние множественных внешних факторов, что правильнее всего можно заметить в историческом разрезе. А так как все люди социальные существа, которые привыкли коммуницировать в определенных культурных кругах то и ценности проявляются во многих социальных феноменах.
-
«Переживая опыт культуры, человек сонастраивает себя ему, овладевает его нормами и сам становится его частью, тем самым обретая связь со всеми поколениями, жившими до него, и открывая через себя дверь в культуру для будущих поколений». Прокомментируйте высказывание
Культурный опыт — это иерархически расположенные моральные и эстетические стандарты созданные человеческой культурой и определяющие представления людей о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен обязательно оценивать окружающий мир, его элементы, связи, понять их значение для себя, выработать представление о желаемом. Для этого необходимо применить абстрактные, обобщенные критерии оценки. Именно такие обобщенные критерии оценки действий, связей, явлений, идей составляют основу культуры и называются ценностями.