Файл: Лекции 2 по дисциплине Традиционные ценности основа российского общества фио студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Вопросы к лекции №2

по дисциплине «Традиционные ценности: основа российского общества»


ФИО студента

Мамедов Али Асланович

Направление подготовки

Информационные системы и технологии в экономической сфере (ИСТ) (бакалавриат)

Группа

ИСТ-Б-01-Д-2021-1


Москва 2023 г.

Лекция 3

Милосердие и гуманность:

сопряженность понятий


  • Вопросы для обсуждения




  1. Что такое милосердие? Какие 2 компонента этого феномена вы можете назвать?

Милосердие — это проявление бескорыстной доброты, любви, заботы к другим людям. Сострадание и жертва

  1. Чем, на ваш взгляд, милосердное отношение к человеку отличается от доброго внимания к нему же?

Доброта — это отношение к человеку, а милосердие — и отношение, и действие.

  1. Почему нам так важно понимать разницу между православным и католическим отношением к спасению? В чем, кстати, эта разница состоит?

Потому что различия формируют алгоритм мыслей и жизни тех цивилизаций духовной основой которых они являлись изначально. В католицизме добрые дела это спасение от наказания, а у православных избавление от самого греха.

  1. Какую роль в китайской традиции играет понятие «жэнь» ()?


В дао дэ цзин жэнь является благотворной основой общения людей. А в позднем даосизме жэнь стала играть роль одну из важнейших добродетелей – милосердие, которая преодолевает барьер между я и не я

  1. Почему, на ваш взгляд, в античной философии «проблеме сочувствующего, сопереживающего человеческого бытия» не уделяется столько внимания, сколько в восточной традиции?

Потому что в античной эпохе был период войны и захвата территорий, поэтому на первом месте была сила духа.

  1. Как понимал смысл сострадательного отношения Аристотель? Близка ли вам его позиция?

Его он считает аффектом, эмоциональной реакцией, проявлением чувства, вызванного человеческим естественным эгоистическим началам. «Мы испытываем сострадание к людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». Мы испытываем сострадание, когда обстоятельства складываются так что м вспоминаем о подобном несчастье, постигшем нас или близких нам людей, или думаем, что оно случится с нами или с близкими нам». «Проявление душевных переживаний о самом себе, страдание, перенесенного на другого». Сострадание по Аристотелю отличается от страха тем, что он в большей мере имеет отношении к самим. Люди очень подвержены к эмпатии во всех аспектах, а также здоровый эгоцентризм – это неотъемлемая часть психики, можно сказать, что сострадание по Аристотелю вполне основополагающая философская позиция основанная на эмпатии и внутреннем «Я».

  1. Поясните слова древнеримского Сенеки: ««Все что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, - едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по ее велению должна быть протянута рука помощи»

Для Сенека благодеяние – это лишь способ осуществления связи между всеми элементами единого того, что божественно предопределено

  1. «Жалеть человека, чтобы сохранить его…». В чем смысл данного высказывания? Как иудеи понимают милосердие?


Проявление эмпатии и оказание поддержки.

Арахамим – это одно из 13 качеств, который иудеи относят к проявлению всевышнего и человек должен стараться во всем вести себя согласно этому качеству, разумный человек должен упрочить в сердце своем милосердие, чтобы оно прибывало в сердце все его дни. Иудеи выделяют несколько видов милосердия, например: милосердие отца к сыну своему, высшая степень данного вида – приведение своего сына к служению богу. Милосердие – это признак евреев, считают иудеи

  1. Как повлияло распространение христианства на развитие нравственного сознания, на формирование идеала милосердного отношения к людям? Поясните свой ответ.

Христианский идеал всеобъемлющей, пронизывающей и всепрощающей любви, той любви, которую демонстрирует бог к людям, отдавая своего сына во искупление их грехов. Он стал мощным импульсом для изменения как общественного сознания, так и общественного бытия. Он не просто расширил границы возможного для человека, он указал способ достижения желаемого через милосердие. «Будьте милосеры, как и отец ваш милосерд»

  1. В представлении мусульман, «милостыня уничтожает грех, как вода гасит огонь». Прокомментируйте это выражение.

Совершение милосердных поступков способствует прощению грехов человека. Закят – это обязательная форма милостыня, своего рода очистительная милостыня в пользу нуждающихся мусульман, она предписана всем взрослым и дееспособным верующим и считается одним из 5 столпов веры.

  1. Попробуйте истолковать слова немецкого философа Иммануила Канта: «относись к человеку… всегда как к цели и никогда - как к средству».

  2. Чем отличается т.н. новый гуманизм, у истоков которого идеи И.Т. Фролова, от трансгуманизма?

Гуманизм – это система духовных ценностей, в которой приоритет человека является определяющим, становится главным центральным понятием философии, науки и культуры в целом. Именно так его определял Фролов.


Фантастические образы машинной цивилизации – чудовищны, именно в следствии полной бездуховности, а человек будущего это не просто гомо сапиенс, а человек разумный и гуманный, а значит нравственный.

  1. Прокомментируйте слова нашего знаменитого историка Ключевского: ««Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием»

Проявить эмпатию к человеку и прочувствовать его боль

  1. Как вы оцениваете роль Петра I в деле создания системы общественного призрения?

Создал целую системы общественного призрения, разделив различные категории незащищенных подданых. По нему надлежало строить по всем губерниям богадельни для старых и увечных. Вдовам и старым давать кормовые деньги до их смерти, а молодым и здоровым денег не давать. Когда дети подрастали их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, старше 10 лет в матросы, подкидышей и незаконнорождённых в художественные училища.

  1. Что вы знаете о проблеме о борьбе беспризорностью в СССР в 20-30 гг. XX века? Можем ли мы говорить только об утилитарном подходе власти к этой проблеме? В чем проявлялось милосердное отношение к тем несовершеннолетним, кто волею судьбы остался на улице без средств существования?

Создавались приемники-распределители для несовершеннолетних, интернаты, активно внедрялся патронат, усыновление, опека и попечительство, вводились квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Конечно, это тоже. Но этот факт не отменяет заботливое, бескорыстное отношение воспитателей к этим детям.

  1. «В нашей традиции определяющей характеристикой милосердного отношения к человеку является бескорыстие», - говорит лектор. Приведите примеры из жизни такого милосердного отношения к человеку (из социальной, личной жизни)

Общественное призрение созданный Петром первым.


  1. Каковы основные механизмы передачи ценностных установок в обществе? Приведите примеры.

Основные механизмы передачи ценностных установок в обществе - образование, культура и воспитание. С их помощью человека с раннего возраста прививаются все ценности. Например привитие морального компаса/материальные ценности ребенку с самого детства путем воспитания родителей, привитие социальных ценностей путем образование, привитие духовных ценностей посредством обучения традициям, нравственным нормам, мировоззрению

  1. Как формируется система ценностей человека? От каких факторов зависит степень и уровень ее развития?

Система ценностей формируется под воздействием воспитания родителей, влиянием школы, окружающего быта и культуры. Степень и уровень развития зависит непосредственно от качества воспитания и влияния на человека, а так же от его жизненного опыта.

  1. Поясните высказывание лектора: «источником ценностей является культурная традиция в ее историческом развертывании. Проявляются же ценности во многих социальных феноменах»

Само собой формирование культурных традиций основывается на весьма долгосрочном периоде и влияние множественных внешних факторов, что правильнее всего можно заметить в историческом разрезе. А так как все люди социальные существа, которые привыкли коммуницировать в определенных культурных кругах то и ценности проявляются во многих социальных феноменах.

  1. «Переживая опыт культуры, человек сонастраивает себя ему, овладевает его нормами и сам становится его частью, тем самым обретая связь со всеми поколениями, жившими до него, и открывая через себя дверь в культуру для будущих поколений». Прокомментируйте высказывание

Культурный опыт — это иерархически расположенные моральные и эстетические стандарты созданные человеческой культурой и определяющие представления людей о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен обязательно оценивать окружающий мир, его элементы, связи, понять их значение для себя, выработать представление о желаемом. Для этого необходимо применить абстрактные, обобщенные критерии оценки. Именно такие обобщенные критерии оценки действий, связей, явлений, идей составляют основу культуры и называются ценностями.