Файл: личность, право, государство правовое государство, права и свободы человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Интернет-институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История и методология юридической науки»
на тему:
«ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Выполнил: студент гр. И741071/02
Смирнов И. В.
Проверили: к.ю.н., доц. Зубцова М. Н.
к.ю.н., доц. Светличный А. А.
преподаватель Дяблова Ю. Л.
Тула — 2017
Содержание
Введение 3
1. Концепция правового государства 5
1.1. Историческое развитие концепции правового государства 5
1.2. Принципы правового государства по И. Канту 7
1.3. Понятие и сущность правового государства 8
2. Понятие прав и свобод человека и гражданина 13
2.1. Основные понятия прав и свобод человека и гражданина 13
2.2. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод человека 15
2.3. Обязанности человека и гражданина 16
3. Классификация прав и свобод человека и гражданина 17
3.1. Классификация прав 17
3.2. Личные права 18
3.3. Политические права и свободы 21
3.4. Экономические, социальные и культурные права 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история.
Не каждый индивид знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.
В России - общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.
Наряду с этим я считаю к числу современных проблем, относятся вопросы развития естественного права и основанные на этой теории естественные права, основным признаком которых является их не отчуждаемость и принадлежность человеку с рождения.
Для жителей большинства развитых стран, выросших на традициях правового государства, очевидно, что Конституция - основной закон, им не надо объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякий раз, когда им надо защитить свои права. Изучение основных прав и свобод человека и гражданина необходимо в современном мире.
Знать и защищать свои права - правовая возможность граждан, которая должна быть реализована. Прямое действие подчеркивается и в самой Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 и ст. 18) и в других нормативно-правовых актах.
Целью данной контрольной работы является: разобраться, что такое правовое государство. А также, рассмотреть основные, фундаментальные права и свободы человека и гражданина, значение этого института, основные концепции, теории, классификации.
1. Концепция Правового государства
1.1 Историческое развитие концепции правового государства
Для начала стоит дать определение термину государство. В науке существует множество определений термина государство, приведу некоторые из них.
Ученый Э.А. Геллнер дает следующее определение понятию государство: «Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) - охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство»
А известный британский философ Джон Локк давал такое определение государству: «Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников».
В.И. Ленин считал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»
И. Кант же дал такое определение государству: «Государство — объединение множества людей, подчиненных правовыми законами, его необходимость обусловлена не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостигаемому миру».
Как мы могли заметить, государство понимается многими учеными по-разному, в зависимости от того, с какой стороны они смотрят на само государство, и какой идеологии они подвержены. Но нас больше интересует термин правовое государство. Многие ученые и мыслители задавались вопросом «Что такое правовое государство?». Как уже говорилось выше, первые мысли о правовом государстве появились еще в античный период. Известнейший древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) говорил о двух формах устройства государства. В одном из них над людьми стоят правители в виде людей, а во втором над людьми стоят правители в виде законов. Еще один древнегреческий философ - Аристотель утверждал о том, что лучшие правители — это законы. Он говорил, что даже самые мудрейшие правители подвластны человеческим чувствам и в виду этого не способы адекватно управлять государством.
Так же идеи правового государства прослеживаются и в трудах римских философов.Во многом идеи легендарных мыслителей отличаются, но во всех них прослеживаются похожие идеи, это идеи законности, гуманизма, справедливости и добра.
К большому сожалению, после падения Римской Империи идеи о правовом государстве были надолго забыты и началось время темного средневековья.
К идеям о правовом государстве вернулись только в период с XVI до XX века. В этот период случился сильный толчок к развитию правового государства.
Вообще в целом, стоит сказать о том, что сам термин правовое государство был введен в науку лишь в начале XIX века. Это произошло в Германии двумя юристами К.Т. Велькером и Р.Ф. Молем.
Говоря о правовом государстве, в первую очередь стоит отметить работу Джона Локка. Он выработал принципы взаимодействия органов власти с целью того, чтобы всю власть не захватило одно лицо и не началась тирания. Он отдавал приоритет законодательной власти, но также существовала исполнительная и судебная власти, которые очень сильно воздействовали на нее. Именно Джон Локк ставил суверенитет народа выше суверенитета государства.
В итоге работы Джона Локка о принципе разделения властей были доработаны французским ученым Шарль-Луи Де Монтескье, он утверждал о том, что принцип разделения властей создаст отличный механизм государственного управления, ведь будет работать система сдержек и противовесов между ветвями власти. Так же следует обратить внимание на то, что именно в этих веках начались государственные закрепления нормативно-правовых документов, которые регламентировали права и свободы человека и гражданина. И именно в этот период известный немецкий ученый Иммануил Кант выработал теорию, в основе которой лежит идея того, что государство должно основываться на праве. Он выработал философские основы концепции правового государства. Эти основы состоят из семи принципов. Полагаю, стоит рассмотреть их более подробно.
1.2. Принципы правового государства по И. Канту
Как говорилось выше, именно Иммануил Кант разработал философскую основу концепции правового государства, которая состоит из семи принципов.
Первым, и самым главным принципом является принцип свободы.
Под принципом свободы Иммануил Кант понимал не свободу делать все, что захочет член общества. Но философ имел ввиду такую свободу, в рамках которой он не нарушает свободу других членов общества. Именно в этом и был смысл этого принципа.
Далее идет принцип равенства. Это самое равенство Кант понимал следующим образом: «Такое отношение его граждан, когда каждый может обязать к чему-либо другого юридически, только если он сам подчиняется закону, требующему, чтобы и его могли обязать таким же образом». Т.е. по сути, этот принцип можно назвать как принцип равенства всех перед законом, вне зависимости от положения лица в обществе.
Принцип верховенства права. Смысл этого принципа заключается в том, что право стоит над всеми институтами в государстве, над всеми лицами. Право становится высшей ценностью в обществе, с помощью права организовывается деятельность. Именно этот принцип и предопределяет отношения между государством и личностью.
Принцип республиканизма. Кант считал, что по этому принципу должны существовать все государства. Он был уверен в том, что республиканская форма правления лучшая. Как он сам говорил: «Государственное устройство в каждом государстве должно быть республиканским».
Принцип гласности. Кант считал, что в каждом государстве гласность должна быть обязательным критерием. Он основывал ее на морали и справедливости. Действительно, ведь для того чтобы люди могли быть в курсе действий государства, этот принцип необходим, ведь это право каждого гражданина.
Принцип справедливости. Один из важнейших принципов, смысл этого принципа в том, что все равны перед законом вне зависимости от своего статуса. А суть его в том, что вся деятельность государственных органов, и граждан должна быть на основе справедливости в правовом государстве.
Принцип федерализма. Кант считал, что именно это территориальное устройство должно лечь в основу правового государства. Чтобы все субъекты были равны в правах.
Кант дал следующие определения правового государства, исходя из всех вышеперечисленных принципов: «Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам», «Государство — это сообщество людей, повелевать и распоряжаться которым не должен никто, кроме него самого».
1.3. Понятие и сущность правового государства
Выше я попытался разобраться в самой концепции правового государства, как ее представляли ученые прошлого в теории, а теперь попробуем рассмотреть, как эта теория реализовалась на практике и видоизменилась в реалиях современного мира.
Современные ученые дают разные определения правовому государству.
Например, очень много о правовом государстве писал известнейший российский ученый-юрист Владик Сумбатович Нерсесянц. Он дает следующее определение правовому государству: «Правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».
В своей работе «Проблемы общей теории права и государства» В.С. Нерсесянц написал очень много по поводу понимания правового государства на современном этапе общества. И в итоге, в конце своего исследования он сделал такой вывод: «Для правового государства, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиями права как всеобщей, необходимой формы и равно меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формировании своих законов, проведение их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех иных своих функций. Но все это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиями права»