Файл: Курсовой проект по специальности Исследование систем управления на тему Исследование процесса принятия решений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) | ||||
Кафедра ИДО №71 "Экономика, менеджмент качества инвестиций" | ||||
Курсовой проект | ||||
по специальности «Исследование систем управления» | ||||
на тему «Исследование процесса принятия решений» | ||||
| ||||
Группа | Пд07М22п | |||
Студент | Фокин Григорий Владимирович | |||
Руководитель проекта | Сафронова Анастасия Анатольевна | |||
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ | ||||
| | |||
Оценка | ________________ | ___________ | ||
| | |
Москва, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
1.Особенности потребительского поведения……………………………………..5
1.1. Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей………………………………………………………………………..5
1.2. Основные теории мотивации потребителей………………………………….9
2. Принятие решения о покупке…………………………………………………..12
2.1. Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке……………...12
2.2. Анализ моделей потребительского поведения………………………………15
Проектная часть
3. Исследование процесса принятия решения о покупке продукции ООО «Снегурочка»………………………………………………………………………21
3.1. Анализ и диагностика ООО «Снегурочка»………………………………….21
3.2. Исследование процесса принятия решения о покупке бумажной продукции…………………………………………………………………………..24
3.3. Поиск и выявление проблем………………………………………………….31
3.4. Разработка мероприятий ООО «Снегурочка»……………………………….33
Заключение…………………………………………………………………………43
Список использованных источников……………………………………………..44
Введение
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они прилагают больше усилий и тратят больше средств, чем когда-либо раньше на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает, и какие факторы влияют на процесс покупки.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применять? Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Объектом исследования является ООО «Снегурочка».
Предметом исследования является процесс принятия решения о покупке продукции ООО «Снегурочка».
Целью данной работы является исследование процесса принятия решения о покупке продукции ООО «Снегурочка», оценка эффективности продаж на основании исследования процесса принятия решения о покупке и разработка путей повышения их эффективности.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей;
2. рассмотреть этапы процесса принятия потребителем решения о покупке с учетом специфики анализируемой продукции;
3. проанализировать деятельность ООО «Снегурочка»;
4. исследовать процесс принятия решения о покупке продукции ООО «Снегурочка»;
5. разработать пути совершенствования процесса воздействия на потребительское поведение.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются особенности потребительского поведения, а именно: основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей и основные теории мотивации потребителей, заставляющие индивидов вести себя тем или иным образом, а также объясняющее их поведение.
Во второй главе идет речь об особенностях принятия решения о покупке. Рассматриваются этапы процесса принятия потребителем решения о покупке, а также анализируются модели потребительского поведения.
В третьей главе исследуется процесс принятия решения о покупке продукции ООО «Снегурочка». Дается общая характеристика данному предприятию, исследуется процесс принятия решения о покупке бумажной продукции. Как итог, даются рекомендации по совершенствованию процесса воздействия на потребительское поведение покупателей ООО «Снегурочка» на основании исследования процесса принятия решения о покупке.
При написании данной работы использовалась и анализировалась литература по таким предметам как «Поведение потребителей», «Маркетинг» и другая литература, касающаяся рассматриваемых в работе понятий.
-
Особенности потребительского поведения
-
.Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей
Потребительский рынок – это отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного пользования. Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, вкусами и т.д. Исходя из характеристик, деятели рынка выделяют различные группы потребителей и создают товары и услуги, рассчитанные для каждой из них. Примером такой группы потребителей могут служить молодые люди (от 18 до 24 лет). Выделение их в отдельную группу объясняется следующим:
- стремление опробовать новые товары;
- настроенностью тратить, а не накапливать деньги;
- желанием удовлетворить свои вкусы (и как следствие - выделение значительной доли средств на модную одежду, личный транспорт, книги, и т.д.) [8, c.58].
На совершение покупки оказывают влияние факторы культурного, социального, личного и психологического характера.
Культурные факторы.
Самое сильное влияние на поведение потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.
Культура - определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.
Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.
Современное общество подразделяется на социальные классы.
Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:
-
склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению; -
наличие определенного социального статуса; -
образование, род деятельности и уровень доходов; -
возможность перехода из класса в класс.
Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, используя данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса. [21,с.35]
Социальные факторы
Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы
, как референтные группы, семья, роли и статусы.
Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему (кому) - либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства.
Группы членства могут быть первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер).
Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.
Семья - важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первостепенную референтную группу. Различают два типа семей: наставляющая и порожденная.
Наставляющая семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней он получает религиозные наставления, здесь определяются его жизненные цели, чувства самоценности и любви, в ней формируется его позиция по политическим и экономическим проблемам. В то же время влияние наставляющей семьи носит косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья - супруг (а) и дети. Маркетологу необходимо определить, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на остальных при выборе товара. Обычно это один из супругов, обладающий большим авторитетом в семье либо хорошо разбирающийся в предмете покупки.
Человек на протяжении всей своей жизни принадлежит к нескольким группам - семье, друзьям, различным организациям. Его позиции в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом.
Роль - это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой исполняемой роли соответствует определенный статус. Обычно люди покупают товары, которые должны поддерживать и укреплять их социальный статус. Очень важно, чтобы маркетолог осознавал потенциальную возможность превращения продукта и марки в символы статуса.
Личностные факторы
На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.