Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иными словами, можно сделать вывод о том, что объемы и структура производства и реализации продукции ООО «Квадрат» в 2007–2009 гг. имеют положительную динамику по всем видам в абсолютном выражении, и практически по всем видам – в долях структуры, что свидетельствует о расширении масштабов деятельности ООО «Квадрат».
Используя балансовые данные ООО «Квадрат» за 2007–2009 гг., можно рассчитать основные показатели деятельности предприятия, которые изменились следующим образом (табл. 3). Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом предприятие ООО «Квадрат» работало в течение 2007–2009 гг. периода достаточно эффективно.
Следует отметить, что предприятие начало свою деятельность с 2007 г., поэтому некоторые показатели и их динамику не представляется возможным рассчитать. Этим же фактом можно объяснить и убытки как результат финансово-хозяйственной деятельности в 2007–2009 г. Хотя следует отметить снижение их величины в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на общем фоне значительного увеличения выручки (в 5 раз или 184197 тыс. руб.).
Таблица 3. Основные показатели деятельности ООО «Квадрат» в 2007–2009 гг.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста в % | |
2008/2007 | 2009/2008 | ||||
Денежная выручка, тыс. руб. | 3301 | 45378 | 229575 | 1374,7 | в 5,1 р. |
Среднесписочная численность, чел. | 23 | 53 | 164 | 230,43 | в 3,1 р. |
Стоимость основных средств, тыс. руб. | | 9548 | 40313 | | в 4,2 р. |
Расходы на оплату труда, тыс. руб. | 162,4 | 325 | 6220 | | в 38,3 р. |
Среднемесячная зарплата, руб. | 2723 | 3099,4 | 4329,9 | 113,82 | 139,70 |
Производительность труда, тыс. руб. | 143,52 | 856,19 | 1399,85 | 596,56 | 163,50 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 3204 | 38413 | 194866 | 1198,9 | в 5,1 р. |
Прибыль/убыток от продаж, тыс. руб. | -107 | -2629 | -1717 | 2457,0 | 65,31 |
Фондоотдача, руб. | | 4,75 | 5,69 | | 119,82 |
Рентабельность продаж, % | -0,0324 | -0,0579 | -0,0075 | 178,73 | 12,91 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | -116 | -2165 | -1872 | 1866,4 | 86,47 |
Величина оборотных активов, тыс. руб. | | 18741 | 68645 | | в 3,7 р. |
Оборачиваемость оборотных средств, дни | | 2,42 | 3,34 | | 138,12 |
Собственный капитал, тыс. руб. | | -1481 | -3353 | | в 2,3 р. |
В целом по всем показателям, представленным в табл. 2, прослеживается положительная динамика. Предприятие уверенно развивается, наращивая производственные мощности (величина основных средств увеличилась в 4 раза, оборотных активов – в 3,5). Также стоит отметить постоянный рост заработной платы – практически в 2 раза. Хотя увеличение заработной платы в абсолютном выражении за 3 года и не столь высоко, индексация заработной платы на предприятии проводится регулярно, что позволяет компенсировать негативное воздействие инфляции. Наряду с количественными выросли и качественные показатели финансово-хозяйственной деятельности – производительность труда (практически в 10 раз), фондоотдача на 19,8%. Рентабельность продаж пока имеет отрицательное значение (из-за убытков, как результата деятельности), но также прослеживается положительная динамика показателя.
2.2. Стратегия развития предприятия
Компания «Квадрат», существующая на рынке с 2006 года, является динамично развивающимся предприятием и занимает устойчивую позицию на рынке потребительских товаров, не взирая на высокую конкуренцию в этом секторе экономики. Целью стратегии «Квадрат» является завоевание передовых позиций в г. Подольске в сфере розничной торговли продовольственными и промышленными товарами с высоким уровнем культуры обслуживания с извлечением прибыли и ростом активов предприятия.
В рамках реализации общей стратегии предприятия, ООО «Квадрат» за исследуемый период были предприняты следующие шаги. С 2006 г. по 2008 г. интенсивное развитие розничной сети – открытие 7 торговых павильонов на территории г. Подольска, разработка проекта и строительство первого крупного торгового помещения – супермаркета.
25 августа 2008 года ООО «Квадрат» провело открытие первого супермаркета самообслуживания сети магазинов в г. Подольска. 27 сентября 2009 г. предприятие повело открытие второго супермаркета самообслуживания сети магазинов «Перекресток» в г. Подольске. После подведения итогов второго года работы сети супермаркетов 20 октября 2010 г. было проведено общее собрание учредителей ООО «Квадрат» для определения дальнейших тактических целей реализации стратегии предприятия. В результате проведенного обсуждения представленных на собрание проектов (3 проекта) был выбран и утвержден к исполнению вариант, предложенный группой категорийных менеджеров 1-го супермаркета под руководством коммерческого директора.
Суть представленной стратегии дальнейшего развития ООО «Квадрат» была изложена в бизнес-плане, где на основе анализа работы супермаркетов №1 и №2 (за 2 года и 1 год соответственно), пересматривалась существующая структура организации предприятия и была предложена программа расширения сети посредством открытия нового (третьего) супермаркета в г. Подольска.
Инновационности данной стратегии проявляется в том, что основная задача супермаркета №3 – не собственно расширение сети магазинов и получение прибыли в ближайшей перспективе, а направление всех усилий и ресурсов на создание конкурентной позиции открывающемуся в этом же районе гипермаркету «Пятёрочка» и переключение его покупателей на свою торговую сеть. То есть ООО «Квадрат» впервые решило осуществить стратегию экспансии – так называемую «стратегию захвата рынка». Рыночные (краткосрочные) цели стратегии – организация рекламной компании, разработка логистических мероприятий (складирование, планирование размещения отделов и товаров в них с учетом планограмм и правил товарного соседства, адаптация программного обеспечения к реальным конкретным условиям работы супермаркета). Производственные (кратко- и среднесрочные) цели – снижение затрат (в первую очередь постоянных) для получения большего запаса «финансового простора» в управлении наценкой и конкурентного преимущества по цене товаров. Организационные (среднесрочные) цели – разработка фирменного стиля для данного супермаркета, разработка системы скидок после выявления постоянных покупателей. Механизм реализации: в декабре 2010 года было арендовано помещение 3500 м2, закуплено торговое оборудование на 15 млн. руб., проведен дополнительный набор 156 человек, разработаны новые бизнес процессы для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в магазине.
Считаю что существует риск после вложения немалых средств в «холодную войну» с гипермаркетом «Пятёрочка» зацикливания на борьбе и потери реакции на изменяющиеся требования покупателей, тем более, что многие пути достижения низкой себестоимости и привлечения покупателей могут быть легко скопированы конкурентом – «Линией». Поэтому необходимо разработать определенные корректировочные мероприятия для стратегии предприятия ООО «Квадрат». Для выработки мероприятий по совершенствованию инновационной стратегии ООО «Квадрат» необходимо провести дополнительный анализ микроокружения по модели 5 сил Портера. Интенсивность конкуренции между действующими предприятиями на рынке зависит от следующих факторов:
1. Наличия взаимоуравновешивающих друг друга конкурентов – «Магнит», «Журавли», «Копейка», «Пятёрочка»;
Таблица 4. Анализ конкурентов ООО «Квадрат»
Характеристика | Важность | Организация | |||||
Магнит | Копейка | Журавли | 2*2 | Пятёрочка | Свенск. ярмарка | ||
Доступность | 10 | 9 | 8 | 10 | 6 | 10 | 6 |
Ассортимент | 9 | 5 | 6 | 5 | 8 | 7 | 7 |
Качество товара | 9 | 5 | 5 | 7 | 8 | 8 | 7 |
Уникальность | 8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 |
Культура и уровень обслуживания | 9 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 7 |
Скорость обслуживания | 7 | 6 | 7 | 5 | 7 | 4 | 7 |
Объем сети | 9 | 9 | 9 | 9 | 7 | 9 | 6 |
Цена | 9 | 8 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 |
Суммарные характеристики, % | 70 | 51 | 51 | 51 | 53 | 59 | 56 |
Из таблицы видно, что наибольшую конкуренцию ООО «Квадрат» составляет супермаркет Магнит:
– в объеме сети, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Подольска,
– в цене на товар – низкие цены, обусловленные объемом закупа.
Копейка составляет конкуренцию:
– в объеме сети, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Подольска, федеральная сеть.
Журавли составляют конкуренцию:
– в объеме сети 22 магазина, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Подольска,
2*2 составляет ООО «Квадрат» конкуренцию:
– в ассортименте товара.
Пятёрочка составляет ООО «Квадрат» конкуренцию:
– в доступности товара (находится центре города в проходном месте), объеме сети – 10 гипермаркетов, 2 супермаркета в ЦФО,
– в уникальности товара и добавленных услуг,
– в цене на товар низкая цена обусловлена объемом сети и ценовой политикой предприятия.
2. Темпа роста рынка. Рынок города Подольска перенасыщен предприятиями розничной торговли продуктов питания и промышленных товаров. Возникает необходимость вытеснять предприятия-конкуренты, предлагать иной ассортимент товара, пользующийся спросом у потребителей;
3. Степени сходства товаров. Товар у предприятий торговли схож и аналогичен, потребитель может приобрести его в любом из выше перечисленных. Основная конкуренция разворачивается на уровне и культуре обслуживания покупателя, добавленных услуг и товаров;
4. Величины постоянных издержек – коммуникации, транспорт, аренда, налоги, фонд заработной платы.
Таким образом, на основании анализа можно выделить:
1. Сильные стороны предприятия: ассортимент товаров, качество товара, уникальность товара и услуг, культура и скорость обслуживания.
2. Слабые стороны предприятия: доступность товара, объем сети, розничная цена, высокая зависимость от поставщика, высокие постоянные издержки.
Проведем исследование макроокружения с помощью СТЭП-анализа. Дальнее внешнее окружение это социальные, экономические, политические (СТЭП) факторы, на которые отдельная компания не может влиять. Эти факторы оказывают существенное влияние как на фирму в целом, так и на ее ближнее окружение. Социальные факторы, оказывающие влияние на организацию:
1) Смертность превышает рождаемость, вследствие чего количество активного населения сокращается.
2) Социально-экономический уровень населения повышается. Понижается доля малообеспеченного класса населения, более активный рост среднего класса населения.
3) Здоровый образ жизни. Потребитель выбирает здоровую качественную пищу, свежий продукт.
4) Рост доверия к брэнду. Выбор потребителя все чаще падает на «раскрученный», хорошо узнаваемый товар. Покупки он совершает в брэндованных местах продажи.