ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2021
Просмотров: 564
Скачиваний: 2
Каждый человек должен приобретать знания своими усилиями. «Не принимайте за истину то, что вам будет преподнесено как истина, а вот все то, что вы увидели и услышали сами, что вы поняли, то и будет истиной», — наставлял Будда.
Буддизмисходит из того, что зло, страдание, тяготы и горести, ожидание потерь и неудач, переживание беспокойства и прочие мирские проблемы вытекают из внутреннего психологического состояния личности, ее «ослепления», незнания. Таким образом, буддизм призывал не к борьбе с несправедливостью в мире, а к устранению реакций человека на окружающий мир, к ослаблению «огня внутренних желаний». В состоянии нирваны свободный дух сознает безразличие всех качеств, ничтожество всех различий во внешнем мире, он освобождается от зависимости от внешнего мира.
Буддизм считает, что высшая степень совершенства заключается не только в том, чтобы самому прийти к нирване, но и других подвести к ней, т. е. спасти не только себя, но и других.
Буддизм формировался как этическое учение. Когда Будде задавали вопросы о том, отличается ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир и т. п., он отказывался отвечать. Будда считал, что существует 10 бесполезных вопросов:
1. Вечен ли мир?
2. Или он невечен?
3. Конечен ли мир?
4. Или он бесконечен?
5. Тождественна ли душа с телом?
6. Отлична ли душа от тела?
7. Бессмертен ли познавший истину?
8. Или он смертен?
9. Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным?
10. Будет ли он ни бессмертным, ни смертным?
Человек, с точки зрения буддистов, — совокупность материального тела и нематериального ума и сознания. Сочетание нескольких физических элементов (земля, вода, огонь, воздух) создает тело. Сочетание наших психических состояний мы называем душой. Душа — не какая-то самостоятельная субстанция, а лишь ряд сменяющих друг друга психических состояний. Одно состояние переходит в другое, подобно тому, как одно пламя зажигается от другого. Но при этом подчеркивается, что существует некоторая внутренняя сила, которая обеспечивает цельность личности, удерживает в равновесии ее физические и психические свойства.
Поскольку душа — это не какая-то особая субстанция, то перерождение иллюстрируется образным сравнением: когда двигающийся шар сталкивается с другим шаром, он передает ему свое движение, а сам останавливается. При перерождении угасание одного психического состояния как бы зажигает другое психическое состояние.
Изменилось и отношение к женщине. Женщины наряду с мужчинами слушали проповеди Будды; кроме общин монахов возникали сообщества монахинь. Женщинам-мирянкам в случае смерти мужа разрешалось вступать в брак вторично. В этом состояло радикальное расхождение буддизма с брахманизмом, отказывавшим женщине в праве на какую-либо самостоятельную духовную жизнь.
Буддизм предполагал терпимость по отношению к другим философским течениям. Считалось, что их приверженцы также обладают частицей «истинного знания»; задача буддиста-проповедника — дать им возможность получить полное знание. Надо отметить, что брахманизм признавал в качестве языка религиозных текстов только санскрит; буддисты же считали, что их взгляды могут пропагандироваться и фиксироваться на любом языке. Этот момент также способствовал росту популярности буддизма.
Веды
– это священные книги брахманов, которые
считают, что пришли тексты к людям
благодаря сверхъестественным силам,
так как они, по мнению индийцев, появились
неоткуда и были всегда.
Веды
делятся на четыре сборника:
1)
Ригведа (веда гимнов).
2)
Самаведа (жертвенные песни).
3)
Яджурведа (жертвенные изречения).
4)
Атхарваведа (песни-заклинания).
В
«Ведах» впервые делается попытка
приблизиться к философскому толкованию
окружающей человека среды. Хотя в них
содержится полусуеверное, полумифическое,
полурелигиозное объяснение окружающего
человека мира, тем не менее, их рассматривают
в качестве философских, а точнее
предфилософских, дофилософских
источников. Собственно, первые литературные
произведения, в которых делаются попытки
философствования, то есть толкования
окружающего человека мира, по своему
содержанию и не могли быть другими.
Древняя
ведическая мифология представляет
собой дофилософскую форму мировоззрения,
отражающую различные этапы развития
родовых отношений оказал эпохи матриархата
и патриархата. При этом, в силу тождества
человека и природы (единства природо-родового
организма), коллективные идеи родовой
жизни фиксировались, как свойства вещей
природы и тела человека, доступных
чувственному восприятию. Простые вещи
природы, как бы несущие в себе «родовые
идеи», становились смысловыми знаками
для человека родового общества, поскольку
идеи родового сознания закреплялись в
вещах природы и теле человека, это давало
эффект чувственного восприятия всей
родовой идеологии. Например, мы находим
фиксацию родовой идеологии в антропоморфном
теле первочеловекаПуруши: «Из него,
принесенного в жертву, было получено
жертвенное масло, Его обратили в те
существа, которые обитают в воздухе, в
лесу и селениях. От него, принесенного
в жертву, возникли риги и саманы,
стихотворные размеры возникли от него,
яджусы от него возникли»
Мировоззренческое
восприятие движения природных вещей в
качестве образца родового сознания и
есть один из механизмов поддержания
последнего. Поскольку идеи родового
сознания закрепляются не только в
природе, но и родовом теле, то
воспроизводиться к жизни они могут
только действием всего коллектива. И
для того, чтобы передавать традиции и
опыт родовой жизни от поколения к
поколению, должны использоваться
эффективные способы их на основе ее
задачи, основанные на физических
способностях человека. Такими средствами
выступают: слово-миф, когда человек в
коллективном общении проговаривает
(поет) в громкой речи родовые правила
жизни, передавая их, таким образом
молодым поколениям; ритуал-жест, движение
(танец), когда человек, проговаривая
правила, одновременно совершает движения
их практического исполнения; табу как
ритм, порядок, длительность слов и
движений. Миф, ритуал, табу производят
порядок, упорядоченность, «порядочность»
функционирования единого природо-родового
организма вплоть до эпохи патриархата
и последующего разложения родовых
отношений.
Буддизм: основные идеи
В основе буддизма лежат четыре основные истины: 1.Духка (страдание). 2.Причина страдания. 3.Страдание может быть прекращено. 4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания. Таким образом, страдание – это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием. И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание – это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека. Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.
Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления. Буддизм, основные идеи которого – это стремление к просвещению и самопознанию – полагает, что причиной страдания является неведение. Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я». Одной из ключевых теорий буддизма является отрицание индивидуального «я». Эта теория гласит: невозможно понять, что представляет собой наша личность (т. е., «я»), потому что наши чувства, интеллект, интересы непостоянны. И наше «я» - это комплекс различных состояний, без которых души не существует. Будда не дает никакого ответа на вопрос о существовании души, что позволило представителям разных школ буддизма сделать совершенно противоположные выводы в этом отношении. К познанию, а значит, освобождению от страдания (нирване), ведет так называемый «срединный путь». Суть «срединного пути» заключается в том, чтобы избегать любых крайностей, стать выше противоположностей, смотреть на проблему в целом. Таким образом человек достигает освобождения путем отказа от каких-либо мнений и склонностей, отказа от своего «я». В итоге получается, что буддизм, основные идеи которого основаны на страдании, говорит о том, что вся жизнь – это и есть страдание, а значит, цепляться за жизнь и дорожить ею – это неправильно. Человек, который стремится продлить свою жизнь (т. е. страдание) – невежда. Для того чтобы избежать невежества, нужно уничтожить любое желание, а это возможно только путем уничтожения неведения, которое заключается в обособлении своего «я». Итак, мы приходим к тому, что суть буддизма – это отказ от своего «я».
Предфилософия
Китай являет собой цивилизацию особого типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца - его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао» (основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. философия китай конфуцианство буддизм
Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.
Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.
7.
Конфуцианство
- этико-политическое учение, возникшее
в Древнем Китае и оказывавшее огромное
влияние на развитие духовной культуры,
политической жизни и общественного
строя Китая на протяжении свыше двух
тысяч лет. Основы конфуцианства были
заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем
развиты его последователями Мэн-цзы,
Сюнь-цзы и др. С самого возникновения
конфуцианство, выражая интересы части
господствовавшего класса (наследственной
аристократии), было активным участником
в социально-политической борьбе. Оно
призывало к укреплению общественного
строя и сложившихся форм государственного
управления путём строгого соблюдения
древних традиций, идеализированных
конфуцианцами, и определённых принципов
взаимоотношений между людьми в семье
и обществе. Конфуцианство считалось
всеобщим законом справедливости,
закономерным и оправданным существование
эксплуататоров и эксплуатируемых, по
его терминологии — людей умственного
и физического труда, причём первые
господствуют, а вторые подчиняются им
и содержат их своим трудом. В Древнем
Китае существовали различные направления,
между которыми велась борьба, являвшаяся
отражением острой социальной и
политической борьбы различных общественных
сил того времени. В связи с этим находятся
противоречивые толкования конфуцианскими
мыслителями основных проблем конфуцианства
(о понятии «небо» и его роли, о природе
человека, о связи этических принципов
с законом и т. д.).
Главным
в конфуцианстве были вопросы этики,
морали и управления государством.
Основным принципом конфуцианской этики
является понятие жэнь («гуманность»)
как высший закон взаимоотношений людей
в обществе и семье. Конфуцианство кратко
. Жэнь достигается путём нравственного
самоусовершенствования на основе
соблюдения ли («этикета») — норм
поведения, базирующихся на почтительности
и уважении к старшим по возрасту и
положению, почитании родителей,
преданности государю, вежливости и т.
д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь
могут лишь избранные, т. н. цзюньцзы
(«благородные мужи»), т. е. представители
высших слоев общества; простолюдины же
— сяожэнь (дословно — «мелкие людишки»)
не в состоянии постичь жэнь. Это
противопоставление «благородных»
простолюдинам и утверждение превосходства
первых над вторыми, часто встречающиеся
у Конфуция и его последователей, — яркое
выражение социальной направленности,
классового характера конфуцианства.
Конфуцианство
уделяло большое внимание вопросам т.
н. гуманного управления, опираясь на
идею обожествления власти правителя,
существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь
объявлялся «сыном неба» (тяньцзы),
правившим по повелению неба и выполнявшим
его волю. Власть правителя признавало
конфуцианство священной, дарованной
свыше, небом. Считая, что «управлять —
значит исправлять», Конфуцианство
придавало большое значение учению чжэн
мин (об «исправлении имён»), которое
призывало ставить всех в обществе на
свои места, строго и точно определять
обязанности каждого, что было выражено
словами Конфуция: «Государь должен быть
государем, подданный — подданным, отец
— отцом, сын — сыном». Конфуцианство
призывало государей управлять народом
не на основе законов и наказаний, а при
помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения, на
основе обычного права, не обременять
народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Один из наиболее видных последователей
Конфуция — Мэн-цзы (4—3 вв. до н. э.) в
своих высказываниях допускал даже мысль
о том, что народ имеет право свергнуть
путём восстания жестокого правителя.
Эта мысль определялась в конечном счёте
сложностью социально-политических
условий, наличием сильных пережитков
первобытнообщинных отношений, острой
классовой борьбой и распрями между
существовавшими тогда в Китае царствами.
В такой обстановке в конфуцианстве,
направленном на укрепление существующего
общественного строя, допускалась иногда
критика отдельных правителей с
противопоставлением им «мудрых» и
«добродетельных» государей отдалённых
времён (т. е. родоплеменных вождей) —
Яо, Шуня, ВэньВана и др.