Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «игра с правилами». Характеристика разных видов игр с правилами, их структура и содержание. Дидактические игры. Виды дидактических игр. Методика организации и проведения дидактических игр.
Развивающее значение игр с правилами.
Тема 15. Преемственность дошкольного образовательной
организации и школы.
Задачи, содержание, формы связи и сотрудничества детского сада и школы.
Сущность понятий «готовность к школе», «подготовка к школе»,
«школьная зрелость». Структура готовности к школе. Содержание показателя готовности к школе. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь. Особенности организации воспитательно- образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Прогнозирование, предупреждение и преодоление отставания дошкольников в учебной деятельности.
Учебно-воспитательные комплексы, детские сады-школы как вариативный тип образовательного учреждения.
Тема 16. Своеобразие методов обучения и воспитания
дошкольников.
Сущность понятия «метод обучения» и «метод воспитания» как способов организации образовательной деятельности. Классификация методов обучения и воспитания. Характеристика наглядных, практических, словесных и игровых методов обучения. Информационно-рецептивные, репродуктивные, эвристические и исследовательские методы. Роль проблемно-поисковых методов в обучении дошкольников. Зависимость выбора методов организации образовательной деятельности от возрастных особенностей детей. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов). Методы организации деятельности, общения, опыта поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Тема
17.
Современные
формы
организации
целостного
педагогического процесса в ДОО.
Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: сущность, структура, характеристика основных компонентов, их взаимосвязь. Вариативность и многообразие форм организации целостного педагогического процесса с детьми дошкольного возраста. Возможность выбора дифференцированных образовательных маршрутов дошкольников.
Классификация форм организации образовательной деятельности с дошкольниками. Образовательная ситуация. Постановка проблемы, поиск решения. Игровые образовательные ситуации. Реально-практические образовательные и условно-вербальные ситуации. Метод проектов. Виды проектов.
Тема 18. Современные средства обучения в целостном
педагогическом процессе ДОО.
Сущность понятия «средства обучения» в контексте образовательной деятельности с дошкольниками. Классификация средств обучения: традиционные, инновационные. Принципы использования средств обучения в образовательном процессе ДОО. Технические средства. Мультимедиа- компьютеры. Преимущества и недостатки.
Тема 19. Планирование образовательной деятельности с детьми в
дошкольной образовательной организации.
Теоретические основы планирования. Актуальность планирования на современном этапе. Совершенствование планирования образовательной деятельности. Требования к планированию педагогического процесса в ДОО.
Содержание планирования на современном этапе. Виды и формы планирования.
Тема 20. Инновационные образовательные технологии в ДОО.
Сущность понятий «технология», «педагогическая технология»,
«образовательная технология». Классификация образовательных технологий.
Обзор образовательных технологий. Особенности использования образовательной технологии (на примере одной технологии: технология
ТРИЗ, метод проектов, информационные и коммуникационные технологии и т. д.).
Тема 21. Проблема формирования представлений о величине
предметов, сравнении и измерении величин у детей дошкольного
возраста.
Возрастные особенности представлений о величине у детей дошкольного возраста. Усложнение содержания работы по формированию представлений о величине предметов, сравнении и измерении величин в разных возрастных группах.
Дидактические игры и пособия, способствующие развитию понимания величины у детей дошкольного возраста.
Тема 22. Организация речевого развития дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Организация речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Проблема создания благоприятных условий для развития речи детей. Культурная речевая и развивающая предметно-пространственная среда. Формы работы с родителями по вопросам речевого развития детей.
Тема 23. Педагогические условия использования художественной
литературы как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений. Методы и формы работы с художественной литературой.
Методические особенности работы с книгой в разных возрастных группах.
Возможности использования художественной литературы в режиме дня.
Тема 24. Методика развития связной диалогической и
монологической речи дошкольников.
Развитие диалогической речи в процессе повседневного общения, беседах, играх. Виды рассказывания по игрушкам и картинам. Обучение составлению творческих рассказов. Моделирование. Мнемотехника.
Технологии обучения образной речи: (составление сравнений, метафор, загадок). Сочинение детьми сказок. Пересказ художественных произведений.
Тема 25. Методика организации и проведения физкультурно-
оздоровительной работы в режиме дня ДОО.
Утренняя гимнастика (содержание, схема построения и ее обоснование); подвижные игры и физические упражнения на прогулке; физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия (воздушные ванны, водные мероприятия, солнечные ванны).
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Активный отдых дошкольников: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы. Задания на дом. Формирование системы базовых знаний о здоровом образе жизни.
Тема 26. Современные методики и технологии музыкального
воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Коммуникативные танцы.
Координационно-подвижные игры
(музыкальные и речевые). Ритмодекламация под музыку. Игры звуками.
Элементарное музицирование. Вовлечение родителей в музыкально- образовательное пространство ДОО.
Тема 27. Проблема развития изобразительного творчества у детей
дошкольного возраста в условиях ДОО.
Своеобразие творческой деятельности ребенка. Анализ теорий понимания детского изобразительного творчества. Развитие творчества детей в условиях обучения. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Понятие
«изобразительное творчество» (Е.А. Флерина, Т.С. Комарова и др.).
Основные этапы развития изобразительного творчества в дошкольном возрасте. Условия развития изобразительного творчества детей.
Тема 28. Рисование как средство развития изобразительного
творчества дошкольников.
Рисование как вид изобразительной деятельности. Его основные виды, изобразительные и выразительные средства, техника. Сущность понятия
«технические навыки и умения». Основные материалы и инструменты в нетрадиционной технике рисования. Нетрадиционная техника рисования в разных возрастных группах. Взаимосвязь техники рисования и содержания изображения. Обзор исследований проблемы развития изобразительного творчества дошкольников в различных видах рисования.
Тема 29. Экологическое образование дошкольников.
Цели, задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование, экологическое воспитание.
Современные технологии экологического воспитания дошкольников. Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Экологическая развивающая среда дошкольной образовательной организации.
Теория и методика организации дополнительного образования
в области досуговой деятельности
Тема 1. Сущность и специфика школьного дополнительного
образования.
Особенности общеобразовательного учреждения. Новый ФГОС и развитие системы дополнительного образования в школе. Задачи и специфика дополнительного образования в условиях школы. Кадровый потенциал развития дополнительного образования в школе. Тьюторство в контексте социально-педагогической деятельности.
Индивидуальное сопровождение в процессе дополнительного образования. Регламентация деятельности индивидуального тьютора.
Тема 2. Возникновение и развитие дополнительного образования
детей в России: основные этапы.
Дополнительное образование, его особенности. Предмет, задачи истории дополнительного образования детей. Подходы к исторической периодизации системы дополнительного (внешкольного) образования. (В.П.
Голованов, Е.В. Смольников, М.О. Чеков и др.).
Тема 3. Современные тенденции развития дополнительного
образования в России.
Концепции дополнительного образования детей. Обзор современных документов международного и федерального уровней, регламентирующих функционирование дополнительного образования детей. Региональный уровень нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей.
Локальный уровень нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей. Основные и особенные подходы к организации дополнительного образования детей.
Дополнительное образование в разных типах образовательных организаций (в дошкольных образовательных организациях, в системе начального и среднего профессионального образования) в организациях ведомств культуры и спорта.
Тема
4.
Образовательная
программа
в
дополнительном
образовании детей.
Сущность и специфика образовательной программы дополнительного образования детей. Современный статус программ в дополнительном образования детей. Основы разработки и реализации программ дополнительного образования детей.
Тема 5. Нормативно-правовая база разработки программ
дополнительного образования.
Дополнительное образование детей в контексте непрерывного образования или проблема его спецификации через соотношение с формальными, неформальным и информальными формами образования.
Права детей на дополнительное образование и социально- педагогическую поддержку. Законодательство Российской Федерации и нормативные правовые документы, регулирующие современную систему дополнительного образования детей. Задачи и направления государственной политики в области дополнительного образования детей. Концепция
развития дополнительного образования детей в России. Проблема стандартов и стандартизации в дополнительном образовании детей.
Тема 6. Типология образовательных программ дополнительного
образования детей.
Функции и видовое разнообразие программ в организациях дополнительного образования детей.
Основные направления дополнительного образования: социально-педагогическое, художественно- эстетическое, техническое, туристическо-краеведческое естественнонаучное направление, физкультурно-спортивное и ЗОЖ. Типология программ в дополнительном образовании детей. Виды образовательных программ дополнительного образования детей: учебная программа дополнительного образования детей; досуговая программа дополнительного образования детей.
Взаимосвязи педагогических программ в учреждениях дополнительного образования детей.
Тема
7.
Современные
педагогические
технологии
в
дополнительном образовании детей.
Классификации образовательных и воспитательных технологий.
Особенности личностно-ориентированных технологий и их применения в дополнительном образовании детей.
Тема 8. Технологии разработки программ дополнительного
образования детей.
Описание основных действий в процессе разработки педагогической технологии на основе алгоритма (анализ требований внешней среды; мнений и ожиданий, запросов детей и родителей; анализ педагогической ситуации и научных подходов; определение основных идей и принципов проектирования образовательного процесса; формулировка основных идей, установок, определяющих цели и структуру содержания; декомпозиция цели на долговременную и ситуационные, планируемые в соответствии с уровнем и динамикой освоения программного материала, изменениями ценностных ориентаций; структурирование содержания; виды образовательной деятельности, методы взаимодействия, формы организации деятельности; формулировка ожидаемых диагностируемых результатов, достижений в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля; предложение вариантов оценки успешности и соотносимых с ними вариантов ее изучения и коррекции.
Тема
9.
Преподавание
по
программам
дополнительного
образования детей.
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
Обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Тема 10. Организационно-методическое обеспечение реализации
программ дополнительного образования детей.
Тема 6. Типология образовательных программ дополнительного
образования детей.
Функции и видовое разнообразие программ в организациях дополнительного образования детей.
Основные направления дополнительного образования: социально-педагогическое, художественно- эстетическое, техническое, туристическо-краеведческое естественнонаучное направление, физкультурно-спортивное и ЗОЖ. Типология программ в дополнительном образовании детей. Виды образовательных программ дополнительного образования детей: учебная программа дополнительного образования детей; досуговая программа дополнительного образования детей.
Взаимосвязи педагогических программ в учреждениях дополнительного образования детей.
Тема
7.
Современные
педагогические
технологии
в
дополнительном образовании детей.
Классификации образовательных и воспитательных технологий.
Особенности личностно-ориентированных технологий и их применения в дополнительном образовании детей.
Тема 8. Технологии разработки программ дополнительного
образования детей.
Описание основных действий в процессе разработки педагогической технологии на основе алгоритма (анализ требований внешней среды; мнений и ожиданий, запросов детей и родителей; анализ педагогической ситуации и научных подходов; определение основных идей и принципов проектирования образовательного процесса; формулировка основных идей, установок, определяющих цели и структуру содержания; декомпозиция цели на долговременную и ситуационные, планируемые в соответствии с уровнем и динамикой освоения программного материала, изменениями ценностных ориентаций; структурирование содержания; виды образовательной деятельности, методы взаимодействия, формы организации деятельности; формулировка ожидаемых диагностируемых результатов, достижений в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля; предложение вариантов оценки успешности и соотносимых с ними вариантов ее изучения и коррекции.
Тема
9.
Преподавание
по
программам
дополнительного
образования детей.
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
Обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Тема 10. Организационно-методическое обеспечение реализации
программ дополнительного образования детей.