Файл: Инновационный процесс, его сущность и значение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3 Основные этапы инновационного процесса

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии:

- фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

- прикладные исследования и экспериментальные модели;


- экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

- первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;

- потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.

Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:

- зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;

- освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

- диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;

- рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации.


2. Анализ инновационной деятельности предприятия

2.1 Характеристика предприятия

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» крупнейший в мире производитель титановой продукции – слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Также Корпорация производит прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. Корпорация глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана.

Партнеры Корпорации – более 300 фирм в 48 странах мира, в том числе ведущие мировые авиастроительные компании.

Основным направлением деятельности Корпорации является производство титановой продукции: слитки, биллеты, слябы, крупные штампованные поковки дисков и лопаток авиационных двигателей, раскатные кольца, профили, бесшовные и сварные трубы и другие изделия. Алюминиевый дивизион включает в себя производство слитков, прессованных профилей, панелей, труб, а также холодно-деформированных труб и труб для атомной промышленности. Кроме того, Корпорация производит – ферротитан, один из самых распространенных ферросплавов.



АВИСМА является химико-металлургическим предприятием, которое занимается производством титана губчатого. В состав предприятия входит комплекс производства магния, который далее используется в технологическом процессе восстановления титана из титансодержащего сырья. Некоторое количество магния используется для производства товарного магния, сплавов на его основе и магниевых деталей, полученных литьем под давлением. Титан губчатый, произведенный в АВИСМА, служит сырьем для создания титановых изделий в ВСМПО. Химическая продукция, выпускаемая АВИСМА, является побочным продуктом при производстве титана губчатого и имеет множество сфер применения: металлургия и сельское хозяйство, нейтрализация кислых стоков и катализ в химической промышленности.

Основные зарубежные заказчики – Boeing, EADS/Airbus, Embraer, Rolls-Royce, SAFRAN, Pratt&Whitney и др.

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» стремится быть ведущим мировым производителем изделий из титановых сплавов.

Производство титановой продукции является приоритетным направлением деятельности предприятия. Коэффициент роста по титановой продукции в натуральном выражении по отношению к 2011 году составил 1,003. Наибольший прирост произошел по титановым слябам (+57%), титану губчатому (+48%) и штамповкам (+5%), тогда как по слиткам произошло снижение (-74%).

Выручку ВСМПО - ВИСМА более чем на 80% обеспечивают продажи титанового проката, а также различных сплавов на основе этого металла. Остальные 20% продаж обеспечивают поставки магния, алюминия и стали.

Ключевой для корпорации рынок титана (доля корпорации на мировом рынке по итогам 2011 года – 52,9%), по мнению многих участников и экспертов, находится на стадии подъема вместе с увеличением спроса со стороны авиастроительных корпораций. Основными покупателями титановой продукции являются Boeing и Airbus, Pratt & Whitney, Snecma и Rolls-Royce. Первые две компании – основные игроки на мировом рынке авиастроения. Последние три – производители авиационных двигателей. Объем мирового рынка изделий из титана и сплавов составляет 55-60 тыс. тонн, а в денежном выражении $1,5-1,8 млрд.

В настоящее время ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» также является ведущим исполнителем мировых авиакосмических проектов:

- единственным поставщиком штампованных поковок для шасси супераэробуса А380 фирмы Airbus;

- основным поставщиком штампованных поковок и других видов металлургических полуфабрикатов из титанового сплава VST 5-5-5-3, разработанного в корпорации, для амбициозного проекта самолета B787 фирмы Boeing. Кстати, это первый случай в истории американского авиастроения, когда в конструкцию самолета закладывается сплав, созданный вне границ США;


- динамичная бразильская самолетостроительная фирма Embraer выбрала корпорацию в качестве единственного поставщика титановой продукции для производства своих самолетов.

Таким образом, ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» имеет славную историю, блестящее настоящее и перспективное будущее.

КонкурентамиВСМПО-Ависма на рынке титанового проката являются прежде всего американские, а также японские и китайские компании. Три ближайших конкурента российской компании находятся в США.

Конкурентными преимуществами ВСМПО - АВИСМА являются:

- Низкая себестоимость производства титана.

- Полная обеспеченность собственным сырьем как результат вертикальной интеграции.

- Долгосрочные контракты с авиастроительными корпорациями.

По предварительным данным за 2011 год, Корпорация ВСМПО -АВИСМА увеличила рыночную долю до 43%. Так произошло из-за резкого увеличения объемов производства ВСМПО – АВИСМА (+27% в натуральном выражении). Рынок титана вырос лишь на 20% в прошлом году. Мы ожидаем, что в ближайшие годы российская корпорация продолжит наращивать объемы производства, вытесняя конкурентов с рынка.

Данное предприятие, ВСМПО – АВИСМА имеет свое предназначение – миссию, во имя которой трудовой коллектив осуществляет свою деятельность

Главная цель предприятия, непрерывное совершенствование производства высококачественной конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям и ожиданиям заказчиков, соответствующей международным и национальным стандартам, законодательным и обязательным требованиям.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- необходима постоянная связь с заказчиками с целью оценки их удовлетворенности;

- партнерские, взаимовыгодные отношения с поставщиками;

- совершенствование научно – технической деятельности, направленной на создание новых сплавов и прогрессивных технологий;

- оптимальная степень диверсификации производства;

- постоянное повышение результативности системы менеджмента качества и соответствие требованиям всех заинтересованных сторон;

- непрерывное совершенствование деятельности каждого сотрудника;

- мотивация сотрудников на снижение затрат и повышение эффективности производства;

- постоянное обучение всех сотрудников для обеспечения роста их профессионального уровня и с целью организации работ по повышению качества продукции.

Предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий - также при участии трудового коллектива.


В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

На ВСМПО разработана программа развития производ­ства и ввода в эксплуатацию нового цеха, это цех № 54 по чистовой механической обработке сложноконтурных штамповок из титановых сплавов.

На ОАО «ВСМПО - АВИСМА» разработана программа развития производ­ства и ввода в эксплуатацию нового цеха, это цех № 54 по чистовой механической обработке сложноконтурных штамповок из титановых сплавов. Производственный процесс цеха подчинен одной цели – выпуску штамповок определенного типа требуемого качества и в заданном количестве. Механиче­ская обработка - последняя операция во всей технологической цепочке производ­ства штампованных изделий ОАО «ВСМПО».

Управление техническим развитием цеха представлено на рис. 2.1.



Рис. 2.1 Управление техническим развитием цеха № 54

Данный цех оборудован станками для обработки штамповок: продольно фре­зерные, горизонтально – расточные, токарные станки, станки для глубокого сверления и расточки. Механизация и автоматизация проводится главным обра­зом для повышения производительности труда, снижения себестоимости продук­ции, повышения ее качества, облегчения условий и повышения куль­туры труда. Повышение производительности труда при автоматизации обеспечи­вает, прежде всего, интенсификацией режимов выполнения технологиче­ского процесса, сокращения затрат времени на контроль за ходом и управление процесса, введения многостаночного обслуживания. Данное оборудова­ние позволяет обрабатывать штамповки длиной до 6000 мм, массой до 50000 кг. В то же время происходит усвоение технологии на имеющемся обору­довании.

Технологический процесс механической обработки в цехе № 54 представлен на рис. 2.2.


подготовка баз под механическую обработку (убрать рыхлый слой ме­талла);

контурная черновая обработка

чистовая механическая обработка


Рис. 2.2 Технологический процесс механической обработки