Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов

  Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?

Результаты работы оформите в таблице:

Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО

Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения

Психологическое сопротивление к изменениям

Вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО.

Переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования (или его отсутствие)

Сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе

Низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС)

Организация работы по повышению уровня правовых знаний.

синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС

организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП

недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности

Диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом

сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Тематические встречи, консультации, корректировка действий

сложности в организации внеурочной деятельности

отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности

слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства

неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников

организовать работу по мониторингу формирования УУД, организация накопительной системы оценки



Задание 4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса начального общего образования – одно из важнейших звеньев системы управления образовательным учреждением.

Следовательно, процесс оценивания результатов труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.

Методическая деятельность учителей также подвергается рейтинговой оценке.

Исходя из знания направлений и содержания методической деятельности учителя начальных классов, разработайте систему рейтинговой оценки методической деятельности учителя начальных классов.

Основные направления методической работы:

· организационно-методическое,

· учебно-методическое,

· научно-методическое,

· методическая учеба.

Оформите работу в виде таблицы:

Направления методической работы учителя начальных классов

Критерии и показатели эффективности методической деятельности учителя начальных классов

Максимальный балл

 организационно-методическое

 

 Работа в методическом объединении;
Выступления на конференциях, семинарах и тд.;
разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ

6

учебно-методическое

Совершенствование педагогической деятельности;
Проведение совместных уроков с учителями средней школы;
Использование ИКТ;
Проведение внеклассных мероприятий;

6

научно-методическое

Учитель-победитель, призер, участник профессиональных конкурсов и соревнований;
Выступления на конференциях, семинарах и тд.;

6

методическая учеба

Повышение квалификации;
участие на конференциях, семинарах и тд.;
наличие и выполнение плана самообразования

6

Рекомендации:

В качестве критериев и показателей эффективности методической деятельности учителя начальных классов можно использовать следующие виды работы учителя:

·          наличие  и выполнение плана самообразования;

·          внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;


·          подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

·          посещения  и анализ  открытых мероприятий коллег;

·          участие в работе методических объединений, педагогического совета;

·          участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

·           выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

·          публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

·          рецензирование методических разработок;

·          участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

·          подготовка воспитанников к конкурсам;

·          разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;

·          руководство кружком;

·          курсовая подготовка, стажировка;

·          участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.

Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи

Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.

  Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.

Познакомьтесь с видами методической продукции.

Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.

Изучите методы анализа методической продукции.

Результаты работы оформите в таблице:

Виды методической продукции

Требования к качеству методической продукции

Методы анализа методической продукции

 информационно-методическая

содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет)

изложение сведений, подлежащие распространению;
анализ передового педагогического опыта;
применение инновационных педагогических технологии и т.д.

организационно-методическая

предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел

инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа

прикладная

представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции

сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции

Научно-методическая

создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания

Тезис, статья

Учебная (образовательная продукция)

Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода

Учебники, учебное пособие,


  Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.

Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.

Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:

План анализа методической продукции:

1. Актуальность работы.

2. Научная достоверность содержания.

3. Доступность  языка и качество стиля.

4. Оригинальность преподнесения материала.

5. Логичность изложения материала.

6. Практическая значимость содержания.

7. Широта использования данных материалов.

8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие адресовано.

9. Возможность широкого распространения.

Ответ:

Учебная (образовательная продукция). Учебник
План анализа методической продукции:
1. Актуальность работы.
Образовательная продукция для учащихся и педагогов
2. Научная достоверность содержания.
Содержание имеет научную достоверность
3. Доступность языка и качество стиля.
Имеет доступный язык и стилевое содержание
4. Оригинальность преподнесения материала.
Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО
5. Логичность изложения материала.
Содержит логичность изложения и последовательность
6. Практическая значимость содержания.
Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.
7. Широта использования данных материалов.
Учебники используются образовательных учреждениях
8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие адресовано.
Каждый учебник составляется под определенную категорию учащихся
9. Возможность широкого распространения.
Учебники используются образовательных учреждениях

Задания по теме 1.4 Работа учителя начальных классов в методическом объединении

  Цель: уметь осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения, адаптировать имеющееся методические разработки; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.