Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3020

Скачиваний: 141

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательный материал излагается концентрированно. Однако это происходит не только за счет перехода к абстрактно сформулированным нормам, но и в основном за счет классификации нормативного материала. Нормативные акты приобретают сложную структурированность. Помещаемый в них нормативный материал делится на главы, разделы, параграфы и т.д. В крупных нормативных актах, таких как, например, кодексы, выделяются части (общая и особенная). В начале нормативных актов даются преамбулы, общие положения, в конце следуют заключительные положения. За счет этого уменьшается объем нормативных актов. Они становятся компактными, более удобными и доступными для пользования.

Используются очень сложные приемы законодательной техники. К числу некоторых из них относятся:

а) определение правовых понятий;

б) расщепление правовых норм на части (предписания, посвященные субъектам, объектам правоотношений, правам и обязанностям субъектов правоотношения, определению мер юридической ответственности, формулированию особых условий применения нормы права, а также льгот, предоставляемых тем или иным субъектам права, и др.);

в) использование правовых конструкций (например, состава преступления);

г) использование правовых презумпций (например, презумпция невиновности);

д) использование правовых фикций (например, признание гражданина умершим);

е) использование правовых аксиом (например, нельзя быть судьей в своем деле);

ж) использование специальных юридических терминов (например, "аффект", "оферта", "акцепт") и т.д.

Эти приемы законодательной техники позволяют повысить степень, экономичности права.

Повышается степень системности права. Это вызвано усложнением общественной жизни и усиливающимся в связи с этим процессом специализации правовых норм. Проводится четкое различие между отраслевыми нормами. Уже недопустимо смешивать в одном нормативном акте не только нормы материального и процессуального права, но и нормы различных отраслей материального права. Наряду со специализацией отраслей права наблюдается специализация нормативных актов внутри отраслей. Становится правилом регулированию каждой области, виду общественных отношений посвящать отдельные нормативные акты (например, закон о подоходном налоге с граждан, закон об акционерном обществе, закон о занятости населения и др.).


Возрастает роль принципов права. Как бы в ответ на усиливающийся процесс повышения специализации правовых норм параллельно идет процесс их интеграции, который также возрастает. Интеграционную функцию в развитом праве выполняют именно принципы права. Их роль и значение возрастает, чтобы снизить и нейтрализовать издержки правовой специализации. Принципы права являются своего рода общим знаменателем специализированных норм права, между которыми нередки противоречия. Кроме того, принципы права имеют и самостоятельное, регулирующее значение: во-первых, потому что выступают своего рода лакмусовой бумагой для предотвращения злоупотреблений в процессе правоприменения, и во-вторых, потому что применяются прямо и непосредственно, когда ситуация не урегулирована законом.

Повышается степень формальной определенности норм права. Они по своему содержанию становятся более четкими и даже лапидарными и выражены предельно сжатым, кратким и рельефным слогом. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, вид и размер ответственности за совершенные правонарушения. Формальная определенность - важнейшее свойство права - позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения правовых норм.

Нормы права закрепляются в официальных документах (нормативных актах, судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в форму законов. Еще большая по объему часть нормативного материала фиксируется с помощью иных нормативных актов (постановлений правительства, инструкций министерств и др.). Таким образом, право практически полностью приобретает письменный характер.
Правоприменение
Появляется процессуальное право. Если сословное право еще практически не знало процессуальных норм и сословное правосудие в большей мере носило неформальный характер, то на этапе зарождения и развития рыночных отношений отчетливо начинают просматриваться в общем массиве правовых норм нормы процессуальные. С помощью норм процессуального права осуществляется защита интересов управомоченной стороны в случае правового конфликта, что необходимым образом связано с наложением санкций на сторону, нарушившую эти интересы. Для выполнения столь специфической деятельности, осуществляемой от имени общества, создается целая сеть специальных государственных органов: суды, полиция, прокуратура и др. Поскольку задача у этих органов одна - охрана прав и свобод, их называют органами правоохранительными. Отсюда вытекает еще одна цель процессуального права - упорядочение деятельности правоохранительных органов по применению санкций.



Уже в самом начале периода, о котором идет речь, появились следующие процессуальные правила:

1) разработаны формы исков для определения правонарушений (впервые это было сделано в Англии);

2) было установлено определенное процедурное единство. Так, дело начиналось с вызова ответчика повесткой, в которой указывается суть дела. Одним словом, происходит рост определенности в судейском деле: аналогичные дела рассматривают аналогично;

3) введена следственная процедура, которую осуществлял судья. Одной из весьма любопытных ее форм был опрос соседей под присягой по спорному случаю;

4) введена фигура обвинителя по уголовным делам, в качестве которого выступает от имени короны юстициарий - должностное лицо королевского двора, руководящее системой правосудия;

5) составлен перечень доказательств, которые принимаются во внимание по делу: присяги, письменные доказательства, свидетельские показания, протоколы суда и др. Среди них наиболее важными были показания свидетелей. В целом же система доказательств приобретает рациональный характер;

6) изменилось и процессуальное положение судей: они должны занимать "срединную сторону", т.е. быть объективными и не принимать заранее позицию ни одной из противоборствующих в деле сторон;

7) введено понятие "уважительные причины" для неявки в суд;

8) установлены сроки давности для привлечения к ответственности по суду.

Повышается значимость процессуальных норм. Если ранее они лишь вкрапливались в нормативные акты, в которых в основном содержались материально-правовые предписания, то на стадии развитого права количество процессуальных норм значительно увеличивается. Они отделяются от материально-правовых норм и становятся полноправными видами правовых норм, а не подсобными, имеющими вторичный по отношению к ним характер. Объем и значимость процессуального права есть показатель развитости, цивилизованности общества в целом. Какими бы гуманными и справедливыми ни были нормы материального права, их эффективность может быть сведена к нулю, если они будут применяться неправильно. Процессуальное право как раз призвано не допустить этого.


Нормы процессуального права получают закрепление в особых процессуальных нормативных актах. В сфере процессуального права используются массивные нормативные акты, относящиеся к разряду кодексов. Идет специализация самих процессуальных нормативных актов. В частности, в России существуют Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства и др.

Процессуальные акты имеют сложную структуру. Многие из них содержат раздел, который выполняет роль общей части и называется "Общие положения". Другие разделы в основном привязываются к стадиям процесса (возбуждение дела, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной инстанции, исполнение судебного решения, их пересмотр в порядке надзора).

В законодательстве детально регулируется каждое действие участников процесса применения санкций. Таким образом, в обществе укореняется мнение, что применение репрессивных мер, если это вдруг окажется необходимым, должно осуществляться в определенных рамках. Задача процессуальных законов - поставить в рамки и проконтролировать каждый шаг правоохранительных органов, связанных с применением репрессий.

Идет пополнение перечня доказательств. Доказательством признается заключение эксперта, электронные носители информации и т.д. Расширение доказательственной базы способствует наиболее полной реализации принципа индивидуализации ответственности. Принцип объективного вменения ушел в прошлое. Но для того, чтобы индивидуализировать санкцию, нужны очень надежные способы доказывания.

Формулируются правила оценки доказательств, такие как относимость и допустимость доказательств. Это способствует ограничению судейского произвола.

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь позволяет обеспечить определенную ее автономность. К ним относятся:


- независимость судей и подчинение их только закону;

- несменяемость судей;

- неприкосновенность судей. Все судебные органы составляют особую судебную систему.

В некоторых странах она по своей структуре представляет как бы единую пирамиду. Так, в США судебную систему возглавляет Верховный суд. В других странах судебная система делится на части.

Прямой подчиненности между судами всех ветвей судебной власти нет. Подчиненность судов осуществляется через закон: вышестоящий суд, рассматривая жалобу на решение нижестоящего суда, может отменить его, только если решение противоречит закону.

Правосудие осуществляют профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующий возраст (как правило, не менее 25 лет) - для того чтобы судья успел приобрести необходимые социальные знания и опыт, а также наличие определенного стажа по юридической профессии (как правило, не менее пяти лет).

Наблюдается процесс специализации судей: по уголовным делам, по трудовым делам, по семейным делам, по имущественным спорам, по жалобам на действия административных органов, в том числе на действия налоговых органов (судьи по административным делам), по авторским спорам, по наследственным делам и т.д. Судьи могут специализироваться и на рассмотрении дел несовершеннолетних. Специализация судей вполне оправданна: развитое право не только большое по объему, но и отличается особой сложностью. Здесь необходимы очень глубокие знания как в области законодательства, так и в области его применения. Знать юридическую практику также крайне необходимо. Но нельзя объять необъятное. Лучше быть хорошим судьей по одной категории дел, чем часто ошибаться, будучи универсальным судьей.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны. Решение по разбираемому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.