ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2021
Просмотров: 817
Скачиваний: 1
4-1. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в медицинских организациях образования и науки, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Повышение квалификации и переподготовка специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием являются основными формами дополнительного профессионального образования.
5. Уполномоченный орган в области здравоохранения обеспечивает систему планирования подготовки специалистов со средним, высшим и послевузовским профессиональным образованием с учетом потребностей отрасли.
6. Прием граждан на медицинские специальности осуществляется с учетом результатов специальных экзаменов. Перечень медицинских специальностей, по которым проводятся специальные экзамены, и порядок их проведения устанавливаются Типовыми правилами приема.
Статья 167. Квалификационные экзамены в области здравоохранения
1. Квалификационные экзамены для специалистов в области здравоохранения проводятся в целях определения готовности лиц, имеющих высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению профессиональной медицинской, врачебной или фармацевтической деятельности, а также в целях определения профессионального уровня.
2. Первый квалификационный экзамен без присвоения категории проводится после завершения обучения в интернатуре, ординатуре (резидентуре) и аспирантуре (по специальностям, не предусматривающим окончание интернатуры, - после завершения обучения в высшем учебном заведении), а для средних медицинских или фармацевтических работников - после завершения обучения в колледже.
3. Квалификационный экзамен с присвоением категории проводится при соответствии претендента квалификационным требованиям, установленными уполномоченным органом.
4. Квалификационные экзамены без присвоения категории проводятся через каждые пять лет. Не допускается проведение квалификационных экзаменов без присвоения категории ранее сроков, предусмотренных настоящим Кодексом.
К очередному квалификационному экзамену с присвоением категории специалист допускается при условии повышения квалификации по специальности за последние 5 лет в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую или фармацевтическую образовательную деятельность.
5. По результатам проведения квалификационных экзаменов выдается документ установленного образца (сертификат специалиста) сроком действия на пять лет.
6. В случае сдачи квалификационных экзаменов по нескольким специальностям сертификат специалиста выдается отдельно на каждую специальность.
7. Запрещается занятие медицинской и фармацевтической деятельностью физическим лицом без наличия соответствующего сертификата специалиста, а также с истекшим сроком его действия.
8. Порядок проведения квалификационных экзаменов определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 168. Отзыв сертификата специалиста
Отзыв сертификата специалиста осуществляется государственными органами в области здравоохранения в пределах своей компетенции в следующих случаях:
1) обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для прохождения квалификационного экзамена;
2) отзыва лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности;
3) неоднократного и (или) грубого нарушения законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения, связанного с исполнением своих профессиональных обязанностей, сопряженного с привлечением к административной ответственности;
4) привлечение к уголовной ответственности, связанное с исполнением своих профессиональных обязанностей.
Статья 169. Присяга врача Республики Казахстан
1. Выпускники высших медицинских учебных заведений, обучавшиеся по медицинским специальностям, принимают присягу врача Республики Казахстан.
2. Текст присяги врача Республики Казахстан утверждается Правительством Республики Казахстан.
Глава 24. Научная деятельность в области здравоохранения
Статья 170.Субъекты научной деятельности в области здравоохранения
1. Научной организацией в области здравоохранения (далее - научная организация) является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров в области здравоохранения.
2. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (научно-исследовательские институты, научные центры), высшие медицинские организации образования и иные организации, занимающиеся научно-медицинской деятельностью.
3. Научные организации могут заниматься медицинской и образовательной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 171. Координация научной деятельности в области здравоохранения
1. Формирование приоритетов научных разработок фундаментального и прикладного характера, координацию в области научного сопровождения здравоохранения, разработку концепции медицинской науки осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.
2. Уполномоченный орган в области здравоохранения выступает учредителем научных организаций.
3. Уполномоченный орган в области здравоохранения осуществляет комплексную экспертизу научных программ в области здравоохранения.
Статья 172. Проведение медико-биологических экспериментов, доклинических и клинических исследований, применение новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации
1. Целью проведения медико-биологических экспериментов, доклинических и клинических исследований является получение научными методами оценок и доказательств их безопасности и эффективности.
2. Медико-биологические эксперименты и доклинические исследования проводятся на животных.
3. Клинические исследования с участием человека (пациента или добровольца) в качестве субъекта могут проводиться при условии получения положительных результатов доклинических исследований только с его письменного информированного согласия.
4. При получении согласия научастие в клиническом исследовании пациенту или добровольцу должна быть предоставлена информация:
1) о медицинской технологии, фармакологическом или лекарственном средстве, и сущности и продолжительности клинического исследования;
2) о безопасности и эффективности медицинской технологии, фармакологического или лекарственного средства, а также степени риска применения для здоровья;
3) о действиях в случае непредвиденных эффектов применения медицинской технологии, фармакологического или лекарственного средства на состояние здоровья;
4) об условиях страхования здоровья.
5. Клинические исследования прекращаются на любом этапе по требованию участвующего в исследованиях пациента или добровольца, а также в случаях возникновения угрозы его жизни, здоровью.
6. Обязательными условиями проведения клинических исследований является оформление документов о страховании жизни и здоровья участвующих в исследованиях пациентов и добровольцев, а также этическая оценка материалов исследований.
7. Применение новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации возможно при условии получения положительных результатов клинических испытаний.
8. Запрещается проведение клинических исследований медицинских технологий, фармакологических и лекарственных средств на:
1) лицах, не достигших совершеннолетия, за исключением тех случаев, когда исследуемые медицинские технологии или лекарственные средства предназначается исключительно для лечения детей или когда целью клинических исследований является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного средства для лечения несовершеннолетних. В последнем случае клиническим исследованиям на несовершеннолетних должны предшествовать исследования на совершеннолетних гражданах. При проведении клинических исследований на несовершеннолетних гражданах необходимо письменное согласие их законных представителей. Запрещается проведение клинических исследований на несовершеннолетних, не имеющих законных представителей;
2) беременных женщинах, за исключением случаев, если проводятся клинические исследования медицинских технологий и лекарственных средств, предназначенных для беременных женщин, когда необходимая информация может быть получена только при клинических исследованиях на беременных женщинах и когда полностью исключен риск нанесения вреда беременной женщине и плоду;
3) военнослужащих;
4) лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах;
5) лицах, признанных судом недееспособными, за исключением клинических исследований медицинских технологий и лекарственных средств, предназначенных для лечения психических расстройств (заболеваний), на больных психическими расстройствами (заболеваниями).
9. Стандарты проведения клинических исследований (надлежащей клинической и научной практики) утверждаются уполномоченными органами в пределах компетенции.
Порядок проведения медико-биологических экспериментов, доклинических и клинических исследований, применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.
10. Выдача разрешений на проведение клинических исследований медицинских технологий, а также применение новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.
11. Выдача разрешений на проведение доклинических и клинических исследований фармакологических и лекарственных средств осуществляется государственным органом в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
12. Выдача разрешений на применение новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации осуществляется при условии соответствия проведенных клинических исследований их эффективности требованиям стандартов, основанных на доказательной медицине.
Статья 173. Комиссии по вопросам этики
1. Комиссии по вопросам этики являются независимым экспертным органом, осуществляющим защиту прав, безопасности и благополучия исследуемых и исследователей, а также этическую и нравственно-правовую оценку материалов клинического исследования.
2. Целью деятельности комиссий по вопросам этики является защита прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины.
3. Задачами комиссий по вопросам этики являются:
1) проведение независимой экспертизы документов исследований в соответствии со стандартными операционными процедурами данного комитета;
2) независимая оценка безопасности и соблюдения прав человека на стадиях планирования и проведения исследования;
3) оценка соответствия программы клинического исследования стандартам надлежащей клинической и научной практики, а также квалификации исследователей и техническому оснащению организации здравоохранения, проводящей данное исследование;
4) оценка соблюдения международных и национальных этических норм при проведении клинических исследований;
5) участие в разработке документов по вопросам биологической и медицинской этики;
5)разрешение этических конфликтов, возникающих в текущей работе организаций здравоохранения вне исследовательской деятельности.
4. В состав комиссий по вопросам этики могут входить специалисты в области здравоохранения, науки, искусства, права, представители религиозных концессий и общественных объединений.
5. В Республике Казахстан существуют Центральная и локальная комиссии по этике.
6. Центральная комиссия по вопросам этики создается при уполномоченном органе для независимой оценки исследований, проводимых на международном и республиканском уровнях.
Состав и положение о Национальной комиссии по вопросам этики утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.
7. Локальные комиссии по вопросам этики создаются при организациях здравоохранения, для независимой оценки исследований, проводимых на базе данных организаций.
Состав и положение о локальной комиссии по вопросам этики утверждаются приказом руководителя организации здравоохранения, при которой создается данная комиссия.
Раздел 9. Правовой статус, социальная защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 174. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников
1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
1) обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
2) повышение своего квалификационного уровня за счет средств государственного бюджета или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет;
3) переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности штата или ликвидации организаций здравоохранения;
4) возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с исполнением трудовых обязанностей, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
5) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни;
6) возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне;
8) защиту своей профессиональной чести и достоинства.
9) страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.
2. Повышение квалификации и переподготовка научно-педагогических кадров государственных организаций здравоохранения осуществляются за счет бюджетных средств, средств работодателя, собственных средств, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.