Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии со статьёй 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и иными законодательными актами субъектов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что для системы социального обеспечения характерным является то, что в этой сфере действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, входящих в эту сферу. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. «В качестве кодификационного акта в области социального обеспечения в Российской Федерации можно рассматривать Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, обязанности государственных органов и медицинских учреждений: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья».
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью.
Санаторно-курортное лечение является эффективной формой оздоровления населения, в том числе и льготных категорий. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой». Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Среди различных видов компенсационных выплат различают, например, денежные выплаты отдельным категориям инвалидов на санаторно-курортное лечение [4, с.6]
Порядок предоставления льготного санаторно-курортного лечения и финансирования соответствующих расходов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Организация работы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации и обусловлена:
1) наличием у Фонда разветвленной централизованной структуры в субъектах Российской Федерации;
2) эффективно функционирующей Единой информационной системой ЕИСС «Соцстрах, позволяющей оперативно передавать и получать и обрабатывать необходимую информацию в рамках системы Фонда на территории всей страны;
3) большим опытом работы по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан и членов их семей, а также граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фондом социального страхования Российской Федерации утвержден перечень санаторно-курортных учреждений, на его основе сформирована информационная база с учетом профиля лечения, организационно-правовой формы, количества койко-мест, степени загруженности в здравницах. Фонд социального страхования Российской Федерации отрабатывается модель отбора здравниц на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
В целях эффективного решения задач санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС). На основе информации, полученной из Регистра лиц, имеющих право на получение единых денежных выплат, а также данных органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органов Медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактических учреждений предполагается ведение персонифицированного регистра льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение.
Фонд может взять на себя гораздо большее число льготных категорий, которые претендуют на санаторно-курортное лечение. Фонд имеет хорошо отработанную эффективную информационную систему, которая может послужить для решения более широкого круга проблем.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального Закона от 23 февраля 1995 г. N 26-Ф (ред. с 30 декабря 2013 г) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.
Согласно статьи 15 этого Федерального Закона от 23 февраля 1995 г. N 26-Ф (в ред. от 30.12.2013г) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядках [3, с. 2]. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
В данном пункте хотелось бы кратко осветить некоторые проблемы, существующие в настоящее время в сфере социального обеспечения. «С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников имели право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат. Зачем, понадобилось отменять привычную для всех систему льгот? В чем суть закона? Удалось ли в нем в правильном соотношении заменить натуральные льготы на денежные выплаты? Ответы на эти и другие вопросы покажет время. Реформа льготного социального обеспечения будет поэтапной. В 2005 году для всех льготников сохраняли бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в транспорте в виде социальных услуг. Начиная с 2006 года им было предоставлено право выбора. Сохранить за собой эти услуги, или взять деньгами. Герои СССР, России, социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и трудовой Славы из данного закона выведены. Наиболее ресурсоемкие льготы, в том числе санаторно-курортное лечение сохраняются в натуральном виде».
«В общественном сознании сегодня присутствует страх перед преобразованиями в системе социального обеспечения. Трудно даются первые шаги реформы в условиях крайне низкого уровня доверия общества к власти, причины которого хорошо известны. Многие очень болезненно воспринимают замену льгот денежными выплатами. Вернуть доверие людей можно только тогда, когда они почувствуют, что они лучше обеспечиваются санаторно-курортным лечением, лекарствами и так далее.
По мнению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Скворцовой Вероники Игоревны, «проблемы, обсуждаемые сегодня, чрезвычайно важны и актуальны, они будут стоять перед социальной сферой в ближайшие месяцы и годы. Самые сложные задачи, стоящие перед властью, носят абсолютно технологический характер. Так необходимо будет организовать на совершенно другом качественном уровне санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. В модернизации нуждается сама система санаторно-курортного обслуживания, которая в последние годы переживала отнюдь не лучшие времена. И дополнительное направление в 2018 году 10 млрд. руб. на развитие санаторно-курортной сети - это новый этап ее развития. Органы социального обеспечения собираются выкупать путевки на тот период, который никогда не пользовался спросом, что должно привести к заметному снижению стоимости путевок на остальные сезоны, когда граждане вынуждены полностью или частично оплачивать их за свой счет.
Необходимо нормально финансировать транспортные расходы льготных категорий населения, это позволит замедлить рост тарифов, а возможно, и целиком его остановить. Ведь инфляция имеет совершенно понятные экономические формы. Если не оплачена услуга, если не загружена санаторно-курортная сеть, то экономика неизбежно заставит повысить тарифы, чтобы компенсировать убытки. За все надо платить, и государство должно заплатить за это так, чтобы человек выиграл. Это касается как льготников, так и тех, кто оплачивает услуги за счет своей заработной платы. Поэтому суть правительственного подхода к обеспечению льготных категорий граждан состоит в существенно большем выделении финансовых средств, оно не собирается отменить привычную для людей систему льгот, а изменить и существенно улучшить механизм их финансирования».
В условиях правового государства реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов, как федерального уровня, так и субъектов РФ [32, 61].
В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны санаторно-курортному лечению отводится важное место, вопросы финансирования и нормативно-правового обеспечения этой сферы, остаются не до конца проработанными [17, с.86].
С учетом ограниченности финансовых ресурсов немаловажную роль играет фактор экономичности и рациональности. Реализация вышеназванных принципов основана на совершенствовании механизмов управления государственными расходами в системе здравоохранения и эффективном переходе от затратного метода финансирования к функциональному бюджету [15, с.46]. Особенностью российской санаторно-курортной системы являлся тот факт, что значительная величина затрат на санаторно-курортное лечение граждан оплачивалось Фондом социального страхования. В 2019г. наметилось дальнейшее снижение загрузки санаториев, что связано с уменьшением средств, заложенных в бюджете Фонда социального страхования на санаторно-курортное лечение работающих граждан.
В структуре оказания медицинской помощи прослеживается тенденция сокращения ее важнейшей части - профилактики, как первичной, так и вторичной, и третичной. Важной особенностью санаторно-курортного лечения является то, что оно интегрирует все виды профилактики [14, с.22, 62].
Нарушение преемственности в цепочке «поликлиника-стационар-санаторий», затрудняет решение комплекса задач последовательной реализации лечебно-оздоровительных мероприятий [22, 83].
Стоит отметить снижение доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления, так как покупка путевки на семью обходится достаточно дорого (14 дней пребывания на курорте семьи из 3х человек стоит в среднем от 50 до 120 тыс.), а государственная система здравоохранения в настоящее время осуществляет санаторно-курортное лечение в основном только социально-незащищенных категорий населения - детей, лиц, больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате аварии наЧернобыльской АЭС, инвалидов ветеранов войн [8,с.10]. Кроме того, сложными и противоречивыми оказались проблемы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан при реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004г (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием