Файл: Обеспечение пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении 10, г о. Сызрань.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28
Тонкораспыленная вода
(ТРВ)
+
+
Установки автоматического водяного и пенного пожаротушения должны выполнять функцию тушения или локализации пожара. Водяные и пенные
АУП подразделяются на:
-спринклерные,
- дренчерные,
- спринклерно-дренчерные,
- роботизированные,
- АУП с принудительным пуском [18].
Используются установки водяного пожаротушения для защиты от огня как различных гражданских, так и промышленных, технических и других объектов. Как показывает практика, традиционные установки водяного пожаротушения имеют один недостаток - большой поток воды, который обеспечивает недостаточно эффективное тушение и, воздействуя на материалы, ценности или оборудование, причиняет им значительный ущерб.
Вот почему в последние годы во всем мире разрабатываются всё новые технологии пожаротушения с использованием тонкораспыленной воды (ТРВ).
В ней заложен иной принцип тушения: не создание на материале слоя воды, а ввод мелких капель непосредственно в пламя и на поверхность с последующим их полным испарением. Так происходит равномерное охлаждение поверхности.
Мельчайшие частички воды обладают высокой проникающей и дымоосаждающей способностью, что усиливает огнетушащий эффект.
Получают тонкораспыленную воду за счет значительного повышения давления на распылителях, перегрева воды и других средств.
За последние 35 лет порошковое пожаротушение получило самое широкое применение в мировой практике, на сегодня около 80% огнетушителей являются порошковыми. К достоинствам таких огнетушителей можно отнести высокую огнетушащую способность, универсальность, возможность тушить электрооборудование под напряжением, значительный
29 температурный предел применения, отсутствие токсичности, относительная долговечность по сравнению с другими огнетушащими веществами, простота утилизации. Огнетушащие порошки представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками. В состав порошков также входят специальные добавки, которые препятствуют комкованию и слеживаемости порошка [17].
Установки пожаротушения высокократной пеной применяются для объемного и локально-объемного тушения пожаров классов А2, В. Установки локально-объемного пожаротушения высокократной пеной применяются для тушения пожаров отдельных агрегатов или оборудования в тех случаях, когда применение установок для защиты помещения в целом технически невозможно или экономически нецелесообразно [18].
Также в России достаточно широкое распространение получила новая разновидность средств объемного пожаротушения - твердотопливные аэрозолеобразующие огнетушащие составы (АОС) и автоматические установки аэрозольного пожаротушения (АУАП) на их основе. В качестве огнетушащего вещества используют тонкодисперсный порошок, который образуется в результате горения аэрозолеобразующего состава. Следует помнить, что их нельзя применять в помещениях взрывоопасных категорий. Из-за повышения температуры, давления газовой среды и резкого уменьшения видимости люди должны заблаговременно, еще до включения генератора аэрозоля, покинуть помещение. Хотя сам по себе аэрозоль вредного воздействия на кожу человека и его одежду не оказывает, а его огнетушащая способность велика [17].
2.5.3 Требования по содержанию сетей противопожарного водоснабжения
Основным нормативным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций является
СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения».
30
Согласно п.4 данного свода правил требования к наружному противопожарному водоснабжению сводятся к следующему:
- поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом;
- сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Согласно п.8
СП 8.13130.2009, к оличество линий водоводов надлежит принимать с учетом категории системы водоснабжения и очередности строительства.
При прокладке водоводов в две или более линии необходимость устройства переключений между водоводами определяется в зависимости от количества независимых водозаборных сооружений или линий водоводов, подающих воду потребителю, при этом в случае отключения одного водовода или его участка нужды пожаротушения должны обеспечиваться на 100%.
Водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м.
Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается.
Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
Проверка работоспособности сетей должна проводиться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищены от снега и льда. У гидрантов и
31 у водоемов, а также по направлению движения к ним, должны быть установлены соответствующие указатели. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водного источника.
Пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами и стволами.
Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом районное подразделение пожарной охраны, а электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов должен определяться инструкцией [19].
2.5.4 Требования к системам оповещения о пожаре
В статье 84 «Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях» ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) говорится, что оповещение людей о пожаре и обеспечение их безопасной эвакуации должны осуществляться следующими способами:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
32 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре [11].
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости должен быть выше допустимого уровня шума.
Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Основным нормативным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к системам оповещения, является СП 3.13130.2009
«Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения людей о пожаре. В лечебных и детских дошкольных учреждениях, а также спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.
Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.
В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.
Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регуляторов громкости и подключены к сети без разъемных устройств.
33
При обеспечении надежности для передачи текстов оповещения и управления эвакуацией допускается использовать внутренние радиотрансляционные сети и другие сети вещания, имеющиеся на объекте [20].
2.6
Организация надзорной деятельности за обеспечением противопожарного режима объекта
При проверке надзорными органами МЧС состояния противопожарной защиты, необходимо представить следующие документы, которые подтверждают безопасность детей на территории ДОУ:
1.Правоустанавливающие документы на юридическое лицо;
2.
Документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
3.
Паспорт пожарной безопасности, где указаны основные и дополнительные действия и оборудование, которое будет применяться для защиты воспитанников при угрозе пожара;
4.
Декларация о пожарной безопасности;
5.
Предыдущие предписания с отметками о выполнении;
6.
Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
7.
Общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
8.
Планы эвакуации детей и персонала с поэтажными схемами;
9.
Техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты;
10. Заключение по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (если такая оценка проводилась).
В арсенале инструктивных документов руководителя детского сада должны быть Федеральные законы № 123-ФЗ от 22.07.2008г. и № 69-ФЗ от
21.12.1994г., приказы МЧС России № 645 от 12.12.2007г., Федеральные, региональные и местные целевые программы «Пожарная безопасность в
34 образовательных учреждениях».
В обязанности заведующего дошкольным учреждением входят назначение ответственных сотрудников за оповещение пожарных служб о чрезвычайных ситуациях, ведение инструктивных документов, которые бы подтверждали точное знание и порядок действий персонала ДОУ при пожаре.
Руководитель детского сада несёт персональную ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности. В случае халатного отношения к своим обязанностям предусматривается административная и уголовная ответственность за несоблюдение правил и норм пожарной безопасности.
В число запретных действий входит хранение на территории дошкольного учреждения горючих и легковоспламеняющихся веществ, несоблюдение безопасности электротехнического оборудования, проведение взрыво- и пожароопасных работ без соблюдений требований техники безопасности [21].
2.7 Статистический анализ пожаров
Под пожарной статистикой понимают сбор, обработку и анализ совокупности статистических данных о пожарах, их социальных, экономических и экологических последствиях, деятельности противопожарных служб и всего мирового сообщества по предупреждению и тушению пожаров.
Пожарная статистика отражает состояние и тенденции развития противопожарной защиты объектов и населенных пунктов, находит широкое применение в информационном обеспечении организационно-управленческой деятельности ГПС МЧС России [22].
Абсолютные показатели, характеризующие обстановку с пожарами в
России, представлены в таблице 4.
Статистические данные, полученные из Электронной энциклопедии пожарной безопасности, за 12 месяцев 2015г. просто шокируют: так среднестатистическое количество пожаров по стране в день составляет 399 возгораний; среднее количество человек, погибших от пожара, - 26 человек в
35 день; уничтожено строений в день - 113, а материальный ущерб в день составил
51,5 млн. рублей [23].
Таблица 4 - Статистические данные о пожарах в РФ
1 2 3 4 5 6
Наименование показателей
Абсолютные данные в % к прошлому году
2014г.
2015г. кол-во пожаров, ед.
152695 145686
-4,6 погибло людей при пожарах, чел.
10237 9377
-8,4 в т.ч. детей, чел.
531 459
-13,6 травмированных людей при пожарах, чел.
11079 10920
-1,4 прямой ущерб, тыс. руб.
18343858 18814077 2,6 уничтожено строений, ед.
41477 41290
-0,5 спасено людей, чел.
87601 53147
-39,3 спасено мат. ценностей, тыс.руб.
45872774 46542261 1,5 количество загораний, ед.
436958 385696
-11,7
Относительные показатели по пожарам в Самарской области в 2014-
2015гг., представлены в таблице 5. В ней же для сравнения приведены данные по России в целом.
Таблица 5 - Относительные показатели по пожарам в 2014-2015гг.
Субъект
Россий- ской
Федерации
Кол-во пожаров на
100 тыс. чел. населения
Средний ущерб на 1 пожар, тыс. руб.
Кол-во погибших при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения
Кол-во травмированных при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения
2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015
Самаpская область
104,72 96,81 5,55 103,16 5,89 5,29 6,45 6,38
РФ
104,52 99,60 120,13 129,14 7,01 6,41 7,58 7,47
Более детальный статистический анализ объектов, на которых возникал пожар, представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Г, а статистические данные по основным причинам возникновения пожаров в 2014-2015гг. приведены в ПРИЛОЖЕНИИ
36
Д.
Стоить отметить, что по количеству пожаров Самарская область в 2015 году даже опередила среднероссийские показатели (рис.7):
Рисунок 7 - Количество пожаров на 100 тыс. человек населения
Именно поэтому уже обозначенной проблеме нужно уделить более пристальное внимание.
104,72 104,52 104,30 104,40 104,50 104,60 104,70 104,80
Самаpская область
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
37 3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Выбор объекта исследования, обоснование
Пожар - это одно из наиболее опасных происшествий, которые могут произойти в помещении. Кроме прямой угрозы жизни он способен испортить любые вещи, и сделать помещение совсем непригодным для эксплуатации на долгое время. Устранение последствий пожара потребует много времени и денег, именно поэтому сначала необходимо разобраться в типах пожарной сигнализации, а затем постараться реализовать наиболее эффективный и доступный вариант.
По результатам осмотра было выявлено, что здание данного детского сада оснащено первичными средствами пожаротушения, которые размещены в местах, имеющих свободный доступ, также имеются указатели о местах их хранения. А пожарные щиты укомплектованы пожарным инвентарем не полностью.
Контроль за исправностью первичных средств пожаротушения выполняется в соответствии с инструкцией, прилагаемой заводом- изготовителем, однако в журнале не фиксируется.
Для профилактики пожаров и возгораний в детском саду проводится работа, обеспечивающая подготовленность работников в соблюдении мер противопожарной безопасности. Имеются инструкции, содержащие основные требования по:
- обеспечению порядка на подъездах к зданию и источникам воды;
- содержанию первичных средств пожаротушения, сигнализации,
- вызову пожарной охраны;
- сбору и удалению сгораемого мусора;
- порядку эвакуации воспитанников и материальных ценностей;
- пользованию электронагревательными приборами.
Однако указанными инструкциями оснащены не все помещения.