Файл: Обеспечение пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении 10, г о. Сызрань.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 3.3 Предлагаемое изменение системы пожарной сигнализации
Автоматическую адресно-аналоговую систему пожарной сигнализации по праву можно назвать одной из самых перспективных и эффективных систем. Её устройство, вследствие применения последних достижений компьютерной и электронной техники, на вид может показаться совершенно простым. Но по своей сути является сложной электронно-механической системой, которая эффективно противостоит пожарам.
Главная особенность этой системы сигнализации - это точное определение очага возгорания и возможность эффективного применения автоматического пожаротушения в пределах отдельного объекта. Несомненно, эффективность установленной пороговой системы сигнализации налицо, отчасти она даже проверена годами эксплуатации. Основные очаги возгорания определялись именно этой системой. Но до сих пор процент ошибок попросту не учитывался.
Разработаем проект, согласно которому здание детского сада подлежат оборудованию адресно-аналоговой автоматической пожарной сигнализацией.
Автоматическая установка пожарной сигнализации предусматривается во всех помещениях, кроме санузлов, холодных тамбуров, холодильной камеры и помещений с мокрыми процессами (прачечной).
В качестве средств пожарной сигнализации и речевого оповещения на объекте установить внутриобъектовую радиосистему (ВОРС) пожарной сигнализации «Стрелец».
В качестве средства обнаружения пожара будем использовать извещатели пожарные радиоканальные дымовые ИП 21210-3 «Аврора-ДР», на кухне - извещатели пожарные радиоканальные тепловые ИП10110-1-А1 «Аврора-ТР» и извещатели пожарные радиоканальные ручные ИПР-51310-1«ИПР-Р» - для подачи извещения при визуальном обнаружении пожара.
Извещатели пожарные дымовые предназначены для обнаружения загораний, сопровождающихся обильным выделением дыма.
49
Извещатели пожарные ручные следует устанавливать на стенах внутри зданий и крепить шурупами или винтами на высоте 1,5 м от уровня пола. К извещателям должен быть свободный доступ, место установки должно иметь достаточную освещенность.
Предлагаемая автоматическая адресно-аналоговая система пожарной сигнализации отличается же некоторым «интеллектом». Она не просто регистрирует максимальные уровни задымленности или температуры и срабатывает при их превышении, но и определяет их соответствие с показаниями других приборов. Если в пределах показаний одного из датчиков, например, инфракрасного, повышения температуры и интенсивности инфракрасного излучения не наблюдается, то прибор выдает сигнал неисправности. При таких же показателях, пороговый пульт выдал бы полноценный сигнал пожарной тревоги.
Проектом предусмотрим систему оповещения при пожаре по 3-му типу с установкой светоуказателей «Выход» на путях эвакуации, включенных постоянно, и речевых оповещателей «Орфей-Р», включаемых при пожаре дежурным вручную из кабинета завхоза посредством извещателя пожарного ручного ИПР-Р (в кабинете заведующей включение при пожаре речевого оповещателя автоматическое).
Речевое оповещение выполнить на радиоканальном оборудовании
«Орфей-Р» системы
«Стрелец».
Применяемое оборудование имеет возможность подключения оборудования передачи сигналов ГО ЧС.
Настенные речевые оповещатели должны располагаться, как правило, на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.
Управление системой пожарной сигнализации и речевого оповещения о пожаре осуществляется через главный («нулевой») радиорасширитель (РРОП) с помощью радио-канального пульта управления ПУ-Р (возможно управление с персонального компьютера).
50
Внутриобъектовая радиосистема охранно-пожарной и адресно- аналоговой пожарной сигнализации «Стрелец» предназначена для контроля охранных, пожарных извещателей, устройств управления, а также исполнительных устройств. Эта система может функционировать, как в автономном режиме, с подачей звуковой, световой сигнализации, выводом информации на ЭВМ, так и в составе других систем автоматической пожарной сигнализации [24]. В данном проекте информация о состоянии извещателей выводится на пульт управления ПУ-Р и по линиям связи на пульт централизованного наблюдения автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности г.Сызрани.
РРОП и блоки питания размещаются в помещениях объекта в соответствии с проектом, в удобных для монтажа и обслуживания местах.
Рекомендуемая высота установки радиорасширителей составляет не менее 2-
2,5м от поверхности пола. ПУ-Р устанавливается на посту круглосуточной охраны.
Программирование системы выполняется на этапе пусконаладочных работ с пульта ПУ-Р или персонального компьютера.
Электропитание установок пожарной сигнализации и оповещения о пожаре выполнить после приборов энергоучета от неотключаемых источников:
- основной ввод - 220В, 50Гц от существующего электрощита;
- резервный ввод - от аккумуляторных батарей, имеющих устройство автоподзарядки.
Электропитание радиоканальных пожарных извещателей и радиоканальных речевых оповещателей осуществляется от встроенных литиевых батарей. Схема электрических подключений пожарной сигнализации представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Е.
Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током следует предусмотреть защитное заземление электрооборудования.
При монтаже электропроводок прокладку кабелей следует выполнить:
• проходы через стены - в гофротрубе,
51
• по стенам и потолкам помещений - в коробах,
• провода оповещения (к светоуказателям «Выход») в металлорукаве, при необходимости металлорукав проложить в коробе.
Дополнительным требованием к проводу является наличие малотоксичной и термостойкой изоляции.
После установки системы оповещения необходимо будет провести периодические проверки, учения, смоделировать возможные ситуации, отрепетировать эвакуацию из здания.
Такая установка пожарной автоматики должна эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии. При применении речевого оповещения будут оповещаться только работники учреждений при помощи специального текста оповещения
(например, «Внимание! Срочно эвакуируйте детей через ближайший выход»).
Такой текст не должен содержать слов, способных вызывать панику.
Итак, предлагаемое изменение должно будет состоять из нескольких этапов:
1. Разработка проекта
Часто за его основу можно принять уже готовые разработки
(большинство детских садов строились по типовым проектам). Просто внести в них свои изменения и дополнения. Так как ведь у каждого здания есть свои особенности, которые нужно будет учесть.
2. Согласование проекта
При закупке материалов и комплектующих необходимо будет учесть то, что это должны быть надежные производители, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке.
Излишняя экономия здесь неуместна - ведь датчик может не справиться со своими функциями в самый неподходящий момент. Все кабели и прочие материалы для системы пожарной сигнализации не должны выделять никаких вредных веществ при нагреве.
3. Монтаж
52
При выборе монтажной организации необходимо будет учесть её имидж.
4. Проверка и ввод в эксплуатацию.
5. Техническое обслуживание.
Точные приборы и управляющие устройства нуждаются в периодическом тестировании, призванном подтвердить работоспособность всей системы и исправность отдельных её элементов.
Весь цикл по обеспечению пожарной сигнализация детского сада занимает немало времени и предполагает заметные расходы, но альтернативы ему нет.
К нашему сожалению, денежный вопрос не является последним в случае с бюджетными учреждениями. Но с другой стороны он, ни в коем случае, не должен стать решающим для такого объекта как ДОУ.
3.4 Организация тушения пожара работниками детского сада до прибытия пожарных подразделений
В случае возникновения пожара действия работников детских садов в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Практические тренировки по эвакуации работников и воспитанников в случае пожара должны проводиться не реже двух раз в год.
Порядок эвакуации при пожаре определяется в следующей последовательности:
1. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и др.) обязан немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть, администрацию детского сада.
Далее нужно выключить приточно-вытяжную вентиляцию.
2. Немедленно оповестить работников и воспитанников о пожаре с помощью установленной системы оповещения.
3. Открыть все эвакуационные выходы из здания.
53
С учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации работников и воспитанников, в безопасную зону в кратчайший срок.
4. Быстро, без паники и суеты эвакуировать воспитанников и работников из здания согласно плану эвакуации (ПРИЛОЖЕНИЕ В), не допуская встречных и пересекающихся потоков людей.
Эвакуацию воспитанников следует начинать из помещения, в котором возник пожар, далее из смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. В первую очередь необходимо эвакуировать воспитанников младшего возраста.
В зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, воспитанники старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять с собой теплую одежду, а воспитанников младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи.
Необходимо тщательно проверять все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне воспитанников, спрятавшихся под кроватями, столами, в шкафах или других местах.
Нужно выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения воспитанников и работников в здание, где возник пожар.
5. Покидая помещение отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан в определенной последовательности:
-проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
- осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
54
- выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
- проверить включение в работу АПС;
-убрать из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
- при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую службу;
- прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
- обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
- организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить их охрану;
- информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
6. Организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам. Сбор эвакуированных нужно делать в специально установленном месте.
7. До приезда работников пожарной охраны членам добровольной пожарной дружины организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения.
Еще раз стоит уделить особое внимание подготовке и проведению новогодних утренников, являющихся наиболее пожароопасными из-за использования большого количества украшений, костюмов, да и самой новогодней елки [25].
55 3.5 Мероприятия с работниками по обеспечению пожарной безопасности
Отработка навыков безопасного поведения участников образовательного процесса предполагает осуществление разного рода практических мероприятий.
Мероприятиями с сотрудниками ДОУ по обеспечению пожарной безопасности должны стать:
• различные инструктажи по пожарной безопасности: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой;
• специальное обучение с последующим зачетом;
• практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях, по пользованию средствами пожаротушения;
• оформление стенда наглядной агитации о пожарной обстановке в городе, области;
• работа с детьми по ознакомлению с правилами пожарной безопасности.
Проведение данных мероприятий в ДОУ будет способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению уровня ответственности сотрудников, созданию безопасных условий жизнедеятельности и формированию безопасного поведения участников образовательного процесса [27].
56 4 ОХРАНА ТРУДА
4.1 Организация охраны труда в учреждении
Охрана труда в ДОУ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в трудовой деятельности и воспитанников в процессе их образовательной деятельности, включающую в себя нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия.
Работа личного состава строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все работники ДОУ проходят инструктаж, обучение с проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с определенным графиком.
В целях обеспечения контроля по соблюдению требований законодательства по охране труда в ДОУ организована трехступенчатая система административно-общественного контроля. В целях организации сотрудничества и регулирования отношений по охране труда работодателя и работников ДОУ создана специальная комиссия по охране труда. Ведётся большая работа по охране труда работников и воспитанников ДОУ совместно с профсоюзным комитетом. Система управления охраной труда в ДОУ №10 представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Ж.
Порядок обеспечения требований законодательства в области охраны труда работников ДОУ прописан в Положении об организации работы по охране труда, полное содержание которого представлено в ПРИЛОЖЕНИИ И.
Нормативно-правовая база ДОУ по охране труда включает в себя:
1. Трудовой Кодекс РФ от 30.06.2006 г. №90 - ФЗ (ред. от 28.12.2013г.)
Раздел 10. Охрана труда. Положения данного раздела направлены на обеспечение прав каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.0004 - 90 «Организация обучения безопасности труда». Настоящий стандарт устанавливает порядок и
57 виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей, распространяется на все виды предприятий, учебных заведений.
3. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г.
№1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» определяет Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Оно разработано для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда всех работников.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях. Они определяют требования к содержанию учебных и производственных помещений, чистоте иного имущества и инвентаря дошкольного образовательного учреждения [28, стр.56].
Проведение мероприятий по выполнению требований правил пожарной безопасности при оборудовании образовательных учреждений нередко требуют больших материальных затрат, поэтому местные органы самоуправления, должны понимать важность сложившейся ситуации и помогать проводить различные мероприятия. Это такие мероприятия как обеспечение автоматизированной пожарной сигнализацией и системой оповещения,