Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 618

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

testent.ru

Учебник по истории Казахстана для подготовки к ЕНТ 2014
СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

3. Раннегосударственные образования І тыс. до н.э.

4. Тюркский каганат и его преемники

5. Тюркские государства и улусы Х-XII вв.

6. Развитие социально-экономических и этнических процессов в Казахстане до монгольского нашествия

7. Казахстан в составе монгольской империи

8. Государства и улусы XIV-XV вв.

9. Предпосылки образования Казахского ханства. Казахское ханство в XV – начале XVIII вв.

10. Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы

11. Казахстан в составе Российской империи

12. Казахстан в годы установления Советской власти

13. Казахстан в период становления и укрепления тоталитарной системы (20-30 гг. ХХ века)

14. Казахстан в годы Второй мировой войны

15. Послевоенное положение Казахстана (1946-1953 гг.)

16. Казахстан в годы «хрущевской декады» (1953-1964 гг.)

17. Казахстан во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

18. Казахстан в годы «перестройки»

19. Независимый Казахстан

Тема № 1 Введение
Цель лекции – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана
Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники
План лекции

  1. Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

  2. Хронология и периодизация истории Казахстана.

  3. Археологические и письменные источники. Историография.

  4. Методы исследования.


Тезисы лекции

  1. Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).


Основные задачи курса истории Казахстана – возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.


  1. Хронология и периодизация истории Казахстана.

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

История Казахстана делится на следующие периоды:

1. Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств

2. Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение

3. Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России

4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.

5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.

Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).


  1. Археологические и письменные источники. Историография.

Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.



Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:

1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.

2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня

3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты

4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана

5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука

6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)

7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)

8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов

В широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают кпомощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”. К ним относятся: Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с

письменностью, письменами, письмом.

Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты

появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.


Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика – наука о гербах и символах.

Вексилогия – наука о флагах.

Этнография – наука, изучающая быт народов.


  1. Методы исследования.

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний).

Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:

  • историко-генетический метод,

  • историко-сравнительный метод,

  • историко-типологический метод,

  • историко-системный метод,

  • метод диахронического анализа,

  • метод исторической периодизации,

  • ретроспективный метод.

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят:

  • количественные методы;

  • социально-психологические методы;

  • лингвистические методы;

  • методы семиотики;

  • метод искусствоведческого анализа.

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.
Вопросы для контроля:

1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана

2. Что такое историческая периодизация?

3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?
Литература:

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

  2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

  3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

  4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

  5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

  6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

  7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

  8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.


См. также список основной и дополнительной литературы
Тема № 2 Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков (антропогенез, социогенез, культурогенез).
Ключевые слова – антропогенез, социогенез, культурогенез, палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат.
План лекции

1) Каменный век Казахстана

2) Бронзовый век Казахстана
Тезисы лекции

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.

Социогене́з(социогене́зис; новолат. sociogenesis от лат. societas — общество и др.-греч. γένησις — происхождение) — многозначный термин.

  • Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

  • Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

  • Социогенез (редкое значение) — учение о происхождении общества.

Культурогенез— процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
1) Каменный век Казахстана

Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода: