Файл: Учебник по истории Казахстана для подготовки к ент 2014.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 705
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2,5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э.
2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э.
3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э.
Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком.
В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре:
1) Формирование современного антропологического типа человека - человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века: 1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс)
2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов
3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство)
4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат
5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)
В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.
2) Бронзовый век Казахстана
Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают
скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.
Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.
Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.
У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.
В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.
Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.
С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.
Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.
Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.
Вопросы для контроля:
-
Что такое «неолитическая революция»? -
К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом? -
Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения? -
Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека?
Литература:
-
История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 -
Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 -
История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 -
История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 -
Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 -
История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. -
История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. -
История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.
См. также список основной и дополнительной литературы
Тема № 3 Раннегосударственные образования І тыс. до н.э.
Цель лекции – дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана
Ключевые слова – ранний железный век, эпоха ранних кочевников, «звериный стиль», «Великое переселение народов»
План лекции
1) Сакские племена на территории Казахстана
2) Усуни и канглы (кангюи)
3) Хунны (гунны)
Тезисы лекции
1) Сакские племена на территории Казахстана
1-е тысячелетие до н.э.- первая половина 1-го тысячелетия н.э.- новый этап отечественной истории, который известен под названиями-сакская эпоха, период ранних кочевников, эпоха раннего железа. Наряду с материалами археологических раскопок, история этого периода освещается уже письменными источниками, к числу которых можно отнести произведения античных (древнегреческих) авторов - «отец истории» Геродот («История греко-персидских войн»), Страбон («География»); персидские источники (надписи на каменных стеллах в честь персидских царей, Авеста- свод книг зороастрийской религии древних иранцев); китайские династийные хроники.
Достоверно известно, что сакские племена (тиграхауда, массагеты, парадарайя, хаомоварга, исседоны, аримаспы, аргипеи) были расселены по всей территории Казахстана. Однако в имеющихся исторических материалах нет точной географической привязки. Предположительно, массагеты занимали территорию Приаралья, тиграхауда - Семиречье, аримаспы - Восточный Казахстан, Алтай. Саки были активными участниками многих исторических событий тех лет - греко-персидских войн, сражений против персов, Александра Македонского. Они активно развивали политические, экономические, культурные связи с цивилизациями древнего мира.
В хозяйственной жизни саки унаследовали и продолжили традиции эпохи бронзы – скотоводство (кочевое, полукочевое, оседлое), земледелие, металлургия, различные ремесла. Одним из символов эпохи, отражающим высокий уровень развития сакской цивилизации является «золотой человек», обнаруженный в результате археологических раскопок на территории Алматинской области (1969-1973 гг.) научной экспедицией под руководством доктора исторических наук, профессора Кемаля Акишевича Акишева.
Сакское общество не является ни рабовладельческим, ни феодальным в классическом смысле этого слова. Оно сочетало в себе различные формы эксплуатации. На высшей ступени сакского общества находилась аристократия, среди которой особо выделялся «царский род». По представлениям саков только царскому роду было ниспослано свыше право власти над соплеменниками. Большим влиянием в сакском обществе пользовались жрецы. Имелось воинское сословие. Основную массу населения составляли простые свободные саки. Рабов, в основном военнопленных, было немного. Их труд использовался, главным образом, в домашнем хозяйстве.