Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.


Модуль 1. Общие проблемы философии науки

  1. Философия науки: предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

  2. Наука и религия. Наука и искусство. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

  3. Социокультурные функции науки. Специфика научной деятельности. Роль науки в современном образовании и развитии личности.

  4. Возникновение науки: проблема периодизации истории. Преднаука и наука.

  5. Донаучные типы знания. Особенности мифологического восприятия. От мифа к Логосу: становление теоретического знания.

  6. Роль античности в становлении научного знания. Основные научные программы античности.

  7. Научная культура Средневековья: социально-исторические предпосылки и специфические черты.

  8. Становление экспериментального метода и опытной науки в Новое время. Две базисные стратегии получения научных знаний и разработка основных методов научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

  9. Классическая наука XVII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление науки как социального института.

  10. Классическая, неклассическая и постклассическая наука: онтологические, гносеологические, социальные основания.

  11. Проблемы философии и методологии науки в позитивистской традиции (позитивизм и неопозитивизм).

  12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».

  13. История науки как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии.

  14. Разрыв с кумулятивизмом: Т. Кун. Дисциплинарная матрица. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.

  15. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации).

  16. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.

  17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

  18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

  19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

  20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

  21. Методология научного познания Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

  22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  23. Модели роста и развития научного знания. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

  24. Научная картина мира и ее исторические формы. Функции картины мира в научном исследовании.

  25. Новации и традиции в развитии науки. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

  27. Соотношение истины и знания. Классическая и неклассическая концепции научной истины.

  28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Институализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью.

  29. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  30. Этические проблемы науки XXI века. Свобода и профессиональная ответственность ученого.


1. Философия науки: предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

Философия науки как понятие появилась во второй половине XIX в.

Проблемное поле философии науки сформировалось в XIX-XX вв.

Как самостоятельная дисциплина она оформилась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии и «возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР»

Выделим предпосылки, повлиявшие на становление философии науки как учебной дисциплины:

  • наука становится основной формой постижения мира;

  • происходит усложнение научного знания;

  • приобретает особую остроту проблема обоснования

знания, анализа и осмысления его методологии;

  • возникает кризис классической физики (в связи с созданием специальной теории относительности и становлением физики микромира) и связанного с ним мировоззрения.

Таким образом, попытки понять науку как особую сферу человеческой деятельности привели к возникновению особой дисциплины – философии науки.

Предметом философии науки являются проблемы, связанные с получением, обоснованием, функционированием и организацией научного знания как социокультурного феномена.

Предмет:

- сущность науки, ее структурные параметры;

- специфика эпистемологии и методологии научного познания;

- динамика формирования научных теорий;

- философская интерпретация содержания науки;

- ценностные основания науки;

- социокультурные формы и контекст познавательной деятельности научных сообществ;

- становление и историческое развитие науки.

Функции философии науки:

1. Разработка различных моделей реальности (онтологии), а онтология является

одним из оснований науки. Сквозь призму онтологии человек изучает науку. Создаются

основания исследований.

2. Исследует общие закономерности всякого познания. Познание не только вид

деятельности, но и отношения. Изучает особенности познания.

3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют

познавательную деятельность.

4. Методологическая. Философские знания выступают в роли предельно общего



метода научного исследования и разрабатывают методологии познания. Формирует

ценности и мировоззренческие ориентиры науки.

5. В рамках философии разрабатываются основания построения теорий.

Философия формирует логику исследования.

Философия видит науку:

1. как особый вид деятельности.

2. как систему знаний.

3. как социальный институт.

А.А. Радугин рассматривает 4 основные концепции взаимоотношения философии и науки:

Трансценденталистская (умопостигаемая, сверх опыта) (античность до середины XIX века) Философия наука всех наук.

Позитивистская (XIX век) Наука сама себе философия

Диалектическая концепция. Существует сложное взаимодействие между философией и наукой. Сторонники диалектической концепции взаимоотношения философии и науки признают их внутреннюю, необходимую, существенную взаимосвязь, имеющую диалектическую природу. Антиинтеракционистская концепция отрицающей их внутреннюю взаимосвязь вообще.

Наука является объектом полидисциплинарного исследования. Философия науки, логика науки (логич. Структуры научного знания), Социология науки (взаимосвязь института науки и соц. сферы общества), экономика науки (определ. Оптимальных режимов финансирования науки, экономич. Эффективность внедрения философии в производство), история науки (исследование истории научных идей и их роль в социально-культурной жизни и др.).

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

1. С I тыс. дон. э. до ХVI в. Этот период можно назвать периодом преднауки. На его протяжении наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными практическими знаниями, приобретенными посредством житейского опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями».

2. XVI – XVII вв. Это период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и венчается фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они связываются с формулированием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теорий посредством опыта. Начинает культивироваться критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта. Развивается методология науки. Наука оформляется как особая самостоятельная область общественной деятельности.


3. XVIII–XIX вв. Этот период соответствует классической науке. В это время образуется множество различных самостоятельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Строятся фундаментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы; в областях гуманитарных наук (психология, языкознание) начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Существенно возрастает число людей, занятых научной деятельностью, которая оплачивается. Социальный институт науки обретает отчетливые черты (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастает роль науки в культуре.

4. XX век и начало нынешнего столетия называют постклассической наукой. Этот период, как известно, начался научной революцией, и наука стала существенно отличаться от классической науки. В различных областях научного знания были совершены величайшие открытия. В математике в результате критического анализа теории множеств и оснований математики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. В физике создаются теория относительности и квантовая механика – теории, заставившие пересмотреть сами основания физической науки. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в нейрофизиологии, психологии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках.

Таким образом, Основными задачами философии науки являются: систематическая философская рефлексия над наукой, осуществление синтеза философского и частнонаучного знания, вписывание достижений науки в социокультурный контекст эпохи.Философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования. В целом же философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности

2. Наука и религия. Наука и искусство. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.


Наукаобласть человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. 

Рели́гия— особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Искусство образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей

Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы.

Аспект

Философия

Наука

Назначение

Философию интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума.

Служит отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения и др. Они изучают свой фрагмент бытия.

Личность

Мир в глазах философа - живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии человека к миру, сознания к материи).

Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.

Отношение к знанию

Философия стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти).

Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих.

Целевой компонент

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей.

Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Разделы

онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр.




Путь к истине

Философия сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: "Подвергай все сомнению!" - вот кредо философствующего разума.

Ньютон восклицал: "Физика, бойся метафизики!" (философии). И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью.

Рефлексивность


переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли

Использование теорем, законов

Национальный элемент

русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия

Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.