Файл: Педагогическая практика Экономика (профиль Финансы и кредит) (фио обучающегося).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление финансами предполагает создание эффективных финансовых отношений между банком и контрагентами, посредством управления финансовым механизмом банка. Финансовый механизм коммерческого банка содержит в себе подходы к управлению финансами банка, его активами
и пассивами, которые можно условно разделить на две группы:
управление балансом;
управление финансовыми потоками.
Объектом управления финансовой деятельность банков является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов
и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.
Денежный поток – это денежные средства, под которыми понимаются депозитные (или текущие) счета и наличные деньги, получаемые банком от всех видов деятельности и расходуемые на обеспечение дальнейшей деятельности.
Процесс управления финансами банка включает следующие элементы:
-
Финансовое планирование – определение направлений вложения капитала; соизмерение будущих затрат и имеющихся ресурсов и т.п. -
Оперативное управление – в том числе анализ исполнения планов, поиск информации о состоянии рынка и дел контрагентов, а также создание аналитических центров для обработки полученных сведений. Особенно важно для успешного управления финансами коммерческих банков выявление причин отклонения фактических показателей от запланированных. -
Финансовый контроль, включая внутрихозяйственный
и аудиторский контроль.
Финансовое планирование – это планирование всех доходов
и направлений расходования денежных средств банка для обеспечения его развития.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач
и объектов планирования.
Примером сочетания перспективного, текущего и оперативного планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать
в экономически развитых странах при создании нового направления деятельности либо создания нового структурного подразделения банка. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку как показывает практика, плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверным.
Оперативное управление состоит из анализа исполнения планов, поиска информации о состоянии рынка и дел контрагентов, а также создания аналитических центров для обработки полученных сведений. Особенно важно для успешного управления финансами коммерческих банков выявление причин отклонения фактических показателей от запланированных.
Финансовый контроль в банках – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности коммерческого банка либо другой кредитной организации.
Таким образом, в условиях сильной конкурентной борьбы наиболее приоритетной задачей банка является обеспечение стабильного финансового положения за счет грамотного управления собственными финансами.
-
Анализ структуры лекции, определение применяемых преподавателем технологий и подходов педагогической деятельности
В ходе прохождения педагогической практики, в соответствии
с расписанием занятий, мною было проведено ознакомление с тремя лекциями (видео-лекциями) по направлению подготовки «Банковское дело». В целом, лекции можно охарактеризовать как устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.
В Университете «Синергия» обычно применяется определенная структура лекции. Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определялись типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный – последний. Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы. Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, хочет подчеркнуть и т.д.
-
Вводная часть (вступление)
Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. Несмотря на небольшую продолжительность, именно на этом этапе лекции формируется настрой обучающегося и его интерес к рассматриваемой теме занятия. В ходе данного этапа, преподаватели «Университета» осуществляли:
- формулировку темы лекции, озвучивали характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
- изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
- характеристику рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов, а также напоминали
о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции.
В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.
-
Основная часть
Это часть лекции является самой важной и наиболее информативной.
В ходе основной части, преподаватели Университета «Синергия» излагали содержание лекции в строгом соответствии с тематическим планом. Преподносили студентам раскрывающий тему лекции концептуальный
и фактический материал, производили его анализ и оценку, использовали различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. В целом, на данном этапе, преподаватель:
- раскрывает содержание темы занятия;
- акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
- дает определение первостепенным понятиям;
- предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
-
Заключительная часть
На данном этапе, преподаватели осуществляли подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировали выводы по теме лекции; отвечали на вопросы студентов, возникшие по результатам лекции. Давали задание для самоподготовки.
В среднем на заключительную часть отводилось 10 минут.
В процессе прослушивания лекций, было обращено внимание, что большую роль в подаче учебного материала играет не только грамотно построенная и доступная речь преподавателя, но и его облик, поза, жесты
и манера говорить.
Таким образом, по моему мнению, назначение современной лекции
в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме,
а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса,
овладеть методами научного познания, предложить новейшие достижения научной мысли.
К основным достоинствам лекции можно отнести:
- лектор полностью планирует и контролирует ход занятия.
- возможность охвата большой аудитории.
- низкие финансовые затраты на одного учащегося.
К основным недостаткам лекции целесообразно отнести:
- высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний.
- монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся.
-
Аннотированный список литературы по избранной теме
Тема по направлению «Банковское дело» для подготовки тезисов выступления: «Управление финансами коммерческого банка».
В ходе прохождения практики, мною была изучена следующая основная учебная литература по выбранной теме, представленная в свободном доступе для студентов:
-
Алексеев А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Алексеев; УМО высш. образования; Санкт-Петербург. гос. экон. ун-т. - М.: Юрайт, 2015. - 247 с. - (Бакалавр
и магистр. Академический курс).
Учебное пособие раскрывает вопросы применения инноваций, их классификации, организации процесса нововведения в ходе экономического планирования
и государственного регулирования финансовой деятельности.
-
Банковские операции: учебник / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 612 с. - (Профессиональное образование).
Учебник содержит сведения о банковских операциях, их видах
и обеспечении, активных и пассивных банковских операциях, собственных
и привлеченных средствах кредитных организаций.
-
Банковское дело: учебник и практикум / под ред. В. А. Боровковой; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 623 с. – Профессиональное образование).
В учебнике рассматриваются структура и принципы построения банковской системы, задачи и функции Центрального и коммерческих банков, регулирование валютных операций банков, операции с ценными бумагами, основные понятия и термины, направления и особенности банковского кредитования.
-
Воронцовский А. В. Управление рисками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Воронцовский; УМО высш. образования; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2016. - 414 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс).
В учебнике рассматриваются особенности управления рисками бизнеса
в реальном секторе экономики; в нем представлены различные методы учета
и управления рисками в процессе обоснования и исполнения проектов материальных инвестиций.
-
Румянцева Е. Е. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева; УМО высш. образования; Рос. академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс).
В учебнике представлена теория и методология всех разделов финансового менеджмента. Методический комплекс содержит дискуссионные вопросы и кейсы, практические примеры и комплексные задачи как
из российской, так и из зарубежной практики.
-
Хмыз О.В. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум / О.В. Хмыз; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 350 с.
В учебнике раскрываются история возникновения эмиссионных
и центральных банков, их современные функции, цели и задачи деятельности, взаимодействие центральных и коммерческих банков в процессе денежно-кредитного регулирования. Особое внимание уделено содержанию денежно-кредитной политики, методологии и инструментам современного денежно-кредитного регулирования, а также особенностям денежно-кредитной политики в Российской Федерации и вопросам ее совершенствования.
Кроме того в ходе подготовки тезисов выступления использовалась следующая литература:
-
Астрелина, В. В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке: учеб. пособие / В. В. Астрелина, П. К. Бондарчук, П. С. Шальнов. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 175 с. -
Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов
и [аспирантов] / [авт.: Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, Е. И. Кузнецова и др.]; под ред. Е. Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. -
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело организация деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2011. — 422 с. -
Букин С. Безопасность банковской деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011. - 288 с. -
Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов / [авт. кол.:
О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева и др.] ; под ред. О. И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 560 с. -
Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов / [авт.: О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева и др.]; под ред. О. И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 560 с. -
Владиславлев Д. Н. Энциклопедия банковского маркетинга
и менеджмента / Д. Н. Владиславлев. - М.: Ось-89, 2011. - 352 с. -
Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с. -
Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса
в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 911 с. -
Дерен В. И., Дерен А. В. Экономика и международный бизнес. Учебник и практикум для магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 298 с. -
Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): учеб. пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. – М.: КНОРУС, 2012. – 368 с. -
Киреев, В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова.– М: КНОРУС, 2012. – 239 с. -
Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 538 с. -
Костерина, Т. М. Банковское дело: учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 332 с. -
Лукашенко М. А., Ионова Ю. Г., Михненко П. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2019. 364 с. -
Ольхова, Раиса Григорьевна. Банковское дело: управление
в современном банке: учебное пособие для студ. вузов / Р. Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2018. - 288 с. -
Просветов, Георгий Иванович. Банковский менеджмент: задачи и решения: учебно-практ. пособие / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 232 с. -
Турбанов Александр Владимирович. Банковское дело. Операции, технологии, управление / А. В. Турбанов, А. В. Тютюнник. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 682 с. -
Тавасиев, А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Тавасиев, А. В. Мурычев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 543 с.